Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образовательными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания. Однако на данном этапе много трудностей возникает при определении сущности оказываемых услуг, показателей их объема и качества, при расчете нормативов затрат на единицу услуги. В данной статье приведены основные подходы, которыми нужно руководствоваться учреждениям культуры в ходе проведения этой работы, в конечном итоге от ее результатов будет зависеть размер финансового обеспечения для выполнения государственного (муниципального) задания.
Базовый перечень государственных услуг (работ)
Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, утвержден приказом Минкультуры России от 25.10.2010 № 659 (далее — Базовый перечень услуг).
Для театров, концертных организаций, филармоний, цирковых организаций, организаций в сфере народного творчества выделяются два вида госуслуг:
Деятельность музеев предлагается разделять на работу по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации и публичный показ музейных коллекций и предметов.
В деятельности государственных архивов предлагается выделять:
Показатели объема и качества государственных услуг
Основные требования к процедурам оказания государственных услуг, а также методы оценки их качества в учреждениях культуры содержатся в следующих нормативных правовых актах:
Кроме того, на уровне субъектов РФ* разработаны стандарты качества оказаниях государственных услуг в области культуры. Все указанные нормативные правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в части оказания госуслуг. Обобщив эти подходы, можно выделить оптимальные показатели объема и качества оказания госуслуг, которые рекомендуется использовать в проектах государственных заданий.
Рекомендуемые показатели объема и качества государственных услуг в области культуры
Показатели оказания государственных услуг |
|||
Показатели объема |
Показатели качества |
||
Наименование |
Ед. изм. |
Наименование |
Ед. изм. |
Количество посетителей или изменение численности посетителей по сравнению с предыдущим годом |
Чел. % |
Охват населения услугами учреждений культуры (процент посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории) |
% |
Количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных учреждением культуры за год |
Ед. |
Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание менее защищенных социально-возрастных групп (детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т. п.), от общего числа проводимых мероприятий |
% |
Посещаемость мероприятий, проведенных учреждением культуры |
Количество посетителей/1 тыс. жителей |
Доля новых форм культурного обслуживания посетителей в общем количестве предоставляемых профильных услуг |
% |
Количество бесплатных культурно-досуговых мероприятий из расчета на одного специалиста |
Ед. |
Обновление репертуара, экспозиций |
% |
Кроме того, для определенных видов учреждений культуры можно выделить специфические требования и показатели качества оказания госуслуг:
Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ)
При решении вопроса об отнесении госучреждения культуры к тому или иному типу — бюджетному, автономному или казенному — используются следующие критерии:
Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может быть изменен в течение срока его выполнения в случае изменения объема затрат, связанных с оказанием услуг, количества их потребителей или расходов на содержание особо ценного движимого имущества государственного учреждения.
Суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, не использованные госучреждением в текущем финансовом году в связи с недовыполнением государственного задания, связанным в т. ч. с намеренным завышением количества потребителей госуслуг, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законодательством.
Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цирки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.2010 № 423 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридических лиц".
Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов.