Чего ждать от закона о трансфертном ценообразовании

Наша сегодняшняя встреча посвящена проверке правильности применения цен в сделках для целей налогообложения. Иными словами, семинар посвящен трансфертному ценообразованию. Мы поговорим о рыночных ценах. Разберем основания для проверки правильности применения цен, а также последствия опровержения соответствия этих цен рыночным. Сравним действующие правила, установленные статьями 40 и 20 НК РФ, и новые правила, которые вступают в силу с 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Правила трансфертного ценообразования, которые действуют сейчас

Поговорим вначале о действующих правилах трансфертного ценообразования. С 1 января 1999 года, то есть с момента введения в действие первой части Налогового кодекса РФ, для целей налогообложения используется понятие рыночной цены товаров, работ, услуг. Оно содержится в статье 40 НК РФ. Системный анализ положений Кодекса позволяет утверждать, что для целей налогообложения нужно использовать именно рыночную цену товаров, работ, услуг. И в случае, если цена, примененная по сделке, отклоняется от рыночной, налогоплательщик вправе самостоятельно доплатить налоги, исходя из рыночной цены на соответствующий товар, работу, услугу. В отдельных статьях части второй НК РФ предусмотрено применение принципов статьи 40 при определении налоговой базы по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль и в ряде других случаев.

С другой стороны, мы можем говорить о статье 40 НК РФ как о специфической форме налогового контроля, то есть проверке налоговой инспекцией правильности применения цен по сделкам.

Рыночной признается цена, сложившая на рынке идентичных товаров (а при их отсутствии, однородных товаров), в сопоставимых экономических условиях, с учетом обычных скидок в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимым.

В Налоговом кодексе есть основания, по которым может быть опровергнута презумпция соответствия договорной цены рыночной цене. Это понятие использовано в совместном постановлении Пленумов ВАС РФ и Верховного суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9.

Налоговая инспекция вправе проверять правильность применения компанией цен по следующим сделкам: товарообменные, бартерные операции. То есть по тем договорам, которые опосредуют безденежный обмен товарами, работами, услугами. Обратите внимание, что сделки, которые завершаются зачетом взаимных требований, под данные основания контроля не подпадают.

Вторая категория сделок – внешнеторговые.

Следующая категория – это сделки, в которых присутствуют два признака. Первый – компанией допущено отклонение цены в договоре по сделкам, обычно ей совершаемым, в размере более чем 20 процентов в сторону понижения или повышения. Второй признак - такое отклонение допущено в пределах непродолжительного периода времени. В этом случае, налоговая инспекция определяет некую средневзвешенную сумму цен по совершенным налогоплательщиком сделкам и устанавливает непродолжительность периода времени, в течение которого компанией допущено отклонение от цен. Такое понятие как «непродолжительный период времени» может быть определено как длительность производственного цикла. И устанавливается она с учетом специфики деятельности налогоплательщика. Если будет установлено, что допущенное компанией отклонение превышает 20 процентов, есть основания для контроля.

И последняя категория контролируемых сделок - это сделки между взаимозависимыми лицами. Понятие взаимозависимых лиц содержится в статье 20 НК РФ. Обратите внимание, что для организаций этой статьей установлен только один безусловный признак взаимозависимости – это прямое или косвенное участие одной компании в другой. Доля такого участия более чем 20 процентов. Вместе с тем, согласно сложившейся судебно-арбитражной практике, признание лиц взаимозависимыми может быть произведено и на основании других нормативно-правовых актов: например, ГК РФ, Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В них используются понятия «взаимосвязанные лица», «заинтересованные лица», «аффилированные лица». Отношения между налогоплательщиками, подпадающие под эти определения, могут быть рассмотрены как отношения взаимозависимости.

Если налогоплательщик не согласен с основанием, выбранным инспекцией для проверки, он вправе обратиться в суд. Признание же лиц взаимозависимыми осуществляется налоговой инспекцией во внесудебном порядке.

