Изменение законодательства для бухгалтера от 05.08.2010

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Сдвинут срок опубликования годовой бухгалтерской отчетности

2. Введена обязанность для некоторых организаций составлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО

3. Утверждена форма декларации по косвенным налогам при импорте товаров из стран Таможенного союза

4. При расчете алиментов с предпринимателя, применяющего УСН с объектом "доходы", должны учитываться его расходы

 

Комментарии

1. Изменены формы персонифицированного учета

2. Как учитывается арендная плата за земельный участок, предоставленный для строительства здания?

3. Учитываются ли проценты по долговым обязательствам перед иностранной организацией, если величина собственного капитала заемщика отрицательная или равна нулю?

 

Судебное решение недели

Проценты за несвоевременный возврат части возмещения НДС начисляются с двенадцатого рабочего дня после вынесения решения по результатам проверки

 

  

Новости

 

1. Сдвинут срок опубликования годовой бухгалтерской отчетности

Федеральный закон от 27.07.2010 N 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете" 

Согласно изменениям в ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" срок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, банками и другими кредитными организациями, страховыми компаниями, биржами, инвестиционными и иными фондами, создающимися за счет частных, общественных и государственных средств (взносов) установлен 1 июля года, следующего за отчетным. Тем самым данная норма приведена в соответствие со ст. 97 Гражданского кодекса РФ и ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Утверждение годовой бухгалтерской отчетности входит в компетенцию общего собрания акционеров, а провести такое собрание можно не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за финансовым годом (ст. 47 и пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). При этом опубликовать отчетность согласно ранее действующей ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ надо было не позднее 1 июня. Данная коллизия норм устранена.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 209-ФЗ вступает в силу 10 августа 2010 г.

 

2. Введена обязанность для некоторых организаций составлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО

Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" 

Кредитные и страховые организации, а также компании, ценные бумаги которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг, наряду с бухгалтерской отчетностью будут готовить консолидированную финансовую отчетность. Такая отчетность должна быть составлена по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Порядок ее представления кредитными организациями определяет Центральный банк РФ, а другими компаниями - Правительство РФ. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется акционерам до проведения общего собрания участников организации, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (кредитными организациями - в ЦБ РФ). Такая отчетность обязательно должна пройти аудит. Опубликовать отчетность вместе с аудиторским заключением следует в информационных системах общего пользования и (или) СМИ не позднее 30 дней с момента ее представления. Составлять консолидированную отчетность компаниям надо начиная с года, следующего за годом признания МСФО на территории России, а организациям, ценные бумаги которых обращаются на биржах, - не ранее чем с отчетности за 2015 г.

Рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу 10 августа 2010 г.

 

3. Утверждена форма декларации по косвенным налогам при импорте товаров из стран Таможенного союза

Приказ Минфина России от 07.07.2010 N 69н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза и Порядка ее заполнения"

Письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101 

В июле вступил в силу ряд международных договоров, составляющих правовую базу Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Среди них Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол). Данный документ был рассмотрен в Выпуске обзора от 02.06.2010.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Протокола российский налогоплательщик, импортировавший товар из Белоруссии или Казахстана, обязан представить декларацию по косвенным налогам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

7 июля 2010 г. Минфин России утвердил форму данной отчетности и порядок ее заполнения. Декларация состоит из титульного листа, двух разделов и приложения. В разделе 1 указывается общая сумма НДС, подлежащая уплате при импорте товаров из стран Таможенного союза, а также суммы налога, соответствующие различным видам операций: переработка, товарный кредит, лизинг и т.д. Кроме того, в данный раздел вносятся сведения о стоимости товаров, ввоз которых освобождается от обложения НДС. В раздел 2 включается информация о подлежащей перечислению сумме акциза. В приложении содержится расчет налоговой базы по видам подакцизных товаров.

Данную декларацию представляют импортеры, которые обязаны при ввозе товаров в РФ исчислить и уплатить НДС, акцизы, а также налогоплательщики, применяющие ЕСХН, УСН, ЕНВД и освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. При этом декларация должна быть подана за месяц, в котором ввезенные товары были приняты на учет или наступил срок лизингового платежа. Если данные события еще не произошли, то декларацию по импорту представлять не нужно. Титульный лист и раздел 1 декларации заполняют все налогоплательщики. Раздел 2 и приложение оформляются только в том случае, если налогоплательщик ввозил подакцизные товары.

