Ответственность должностных лиц по налоговым преступлениям

Для того, чтобы понять, кто может подлежать ответственности за налоговые преступления, определимся с тем, кто относится к разряду должностных лиц организации.

Согласно ст.273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе, выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации.

Также к должностным лицам организации относятся члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления). Подробный порядок избрания коллегиального органа управления устанавливается учредительными документами организации.

Согласно закону №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» к перечню должностных лиц организации также относиться и главный бухгалтер.

Налогоплательщики, которые стали причастными к совершению налоговых правонарушениях могут быть привлечены к трем видам ответственности:

- уголовной;

- административной;

- налоговой.

Должностные лица, как физические лица, могут быть привлечены только к административной и уголовной ответственности

В Главе 22 «Преступления в сфере экономики» Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержатся составы преступлений, связанных с неисполнением налоговых обязанностей, а также наказание за их совершение.

Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

В зависимости от характера и степени общественной опасности, предусмотренные УК РФ деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ч. 1 ст. 15 УК РФ).

При этом крупным размером (средняя тяжесть преступления) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1800000 рублей.

Особо крупным размером (особо тяжкие преступления) признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9000000 рублей.

Следует отметить, что факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является.

Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в случае не соответствия крупному размеру, преступление будет рассматриваться как административное правонарушение, без привлечения к уголовной ответственности.

За нарушения налогового законодательства наряду с ответственностью, предусмотренной НК, применяется также административная ответственность. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Полный перечень видов налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение содержатся в гл. 16 НК РФ.

Рассмотрим наиболее встречающиеся случаи:

  1. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (ст. 118 НК РФ);
  2. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ);
  3. Грубое нарушение организацией правил учета доходов, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30000 рублей (ст. 120 НК РФ);
  4. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Следует отметить, что привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ).