Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Что изменилось в работе: С 2011 года сумма, в пределах которой надо начислять страховые взносы, увеличена с 415 000 до 463 000 руб.
Вступает в силу: 1 января 2011 года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933.
В 2011 году возрастет сумма выплат, сверх которой работодатель не должен начислять страховые взносы. Сейчас она составляет 415 000 руб., а будет равна 463 000 руб.
Порядок расчета предельной суммы останется прежним. Во-первых, в нее входят только те выплаты, на которые начисляются страховые взносы. Во-вторых, каждый работодатель определяет ее размер отдельно, не учитывая доходы сотрудника от других организаций.
Важная деталь
При расчете лимита по-прежнему учитывайте только ту заработную плату, которая была начислена человеку именно в вашей компании.
Это правило действует, даже если новый сотрудник принесет справку от предыдущего работодателя с указанием своего дохода, на который были начислены страховые взносы. Такую бумагу обязаны выдавать с будущего года все компании. Ее прямое назначение — расчет социальных пособий. Поэтому, как бы ни был велик соблазн использовать информацию из справки для определения суммы лимита по страховым взносам за год, делать это чиновники запрещают.
Кстати, о пособиях. Их предельная величина также зависит от страхового лимита. Но на выплатах 2011 года новый лимит никак не скажется. И вот почему. Порядок расчета пособий с января изменится — средний заработок надо будет определять по выплатам за два календарных года, предшествовавших страховому случаю. Но только в пределах облагаемого страховыми взносами лимита, действовавшего в эти годы. И в 2009-м, и в 2010 году эта сумма равна 415 000 руб. Это значит, что новый лимит в 463 000 руб. скажется на размере пособий только в 2012 году. Правда, оговоримся: на момент подписания номера в печать данные поправки в правила расчета социальных выплат президент еще не подписал.
Что изменилось в работе: Налоговые инспекции возобновили прием отчетности через Интернет по новым правилам. С каждым отчетом теперь необходимо отправлять сообщение о доверенности.
Вступили в силу: С 25 ноября 2010 года.
Документы: Приказы ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/610@ , от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@.
Все налоговые инспекции страны обновили программное обеспечение. Это значит, что отчеты можно опять отправлять через Интернет. Чтобы подготовиться к изменениям и перенастроить программу, налоговики с 12 по 24 ноября не принимали декларации через электронные каналы связи.
Благодаря новой программе наконец начали действовать Методические рекомендации по организации электронного документооборота, которые были утверждены еще 2 ноября 2009 года приказом ФНС России № ММ-7-6/534 @. Поэтому c 25 ноября сдавать электронную отчетность нужно уже по новым правилам.
Сам процесс остался тот же, но с каждой отправкой надо заполнять еще информационное сообщение о доверенности на бухгалтера. Это если в отчетности ставится именно его электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Ведь бухгалтер — это лишь уполномоченный представитель, и, значит, сдавать декларации, в том числе через Интернет, он может только по доверенности. Предварительно этот документ необходимо представить в ИФНС — отсканированную копию можно направить через оператора связи. Если же ЭЦП оформлена на руководителя, к отчетам с такой подписью доверенность, естественно, не понадобится (ст. 27 Налогового кодекса РФ).
Осторожно!
Если на электронной отчетности вы ставите свою ЭЦП, не забудьте переслать в инспекцию доверенность, а потом сообщать о ней при каждой отправке деклараций через Интернет.
Инспекторы советуют уже сейчас порепетировать с отправкой документов. Сначала переслать доверенность на бухгалтера, потом любую «псевдоуточненку» (в ней повторить показатели ранее сданного отчета) и информационное сообщение о доверенности. Если инспектор вдруг допустит ошибку, вводя данные доверенности в базу, вы вместе с ИФНС и оператором связи успе- ете вовремя ее исправить. Тогда при сдаче реальной отчетности за год сбоев уже не будет.
Что изменилось в работе: Бухгалтер малого предприятия сможет применять в работе новые упрощенные правила бухгалтерского учета.
Вступает в силу: Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.
Документ: Приказ Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н. Зарегистрирован в Минюсте России 1 декабря 2010 г. № 19088.
Чиновники из Минфина России пошли навстречу малому бизнесу и внесли поправки сразу в несколько ПБУ. А именно в ПБУ под номерами 9/99, 10/99, 16/02, 19/02, 1/2008, 2/2008, 15/2008, 22/2010. Утверждены они приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н. Все нововведения упростят бухучет и отчетность небольших компаний.
В частности, ПБУ 9/99 «Доходы организации» теперь прямо разрешает представителям малого бизнеса признавать в бухучете выручку по кассовому методу. Ранее же этот вопрос был спорным.
Еще одно приятное дополнение внесено в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Оно позволяет небольшим компаниям единовременно списывать любые проценты по займам к прочим. В том числе и те, что были истрачены на покупку инвестиционных активов.
Важная деталь
Все расходы малого предприятия по погашению займов можно относить к прочим, формировать из них стоимость инвестиционного актива не нужно.
Такие нормативные акты, как ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», малые предприятия теперь смогут и вовсе не использовать в учете.
Напомним, кто считается субъектом малого бизнеса. Это компания (или предприниматель), средняя численность работников которой не превышает 100 человек. А выручка без учета НДС составляет не более 400 млн руб. Все показатели берутся за прошлый год. Для организаций есть еще одно условие: суммарная доля государства, иностранных компаний или граждан, различных общественных или благотворительных объединений, других компаний, не являющихся малыми, в уставном капитале не должна превышать 25 процентов.
Что изменилось в работе: Снизится налоговая нагрузка на владельцев наиболее распространенных видов транспорта.
Вступает в силу: 1 января 2011 года.
Документ: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ.
Новая редакция Налогового кодекса РФ порадует владельцев транспортных средств. С 1 января 2011 года базовые ставки транспортного налога по всем легковым и грузовым автомобилям, а также автобусам и мотоциклам будут снижены в два раза (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ). Аналогичная поблажка станет действовать и для собственников тракторов (иного самоходного транспорта), снегоходов и мотосаней.
Но платить налог по сниженной ставке вы сможете только в том случае, если ее не повысят региональные власти. А полномочия у них такие есть. Власти субъектов РФ вправе как уменьшить, так и увеличить базовые тарифы по всем видам транспорта, но не более чем в 10 раз. Исключение — легковые автомобили мощностью до 150 «лошадей» включительно. С начала2011 года ставки по этой категории транспорта регионы смогут снижать вплоть до нуля. Об этом сказано в абзаце втором новой редакции пункта 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ.
Будем надеяться, что региональные власти сделают владельцам автомобилей малой мощности новогодний подарок и существенно понизят налоговую ставку для этой категории транспорта.
Что изменилось в работе: Будет действовать закрытый перечень работ и услуг, по которым можно применять «нулевую» ставку НДС.
Вступает в силу: 1 января 2011 года.
Документ: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 309-ФЗ.
Перечень работ и услуг, связанных с экспортом товаров, сейчас в Налоговом кодексе неполный. Поэтому инспекторы сейчас не разрешают применять ставку НДС 0 процентов, если работы или услуги прямо в кодексе не упомянуты.
В 2011 году ситуация должна измениться. В статье 164 Налогового кодекса РФ теперь четко прописано, какая именно деятельность, обслуживающая экспорт, подпадает под нулевую ставку. В частности, это международная перевозка товаров водным, воздушным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Также прямо упомянуты хранение и перевалка ТМЦ в морских и речных портах. Конечно, ставку 0 процентов можно применить, если пункт отправления или назначения таких товаров находится за пределами России.
Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, к декларации по НДС придется прикладывать те же бумаги, что и раньше. Речь идет о копиях контракта, выписки банка, транспортных и товаросопроводительных документов. Данные правила закреплены в новой редакции статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Что изменилось в работе: Компании не будут выдавать полисы ОМС сотрудникам. Оформить полис работник сможет самостоятельно в страховой медицинской организации.
Вступает в силу: 1 января 2011 года, за исключением некоторых положений.
Документ: Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Хотя закон вступает в силу с 1 января, но до 1 мая 2011 года порядок выдачи полисов останется прежним (ст. 51 Федерального закона от 29 ноября № 326-ФЗ). А дальше — оформление медицинских полисов уже перестанет быть заботой работодателя. Каждый человек сможет застраховаться самостоятельно.
Для этого ему в первую очередь нужно будет определиться со страховой компанией. Затем сообщить о своем выборе в страховую медицинскую организацию, подав соответствующее заявление. А если в регионе такой организации нет, то заявление можно отнести в территориальный медицинский фонд (ст. 46 Закона № 326-ФЗ). Полис ОМС работники страховой организации или сотрудники фонда должны выдать сразу же в день обращения человека.
Бумажный вариант полиса будет действовать до введения универсальных электронных карт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. Эта карта в числе прочего заменит и полис ОМС (ст. 45 Закона № 326-ФЗ).
Для кого |
Что изменилось |
Реквизиты |
Для всех граждан, уплачивающих налоги | Задолженность перед бюджетом налоговики смогут взыскать через суд, если ее общая сумма превысила 1500 руб. или прошло три года с тех пор, как истек срок исполнения первого выставленного ими требования. Сейчас налоговики вправе обращаться в суд с любой суммой недоимки | Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ. Вступает в силу 3 января 2010 года |
Для компаний, покупающих программное обеспечение | Вычислительная техника без минимального программного обеспечения не может использоваться в деятельности. Поэтому налоговики настаивают, что стоимость операционной системы, например Windows, нельзя списывать отдельно в расходы, а нужно включать в стоимость компьютера | Письмо ФНС России от 29 ноября 2010 г. № ШС-17-3/1835 |