Бухучет ведет сторонняя организация: кто должен подписывать отчетность?

Организация оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета юридическим лицам. Каким образом эти юридические лица должны сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность - чья подпись и печать должна стоять на декларациях? Каким образом подписываются кассовые и банковские документы (бухгалтер, кассир)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае ведения бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией, именно она выступает в роли главного бухгалтера по отношению к заказчику услуги по договору. Следовательно, подпись главного бухгалтера на документах бухгалтерского и налогового учета ставит руководитель специализированной организации или уполномоченное им лицо.

Подпись руководителя на документах бухгалтерского и налогового учета ставится руководителем организации-заказчика. При желании организация-заказчик может полностью переложить право подписи на специализированную организацию. Таким образом, подпись руководителя на документах и отчетности будет ставить руководитель (или иной сотрудник) специализированной организации, уполномоченный руководителем организации-заказчика.

Подписи руководителя и главного бухгалтера (или уполномоченных доверенностью лиц) заверяются печатями тех организаций, сотрудниками которых являются указанные должностные лица.

Обоснование вывода:

Подпись налоговой отчетности

Согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик (организация-заказчик) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, представляющего его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (специализированную организацию по ведению бухгалтерского и налогового учета).

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п.п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 80 НК РФ налогоплательщик (организация - заказчик) или его представитель (специализированная организация) подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

В качестве уполномоченного представителя, имеющего право подписи налоговой декларации (расчета), может выступать как руководитель организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-заказчика, так и иное лицо, если в соответствии со ст.ст. 185-189 ГК РФ доверенность на право подписи налоговой декларации (расчета) выдана на имя руководителя указанной специализированной организации с правом передоверия другому лицу.

При представлении в налоговый орган в этом случае налоговой декларации (расчета) организации-заказчика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета, на подписание налоговой декларации (расчета), так и документ, подтверждающий соответствующие полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета).

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 24.12.2009 N 03-02-07/1-566.

Таким образом, подпись руководителя на документах налогового учета отчетности ставится руководителем организации-заказчика или уполномоченным им лицом, которым может быть руководитель (или иной сотрудник) специализированной организации, а подпись главного бухгалтера - руководителем специализированной организации или уполномоченное им лицо.

Подпись бухгалтерской отчетности

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) руководитель предприятия, в зависимости от наличия объема работ, имеет право передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Согласно абзацу 2 п. 5 ст. 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется специализированной организацией, подписывается руководителем специализированной организации.

По смыслу ст. 7 Закона N 129-ФЗ, можно сделать вывод, что в случае ведения бухгалтерского учета специализированной организацией, именно она выступает в роли главного бухгалтера по отношению к заказчику услуги по договору.

Таким образом, распределение подписей на бухгалтерской отчетности выглядит следующим образом:

- подпись руководителя ставит руководитель компании-заказчика, или уполномоченное им лицо, которым может быть руководитель (или иной сотрудник) специализированной организации;

- подпись главного бухгалтера ставит руководитель специализированной организации или уполномоченное им лицо.

Подпись первичных документов

Закон N 129-ФЗ не содержит положений о порядке оформления первичных документов в случае ведения бухгалтерского учета специализированной организацией.

Из п.п. 12, 14, 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) следует, что, когда ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах специализированной организации, централизованной бухгалтерии или бухгалтеру-специалисту, то документы, на которых необходима подпись главного бухгалтера, вместо него подписывает руководитель специализированной организации, централизованной бухгалтерии либо специалист, ведущий бухгалтерский учет.

Таким образом, способ подписания первичных документов аналогичен способу подписания бухгалтерской отчетности.

Что касается документов, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, согласно п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ их подписывают руководитель компании и главный бухгалтер или уполномоченные ими лица. Исходя из смысла этой статьи, вероятно, речь идет о должностных лицах той организации, которая совершает эти хозяйственные операции. Других указаний Закон N 129-ФЗ не содержит.

Таким образом, кассовые и банковские документы должен подписывать руководитель той компании, которая совершает хозяйственные операции, или уполномоченные им лица.

Под уполномоченными лицами, как уже было отмечено, могут пониматься и руководитель или иные сотрудники специализированной организации.

Печать на первичных и отчетных документах

В отношении проставления печати на первичных и отчетных документах следует отметить, что подписи руководителя и главного бухгалтера (или уполномоченных доверенностью лиц) заверяются печатями тех организаций, сотрудниками которых являются указанные должностные лица.

Таким образом, если первичный или отчетный документ подписан руководителем организации - заказчика и руководителем специализированной организации (уполномоченным им лицом), то на таком документе проставляются и печать организации-заказчика (удостоверяет подпись руководителя организации-заказчика), и печать специализированной организации (удостоверяет подпись руководителя специализированной организации, выполняющего обязанности главного бухгалтера).

Если же руководитель организации-заказчика полностью переложил право подписи на специализированную организацию, то ставится только печать специализированной организации.

Аналогичным способом ставятся печати и на доверенностях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сосновская Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

21 сентября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.