В соответствии с п. 3 рассматриваемого Приказа декларацию по косвенным налогам за июль необходимо будет представить по вновь утвержденной форме. Однако данный нормативный правовой акт еще не вступил в силу, так как не был опубликован. Для того чтобы налогоплательщики могли своевременно отчитаться по импорту из стран Таможенного союза до момента, когда начнет действовать утвержденная форма, Минфин России разрешил воспользоваться декларацией по косвенным налогам, которая применялась и раньше при ввозе товаров из Белоруссии (утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н). Другими словами, до вступления в силу рассматриваемого Приказа подается "белорусская" декларация, а после - вновь утвержденная. В Письме от 22.07.2010 N 03-07-15/101 финансовое ведомство обращает внимание на следующие моменты.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять титульный лист декларации и раздел 1.1 "Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет". Остальные разделы оформляются только в том случае, если импортер осуществлял соответствующие операции. Если налогоплательщик ввез только товары, освобожденные от обложения НДС, то в разделе 1.1 ставятся прочерки. Далее в письме приведены конкретные практические рекомендации по заполнению разделов и строк декларации.

Следует отметить, что в письме указан КБК, на который зачисляется НДС при ввозе товаров из государств Таможенного союза, - 182 1 04 01000 01 0000 10.

 

4. При расчете алиментов с предпринимателя, применяющего УСН с объектом "доходы", должны учитываться его расходы

Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 N 17-П "По делу о проверке конституционности подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна" 

Индивидуальный предприниматель, который применяет УСН с объектом "доходы", обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой, что пп. "з" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841), нарушает его конституционные права и свободы. Согласно указанному положению алименты удерживаются из доходов от предпринимательской деятельности без образования юридического лица. По мнению заявителя, этот подпункт не соответствует ст. ст. 19, 34, 35, 37 и 55 Конституции РФ. Предприниматель считает, что алименты должны уплачиваться с доходов, уменьшенных на расходы от предпринимательской деятельности, а не с общей суммы доходов.

Конституционный Суд РФ, проанализировав законодательство, пришел к следующим выводам. Спорный подпункт не противоречит Конституции РФ, поскольку предполагает, что при удержании алиментов с заявителя учитываются расходы, которые документально подтверждены и непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью. Если предприниматель не согласен с расчетом размера алиментов, он вправе обратиться в суд. При этом суд, разрешая дело по существу, должен исходить из совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для определения размера подлежащих удержанию алиментов.

 

  

Комментарии

 

1. Изменены формы персонифицированного учета

 Название документа:

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 07.07.2010 N 166п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п" 

Комментарий:

Подать за 2010 г. сведения в ПФР о застрахованных лицах страхователю необходимо до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п, но Постановлением от 07.07.2010 N 166п персонифицированная отчетность дополнена новыми формами, а также инструкцией по их заполнению.

Форма АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР" содержит информацию о работодателе и сопровождает исходные и корректирующие (отменяющие) документы, подаваемые им в территориальные органы ПФР за отчетные периоды. В отличие от аналогичной действующей формы АДВ-6-1 в новом бланке отмечается общее количество исходных и корректирующих (отменяющих) пачек документов, а количество документов в пачке указывать не нужно. Если сведения передаются в ПФР в электронном виде, то в отдельную графу формы вносится имя файла по каждой категории застрахованных лиц.

Форма АДВ-6-3 "Опись документов, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в ПФР" подается страхователем в составе каждой пачки исходных (корректирующих, отменяющих) документов. В этой форме (в отличие от аналогичной действующей формы АДВ-11) указываются только общие суммарные значения начисленных и уплаченных взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии (в рублях).

Форму СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" подают в ПФР как работодатели, так и физлица, самостоятельно уплачивающие пенсионные взносы. Этот бланк представляется, если в отчетном периоде надо указать отпуск без содержания или получение пособия по временной нетрудоспособности, а также если необходимо заполнить реквизиты "территориальные условия труда (код)", "особые условия труда (код)", "исчисление страхового стажа", "условия для досрочного назначения трудовой пенсии".