Итак, предположим, что налоговая инспекция установила основания для контроля. Для доначисления налога она должна установить, что цена в проверяемой сделке отклоняется от рыночной более чем на 20 процентов. Только в этом случае инспекция вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога, исходя из рыночной цены. Пеня будет начисляться на неуплаченную в установленный срок сумму налога. При этом к компании могут быть применены и меры ответственности за занижение налоговой базы.

Проверка правильности определения цен по сделкам реализуется в рамках камеральной или, что чаще встречается, выездной налоговой проверки.

При определении рыночной цены инспекция проверяет отдельно взятую сделку, а не использует совокупность всех сделок, совершенных налогоплательщиком с одним или несколькими контрагентами. Например, проверка правильности определения цен по договору аренды помещения является самостоятельным видом проверки. Независимо от того, что, например, арифметическая сумма цен по всем сделкам компании по предоставлению имущества в аренду может и соответствовать рыночной цене.

Налоговая инспекция должна использовать официальные источники информации при определении рыночной цены. В качестве таковых могут выступать сведения Росстата, органов ценообразования, информация о биржевых котировках, заключения экспертов. Также могут быть использованы и уполномоченные СМИ, например, «Российская газета».

При проверке правильности применения цен по сделкам информация, полученная инспекцией, должна быть скорректирована с учетом конкретных условий деятельности налогоплательщика. То есть должны быть приняты во внимание условия платежей, обязанности сторон по сделке (например, кто несет расходы по транспортировке, хранению, страхованию товара), форма платежа и другие условия, которые влияют на ценообразование. Соответствующий расчет должен быть приведен инспекцией в акте проверки.

Мы сейчас говорили о методе определения рыночных цен, который основан на сравнении цены, применяемой компанией по сделке, с рыночными ценами. Но нередко не удается установить информацию о рыночной цене на соответствующий товар, работу, услугу. Тогда инспекция должна последовательно использовать следующие методы определения рыночных цен. Первый - это метод последующей реализации. Его смысл описан в пункте 10 статьи 40 НК РФ. Если не удается получить информацию о последующей реализации, инспекция может использовать затратный метод. При нем рыночная цена определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Установив отклонение цены от рыночной, инспекция доначисляет налог, который взыскивается во внесудебном порядке. Инспекция не изменяет в данном случае квалификацию сделки. Поэтому компаниям рекомендуется и в настоящее время готовить обоснование применяемых цен для целей налогообложения. Нужно уже сейчас разработать внутренние документы, которые характеризуют, например, скидки, предоставляемые контрагентам, источники получения информации о рыночной цене. Так компания сможет более эффективно защищать свои права в случае возникновения споров с налоговой инспекцией.

Новшества с 1 января 2012 года

Теперь посмотрим, как изменятся правила контроля за трансфертным ценообразованием с 1 января 2012 года. Рыночной ценой будет признаваться любая цена в сделке, совершенная между лицами, не являющимися взаимозависимыми. А вот сделки, которые совершены между взаимозависимыми лицами, будут оцениваться исходя из рыночной цены на соответствующий товар, работу или услугу.

Для целей налогообложения рыночными будут признаваться цены и в других ситуациях. Например, если сделка подлежит антимонопольному регулированию или цена в сделке сложилась по результатам биржевых торгов.

Контролироваться будут цены по сделкам, предметом которых являются товар, работ или услуга. Как и в настоящее время, так и после 1 января 2012 года, не будут подлежать контролю сделки с имущественными правами.

ФНС России для установления рыночной цены будет сравнивать сделку с той, что совершена в сопоставимых условиях между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В качестве установления сопоставимых условий будут использованы следующие параметры: характеристика совершаемых сделок, коммерческие условия, функции сторон сделки, риски, принимаемые сторонами сделки. Также будут приниматься во внимание рынки соответствующих товаров, работ, услуг и коммерческая стратегия сторон сделки.

