Проверки торговых компаний Роспотребнадзором

Зная правила проведения проверки, права и обязанности свои и чиновников, торговая фирма может оспорить решение инспекторов о привлечении ее к ответственности. В данной статье мы расскажем о контрольных мероприятиях Роспотребнадзора.

Объект проверки

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322) к сфере контрольных полномочий Роспотребнадзора, в частности, относится:

– государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

– государственный контроль за тем, как соблюдается законодательство в области защиты прав потребителей;

– контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров.

На практике чиновники Роспотребнадзора в первую очередь проверяют соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН) при осуществлении торговли. Объектом внимания также становятся санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары. Кроме того, они проверяют наличие у организации заключенных договоров на выполнение дезинсекционных и дератизационных работ.

Весьма вероятно, что проверяющих заинтересуют условия хранения скоропортящейся продукции. Особенно это актуально для организаций, торгующих продовольственными товарами: чиновники изучают сроки годности продуктов, соблюдение температурного режима их хранения и т. д.

Проверка может затронуть и документы персонала магазина: медицинские книжки, журнал регистрации результатов медосмотров.

Виды проверок

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) проверки можно классифицировать по двум группам: плановые и внеплановые, документарные и выездные.

Плановые и внеплановые проверки

Плановые проверки торговых компаний проводятся не чаще одного раза в три года на основании ежегодных планов, которые размещаются на официальном сайте территориального органа Роспотребнадзора в интернете либо доводятся до сведения компаний, включенных в график, иным доступным способом.

Основанием для того, чтобы организацию включили в ежегодный план, является истечение трех лет со дня:

– государственной регистрации юридического лица;

– окончания проведения последней плановой проверки;

– начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением.

Сообщить о плановой проверке юрлицу должны не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение этого срока может стать основанием для отмены результатов проверки. На это указано в пункте 4.10 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Роспотребнадзора от 24 марта 2010 г. № 103  (далее – Методические рекомендации).

А вот возможные причины для внеплановых проверок Роспотребнадзора (п. 5.4 Методических рекомендаций):

1) истечение срока исполнения юрлицом (предпринимателем) выданного ему предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление в Роспотребнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов госвласти и местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

– причинение вреда жизни, здоровью граждан;

– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ.

Учтите: проверки запрещено проводить при отсутствии руководителя (иного должностного лица или уполномоченного представителя) торговой компании, кроме проверок по факту причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Документарные и выездные проверки

Предметом документарной проверки (как следует из ее названия) являются только сведения, содержащиеся в документах торговой фирмы. И проводится она по местонахождению территориального органа Роспотребнадзора.

А вот выездная проверка затрагивает не только документы, но и территорию, помещения, оборудование, товары и проходит по местонахождению организации.

В ходе проверки чиновники вправе:

1) рассматривать документы юрлица. Однако нельзя требовать те, которые не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, также нельзя изымать оригиналы документов;

2) обследовать используемые для деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, иные подобные объекты, транспортные средства и перевозимые грузы;

3) отбирать образцы продукции, но для этого нужно, чтобы были оформлены протоколы об отборе;

4) проводить исследования, испытания, а также экспертизу и расследования, направленные на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения и установленных требований. Правда, чиновники не могут выдать организации предписание о проведении контрольных мероприятий за ее счет.

Начало проверки

Прежде чем начать проверку, чиновники обязаны предъявить уполномоченному лицу организации распоряжение. Осуществление проверки без такого документа относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Значит, в этом случае торговая фирма может оспорить результаты проверки (отменить их как недействительные).

В распоряжении о проведении проверки обязательно указывается:

1) наименование органа Роспотребнадзора;

2) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

3) фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к этому экспертов, представителей экспертных организаций.

Отметим, что с 1 января 2011 года привлечение к проверке неаккредитованных экспертов и экспертных организаций – грубое нарушение, из-за которого результаты проверки могут быть признаны недействительными (п. 3.8 Методических рекомендаций);

4) цели, задачи, предмет проверки и сроки ее проведения; правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) сроки осуществления и перечень мероприятий по контролю;

6) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

7) перечень документов, которые организация обязана представить. Однако не является ошибкой, если в распоряжении не приведена расшифровка таких документов, на их представление может быть выдан отдельный запрос (постановление ФАС Центрального округа от 14 марта 2011 г. № А62-3016/2010);

8) даты начала и окончания проверки.

Сроки проведения проверки

Продолжительность любой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 6.2 Методических рекомендаций). Правда, пункт 6.3 Методических рекомендаций предусматривает исключение для плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства.

В этом случае время проверок более ограниченно. Срок не может превышать в расчете на год: 50 часов – для малых предприятий и 15 часов – для микропредприятий.

При внеплановой выездной и любой документарной проверке субъектов малого предпринимательства действует общее ограничение по времени – до 20 рабочих дней.

По общему правилу чиновники вправе продлить срок лишь выездных плановых проверок. Причем только в исключительных случаях, связанных с необходимостью сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований. Да и то не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых и микропредприятий не более чем на 15 часов.

Оформление результатов проверки

По итогам проверки составляется акт, где отражают выявленные нарушения.

Чиновники могут вменить организации совершение правонарушений, предусмотренных следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях  :

– статьей 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании»;

– статьей 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»;

– статьей 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил»;

– статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаев контрольно-кассовой техники»;

– статьей 14.7 «Обман потребителей»;

– статьей 14.8 «Нарушение иных прав потребителей»;

– статьей 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров».

Как следует из пункта 9.5 Методических рекомендаций, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю) юридического лица под расписку. А если он уклоняется от его получения, то акт высылается ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если в ходе проверки выявлены нарушения, компании выдадут предписание об их устранении с указанием сроков, отпущенных на это.

Важно запомнить

Перед началом проверки представителю торговой компании должны вручить соответствующее распоряжение. А по результатам проверки составляется акт. И если были выявлены нарушения, компании выдадут предписание об их устранении.