В форме СЗВ-6-2 "Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц" должны содержаться сведения по каждому застрахованному лицу (ФИО, страховой номер, адрес, суммы начисленных и уплаченных за отчетный период взносов на страховую и накопительную часть пенсии, период работы у страхователя). Количество строк в реестре согласно инструкции по заполнению не может превышать 32000.

В формах СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 при заполнении исходных сведений о начисленных и уплаченных взносах указывается сумма за последние шесть месяцев (для отчетности за I полугодие 2010 г.). Причем при заполнении показателя "Уплачено" в этих формах не учитываются суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.

Общее нововведение - в формах обязательно символом "Х" отмечается отчетный период, за который они содержат сведения (в 2010 г. это I полугодие и год). Кроме того, в новых формах следует обязательно указывать "Код категории застрахованного лица", который заполняется согласно Приложению N 1 к Инструкции (Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п). Следует напомнить, что в 2010 г. для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлены льготные тарифы для начисления страховых взносов (ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). В формах АДВ-6-3, СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 обязательно нужно отметить символом "Х" тип подаваемых сведений:

- исходные - подаются первый раз на застрахованное лицо;

- корректирующие - изменяют ранее поданные сведения (с указанием периода корректировки);

- отменяющие - полностью отменяют ранее поданные сведения (с указанием периода).

Согласно действующему порядку Постановление Правления ПФР от 07.07.2010 N 166п зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2010 N 17959, и после регистрации оно должно быть официально опубликовано (п. п. 8, 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). По прошествии еще 10 дней указанное Постановление вступит в силу (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). А срок сдачи отчетности за I полугодие 2010 г., как уже отмечалось, до 1 августа 2010 г. Очевидно, что все вышеперечисленные официальные процедуры до указанной даты новые формы пройти не успеют.За непредставление персонифицированной отчетности в срок предусмотрен штраф - 10 процентов суммы пенсионных взносов, причитающихся в бюджет ПФР за полугодие 2010 г. (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Не ясно, как в данной ситуации поступать страхователям, ведь территориальные органы ПФР могут отказать в принятии отчетности по старым формам или требовать пересдачи ранее представленных форм по новым.

Следует отметить, что зарегистрированные, но в установленном порядке не опубликованные нормативно-правовые акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Поэтому Постановление Правления ПФР от 07.07.2010 N 166п до 1 августа 2010 г. применению не подлежит. Следовательно, страхователи за I полугодие 2010 г. вправе отчитаться по утвержденным ранее формам, и в этом случае их обязанность по своевременному представлению сведений будет считаться исполненной. Можно добавить, что орган ПФР может взыскать со страхователя штраф только в судебном порядке (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Поэтому страхователи, которые представили в установленный срок персонифицированную отчетность не по новым формам, смогут отстаивать свою правоту в суде, и, скорее всего, судьи будут придерживаться их позиции.

При подаче в 2010 г. сведений для индивидуального (персонифицированного) учета следует обратить внимание на следующий момент. На местах органы ПФР могут требовать от организаций, численность работников которых более 100 человек, подавать персонифицированную отчетность в электронном виде. Данное требование необоснованно, поскольку такое ограничение по численности сотрудников в 2010 г. применяется только в отношении расчета, представляемого в ПФР по начисленным и уплаченным пенсионным взносам по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Что касается персонифицированной отчетности, то на период 2010 г. Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ каких-либо особенностей не предусмотрено. Поэтому в текущем году, как и ранее, страхователи вправе выбирать - подавать персонифицированную отчетность в электронном виде с электронной цифровой подписью по защищенным каналам связи либо в письменной форме (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Только с 2011 г. организации, у которых численность работников 50 человек и более, все расчеты и сведения в ПФР будут подавать в электронном виде (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ, ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

2. Как учитывается арендная плата за земельный участок, предоставленный для строительства здания?

 Название документа:

Письмо Минфина России от 20.05.2010 N 03-00-08/65 

Комментарий:

Иногда организации берут в аренду земельные участки под строительство объектов недвижимости. Минфин России рассмотрел вопрос о том, как учитывать арендную плату за такой участок. По мнению финансового ведомства, арендная плата за предоставленный под строительство земельный участок учитывается в первоначальной стоимости возводимого здания пропорционально площади застройки, как до начала создания объекта недвижимости, так и за весь период стройки. Аналогичные выводы сделаны в письмах Минфина России от 28.10.2008 N 03-03-06/1/610, 04.07.2008 N 03-03-06/1/384.