При использовании информации о рыночных ценах в качестве источников могут быть использованы сведения о ценах и котировках бирж, таможенная статистика, данные информационно-аналитических агентств, Росстата, органов ценообразования, сведения о ценах сделок, совершенных налогоплательщиком.

Если такой информации нет, налоговая служба сможет использовать следующий блок источников информации. Это сведения о ценах, которые содержатся в общедоступных информационных системах, информация из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, сведения о рыночной цене объекта оценки. Как и в настоящее время, суды смогут учитывать любые обстоятельства, которые способны оказать влияние на цены.

Критерии взаимозависимости

С 1 января 2012 года будет введено понятие «контролируемые сделки». Под ними понимаются сделки между взаимозависимыми лицами. При этом само понятие взаимозависимых лиц не изменилось. Ими будут, как и сейчас, признаваться лица, отношения между которыми или между представляемыми ими лицами могут оказать влияние на результаты или условия совершаемых сделок.

Перечень взаимозависимых лиц значительно расширен. В НК РФ включены дополнительные основания признания лиц взаимозависимыми. В частности, это сделки между организацией и физлицом в случае, если оно прямо или косвенно участвует в организации и размер участия более чем 25 процентов. Это компания и физлицо, которое имеет полномочия по назначению или избранию единоличного исполнительного органа компании. Это компании, у которых одни и те же единоличные исполнительные органы. Или один и тот же состав коллегиального исполнительного органа. Это организация и ее генеральный директор. Но если в настоящее время, как я уже говорил, компании признаются взаимозависимыми, если доля прямого или косвенного участия превышает 20 процентов, то со следующего года размер участия увеличен до 25 процентов. Обратите внимание, что несмотря на такое увеличение оснований признания лиц взаимозависимыми, перечень не является исчерпывающим. Суд по заявлению ФНС России может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям.

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются те, в которых задействованы так называемые посредники. То есть лица, которые не принимают на себя никаких конкретных функций или рисков, а конечный покупатель – компания, взаимозависимая с продавцом.

Когда сделка будет признана контролируемой

Сделка между взаимозависимыми лицами, являющимися резидентами РФ, будет признаваться контролируемой при определенных условиях. В частности, сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысит в 2012 году 3 млрд. руб., в 2013 году - 2 млрд. руб., начиная с 2014 года – 1 млрд. руб. При этом не будет признана контролируемой сделка, если одновременно выполняются условия, перечисленные в новой статье 105.14 НК РФ, в подпункте 2 пункта 4.

Будет подлежать контролю сделка между взаимозависимыми лицами, одной из сторон которых выступает налогоплательщик НДПИ. Предметом такой сделки должно быть добытое полезное ископаемое, налоговая ставка по которому исчисляется в процентах. Эта сделка будет контролироваться, если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысила 60 млн. руб.

Налоговая служба будет контролировать сделку между взаимозависимыми лицами, стороной которых является налогоплательщик специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД. Обратите внимание: эти сделки будут контролироваться с 2014 года.

Назову еще случаи признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми. Это сделка, стороной которой является организация, освобожденная от уплаты налога на прибыль, или если она платит его по ставке 0 процентов. Сделка будет контролируемой, если сумма доходов за календарный год по таким сделкам превысила 60 млн. руб.

Контролироваться будут сделки между взаимозависимыми лицами, если стороной сделки выступает компания-резидент особой экономической зоны. Также необходимо, чтобы сумма доходов за календарный год по таким сделкам превысила 60 млн. руб. Такая сделка будет контролироваться только с 2014 года.

К сделкам со взаимозависимыми лицами приравниваются еще две категории. Это сделки, которые опосредуют внешнюю торговлю товарами биржевой торговли: черными, цветными, драгоценными металлами, нефтью и товарами, из нее выработанными, минеральными удобрениями и драгоценными камнями. Сделка будет признаваться контролируемой, если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысила 60 млн. руб.

Будет признаваться контролируемой сделка, сторона которой зарегистрирована на территории оффшорной юрисдикции. Перечень таких государств установлен приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н. И опять - сделки будут контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысит 60 млн. руб.

Новые права и обязанности налогоплательщиков

В связи с введением новых правил по контролю за трансфертным ценообразованием у компаний появляются новые права и обязанности. Налогоплательщик вправе самостоятельно признать себя и своего контрагента взаимозависимыми лицами и произвести доначисление налога, исходя из рыночных цен на соответствующие товары, работы, услуги. Необходимо произвести корректировку налоговых баз и уплатить налоги в установленные сроки. Для налога на прибыль - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, для НДФЛ - не позднее 15 июля. И также надо подать соответствующие декларации.

В качестве новых обязанностей налогоплательщика появилась необходимость уведомлять налоговую инспекцию о совершенных контролируемых сделках. Сделать это надо не позднее 20 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом. При невыполнении этой обязанности налогоплательщик будет привлечен к ответственности в размере 5 тыс. руб. Это установлено новой статьей 129.4 НК РФ.

Сотрудники налогового ведомства могут истребовать документы, характеризующие ценообразование по контролируемым сделкам.

Если в ходе контрольных мероприятий будет установлено отклонение договорной цены от рыночной, налогоплательщик будет привлечен к ответственности за неуплату или неполную уплату налога. Ответственность за нарушение правил использования цен по сделкам вводится в полном объеме с 2017 года. С 2014 года вводится ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. С 2017 года эта санкция возрастет до 40 процентов. До 2014 года ответственности за использование цен, отклоняющихся от рыночных, нет.

Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, только если не представил по требованию ФНС документы, характеризующие ценообразование.

Документы о совершенных сделках могут быть истребованы ФНС России не ранее 1 июня года, следующего за истекшим календарным годом. На представление документов у компании есть 30 дней. Представление документов, характеризующих ценообразование, будет применяться в 2012 году при условии, если сумма доходов по совершенным сделкам превышает 100 млн. руб., а в 2013 году - 80 млн. руб.

Кто будет контролировать правильность применения цен

В настоящее время проверка правильности применения цен по сделкам проводится инспекцией по месту учета налогоплательщика. С 2012 года такой контроль будет проводить исключительно ФНС России. Основанием для проверки будут уведомления налогоплательщиков о совершенных контролируемых сделках, извещения территориальных налоговых инспекций, которые выявили в ходе камеральной или выездной проверки контролируемые сделки. Либо сама ФНС России может получить информацию о проведенных подобных сделках при повторной выездной налоговой проверке в порядке контроля за деятельностью инспекции.

В ходе проверки правильности применения цен по сделкам может быть охвачен трехгодичный период, предшествующий году принятия решения о проведении проверки.

При проверке ФНС России будет использовать методы определения цен по сделкам в целях налогообложения. Основным, как и сейчас, будет метод сопоставимой рыночной цены. Цена проверяемой сделки будет сравниваться с рыночной с учетом информации о такой цене на соответствующий товар, работу, услугу. Если такая информация отсутствует, то у налоговой службы появляется возможность выбора иных методов определения рыночной цены: метода последующей реализации, затратного метода, метода распределения прибыли и метода сопоставимой рентабельности. В отличие от действующего порядка, ФНС России не будет ограничена в выборе последовательности этих методов. Она может использовать любой метод или даже их комбинацию.

В НК РФ предусмотрена специфика совершения налогоплательщиком разовой сделки. В этом случае, налоговая служба в качестве рыночной может использовать стоимость предмета сделки, установленную оценщиком в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства.

При использовании метода сопоставимой рентабельности или метода распределения прибыли конкретная рыночная стоимость товара, работы, услуги может не устанавливаться. Налоговое ведомство имеет право выявить сопоставимые финансовые результаты и доначислить налог, исходя из суммы дохода, прибыли, выручки, которая могли бы быть получены, если бы сделка совершалась не взаимозависимыми лицами.