Однако с данной позицией Минфина России можно поспорить. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Аренда земельного участка не относится ни к одному из вышеназванных расходов. При этом в Налоговом кодексе РФ прямо указано, что арендные платежи единовременно учитываются в прочих расходах (пп. 10 п. 1 ст. 264). Поэтому арендную плату за землю, на которой ведется строительство объекта недвижимости, налогоплательщик вправе учесть в расходах единовременно в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. В подтверждение этому есть судебные решения: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2009 N А32-14580/2008-3/208, Центрального округа от 25.11.2008 N А09-6949/06-31. Стоит отметить, что, учитывая позицию финансового ведомства, возможны споры с проверяющими инспекторами.

 

3. Учитываются ли проценты по долговым обязательствам перед иностранной организацией, если величина собственного капитала заемщика отрицательная или равна нулю?

 Название документа:

Письмо Минфина России от 16.07.2010 N 03-03-06/1/465 

Комментарий:

Пункт 2 ст. 269 НК РФ регламентирует порядок признания процентов по контролируемой задолженности. Так, на последнее число каждого периода налогоплательщик обязан рассчитать предельную величину процентов по контролируемой задолженности, признаваемых в расходах. Предельная величина равна сумме процентов, начисленных в каждом периоде по контролируемой задолженности, деленной на коэффициент капитализации. Такой коэффициент определяется путем деления суммы соответствующей непогашенной задолженности на величину собственного капитала и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на 12,5).

При этом в п. 2 ст. 269 НК РФ не прописано, как учесть эти проценты, если, например, российская организация убыточна и имеет отрицательный или нулевой собственный капитал. По мнению Минфина России, в таком случае невозможно рассчитать коэффициент капитализации, поэтому спорные проценты не включаются в расходы. УФНС России по г. Москве придерживается аналогичного мнения (Письма от 20.05.2008 N 20-12/048101, от 18.04.2006N 20-12/31077).

Однако с данным подходом можно не согласиться. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Тот факт, что в п. 2 ст. 269 НК РФ не прописан порядок признания процентов при отрицательном или нулевом размере собственного капитала российской организации, не лишает ее права учесть эти проценты. Иная трактовка данной нормы ставила бы вышеназванные организации в неравное положение с иными налогоплательщиками.

Таким образом, для минимизации споров с налоговыми органами организации следует установить в учетной политике, как учитывать проценты по контролируемой задолженности при отрицательном или нулевом размере собственного капитала. Однако это не означает, что споров с инспекцией не возникнет.

 

  

Судебное решение недели

 

Проценты за несвоевременный возврат части возмещения НДС начисляются с двенадцатого рабочего дня после вынесения решения по результатам проверки

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2010 N А33-17022/2009) 

Организация подала декларацию по НДС, в которой указала налог к возмещению, и заявление о возврате данной суммы на свой банковский счет. Инспекция в ходе камеральной проверки установила, что организация неправильно подсчитала налог - сумма оказалась завышенной. По итогам рассмотрения материалов проверки были приняты решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности и о частичном возмещении НДС. Денежные средства были перечислены налогоплательщику. Компания посчитала, что инспекция нарушила сроки возврата налога (которые должны были исчисляться, согласно п. 10 ст. 176 НК РФ, начиная с двенадцатого дня после составления акта камеральной проверки), и потребовала уплатить проценты. Инспекция отказалась перечислить спорную сумму. Компания обратилась в суд.

Суд пришел к выводу, что налоговый орган действительно нарушил сроки возврата НДС, однако налогоплательщик неправильно определил момент начала начисления процентов. В соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ проценты начисляются с двенадцатого дня после завершения проверки, по итогам которой было вынесено решение о частичном возмещении НДС. Согласно п. 3 ст. 176 НК РФ такое решение может быть принято только по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки. Следовательно, инспекция обязана была вернуть НДС на двенадцатый рабочий день после принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Именно с этой даты начисляются проценты за несвоевременное перечисление НДС, когда налоговый орган выносит решение о частичном возмещении.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2009 N А56-15524/2008 (Определением ВАС РФ от 07.08.2009 N ВАС-6651/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).