Хотелось бы особо отметить, что для использования рыночной цены и проверки правильности применения цен по сделкам, Кодекс большое внимание отводит бухгалтерскому учету. Ряд показателей, необходимых для налогового контроля, будет браться из бухгалтерской отчетности российской компании или бухотчетности иностранной организации с соответствующими корректировками.

Основные методы определения рыночных цен

Несколько слов об основном методе определения рыночных цен – методе сопоставимой рыночной цены. В отличие от действующего порядка, налоговая служба при применении этого метода будет устанавливать не абсолютную рыночную цену, а интервал рыночных цен. Для этого будет произведена выборка цен в сделках в сопоставимых экономических условиях. Каждой цене в этой выборке будет присвоен свой порядковый номер. Затем определяются нижние и верхние границы интервалы рыночных цен. И если цена контролируемой сделки находится в этом интервале, именно она и принимается для целей налогообложения. Если же цена превышает установленный максимальный интервал рыночной цены, то для расчета налогов используется максимальная граница интервала. Если цена по сделке ниже, то, соответственно, берется нижнее значение интервала. Аналогичным образом определяется интервал рентабельности.

Налоговый кодекс содержит рекомендации по применению иных методов определения рыночных цен. В частности, затратный метод рекомендован для случаев, когда осуществляются услуги по управлению денежными средствами, услуги по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации, когда сырье или полуфабрикаты продаются взаимозависимым компаниям. Или если продажа товаров, работ, услуг проводится взаимозависимым контрагентам по долгосрочным договорам.

Метод последующей реализации рекомендован к применению для случаев перепродажи товаров без переработки в рамках последующих сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Новые методы определения рыночных цен

Появилось два новых метода сравнения цен с рыночными: метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли.

В общем, как понятно из названия, при методе сопоставимой рентабельности сравнивают рентабельность контролируемой сделки с рентабельностью сопоставимых сделок. В качестве показателей могут быть использованы сведения о рентабельности продаж, затрат, коммерческих и управленческих расходов, активов.

Метод распределения прибыли сопоставляет распределения прибыли между сторонами контролируемой сделки и сторонами сопоставимых сделок. В качестве основы используется вклад сторон сделки в общую прибыль. В случае, если будет установлено, что прибыль, полученная в контролируемой сделке, равна или превышает прибыль, полученную по сопоставимым сделкам, для целей налогообложения признается фактически полученная прибыль. Если будет установлено, что убыток в контролируемой сделке равен или меньше убытка в сопоставимых сделках, для целей налогообложения принимается фактически полученный убыток.

Проведя проверку, составив акт по ее результатам, налоговая служба выносит решение. Важно следующее: при установлении ФНС России отклонения цены в контролируемой сделке от рыночной, используется судебный порядок взыскания доначисленных налогов, пеней и штрафов. В настоящее время, напомню, действует внесудебный порядок. Иными словами, новые правила создают дополнительные гарантии прав налогоплательщиков.

Симметричные корректировки и соглашение о ценообразовании

Налоговым кодексом введено два новых института: симметричные корректировки и предварительное соглашение о ценообразовании.

Возможность симметричных корректировок означает, что вторая сторона контролируемой сделки может использовать для целей налогообложения рыночные цены, то есть те, на основании которых налоговая служба доначислила налог другой стороне сделки. Могут быть произведены корректировки по налогу на прибыль организаций и НДС. Внесение изменений в первичные документы не требуется. Основание для симметричной корректировки – уведомление ФНС России.

Крупнейшие налогоплательщики могут заключить с ФНС России соглашение. Его предметом станет метод ценообразования, используемый компанией в сделках для целей налогообложения. Такое соглашение может быть заключено, начиная с 2013 года. Срок действия соглашения – три года с возможностью продления еще на два года. Налоговая служба будет проверять соблюдение компанией условий соглашения о ценообразовании. При их выполнении претензий к применению цен по сделкам быть не должно.

Конспект подготовила Марина Коснова