Товар экспонирован на витрине

Магазин выставляет товары на витрине. В результате этого ценности могут полностью или частично утратить свои потребительские свойства. В итоге их приходится уценивать или списывать. Бухгалтерский и налоговый учет таких операций имеет ряд нюансов…

Бухгалтерский учет

В рассматриваемом случае бухгалтеру следует поступать так.

Во-первых, для организации учета товаров, выставляемых на витринах, целесообразно предусмотреть в рабочем плане счетов отдельный субсчет к счету 41 «Товары». Например, субсчет «Товары, выставленные на витрине». Записи по этому субсчету делаются на основании накладной на внутреннее перемещение товара, подтверждающей факт передачи ценностей со склада или из торгового зала магазина для оформления витрины.

Во-вторых, в принципе товар с витрины может быть продан в общем порядке по обычной цене. Например, если на витрине висит последний экземпляр платья, которое хочет приобрести покупательница, его могут просто снять с витрины и продать по той же цене, по которой продавались платья, находившиеся в торговом зале.

В этом случае делается внутренняя проводка по счету 41: стоимость товара списывается с кредита субсчета «Товары, выставленные на витрине» в дебет субсчета «Товары в торговом зале».

Однако товар, выставлявшийся на витрине, может частично или полностью утратить свои качества. Например, платье выгорело, из-за чего краски потускнели. Если такое ухудшение не приводит к непригодности товара (то есть этот товар можно продать, но по более низкой цене), нужно сделать его уценку. Если же продукция полностью утратила свои потребительские свойства, ее стоимость придется списать.

Если товар уценили

В том случае, если после уценки сформировалась цена, превышающая покупную стоимость товара, в магазинах, которые ведут учет товаров по покупным ценам, обычно просто заменяют ценник. При этом никаких корректировочных проводок, связанных с уменьшением продажной цены, не делается. А вот в торговых фирмах, которые учитывают товары по продажным ценам, уменьшается первоначальная наценка на товар:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42

– уменьшена (сторнирована) торговая наценка.

Если же в результате уценки получилась цена более низкая, чем покупная, то:

– в дебет счета 44 «Расходы на продажу» (в корреспонденции со счетом 41) относят разницу между первоначальной покупной ценой и ценой, если товары учитывают по покупным – установленной в результате уценки, ценам;

– сначала списывают всю сумму торговой наценки, а затем оставшуюся разницу относят в дебет счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 41 – если товары учитываются по продажным ценам.

Пример 1. Покупная цена сарафанов, реализуемых универмагом «Мелисса», составляет 1900 руб. (без учета НДС). Продажная цена на сарафаны установлена в размере 3540 руб. (включая НДС). Соответственно торговая наценка на изделие – 1640 руб. Учет товаров в универмаге ведется по продажным ценам.

В июне 2010 года два сарафана были переданы для экспонирования на витрине. В результате экспонирования их качество ухудшилось. Поэтому в июле 2010 года принято решение уценить эти изделия, вернуть их в торговый зал и продать по сниженной цене.

После уценки продажная цена за один сарафан составила 1770 руб. (включая НДС).

По этой цене оба сарафана были проданы в том же месяце.

Бухгалтер торговой фирмы «Мелисса» сделает такие записи.

В июне 2010 года:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары, выставленные на витрине»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары в торговом зале»

– 7080 руб. (3540 руб/шт.х 2 шт.) – отражена передача двух сарафанов для выставления на витрине универмага.

В июле 2010 года:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары в торговом зале»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары, выставленные на витрине»

– 7080 руб. (3540 руб/шт. х 2 шт.) – переданы сарафаны обратно в торговый зал;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары в торговом зале»
КРЕДИТ 42
– 3280 руб. (1640 руб/шт. х 2 шт.) – сторнирована полностью торговая наценка на уцененные сарафаны;

ДЕБЕТ 44
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары в торговом зале»

– 260 руб. ((1900 руб/шт. – 1770 руб/шт.) х 2 шт.) – списаны расходы на уценку товаров, частично потерявших свои качества при экспонировании (разница между покупной и новой продажной ценой);

ДЕБЕТ 50
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 3540 руб. (1770 руб/шт. х 2 шт.) – отражена выручка от продажи уцененных сарафанов (по новой продажной цене);

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 540 руб. – начислен НДС по реализованным товарам;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары в торговом зале»

– 3540 руб. – списаны реализованные товары (по продажным ценам).

Товар полностью списан

Возможно также, что в результате выставления на витрине товар полностью утратил свои качества. Тогда его придется списать. А всю стоимость товара нужно будет отнести в дебет счета 44. Поступить так следует независимо от того, в каких ценах торговая компания ведет учет товаров – в покупных или продажных. Только в случае оценки товаров по продажной стоимости дополнительно надо сделать еще и сторнирующую запись, отражающую списание торговой наценки.

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера. Но предположим, что в результате экспонирования на витринах два сарафана полностью испорчены и непригодны для дальнейшей продажи или использования.

Поэтому в июле 2010 года бухгалтер делает такие записи:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары, выставленные на витрине»
КРЕДИТ 42

– 3280 руб. (1640 руб/шт. х 2 шт.) – сторнирована торговая наценка на испорченные в результате экспонирования сарафаны;

ДЕБЕТ 44
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары, выставленные на витрине»

– 3800 руб. (1900 руб/шт. х 2 шт.) – списана покупная стоимость товаров, полностью потерявших свое качество при экспонировании.

Правда, иногда фирма может каким-то образом использовать товар, полностью утративший свои свойства в результате экспонирования, в другом качестве. Например, выцветшее платье может стать ветошью для уборки помещения.

В этом случае после составления проводок на списание стоимости таких товаров следует оприходовать то, что еще пригодится (по цене возможного использования). При этом делают запись по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете – рекламные расходы

Обратимся к подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним затраты на рекламу товаров признаются в налоговом учете в составе прочих расходов. А в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ приведен перечень рекламных затрат. Среди них, в частности, названы расходы:

– на оформление витрин;

– на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Причем данные виды затрат не нормируются, то есть учитываются в составе налоговых расходов в полном объеме.

Таким образом, стоимость списанных (уцененных) в результате экспонирования на витрине товаров признается в налоговом учете в качестве рекламных расходов.

Однако помните: для признания затрат в налоговом учете (и для отражения операций на счетах бухучета) необходимо документально подтвердить их. Поэтому, передавая ценности для экспонирования, следует оформить накладную на внутреннее перемещение товаров (унифицированная форма № ТОРГ-13).

Если в результате выставления на витрине актив подлежит списанию, то составляют акт о списании товаров (унифицированная форма № ТОРГ-16).

Формы названных документов утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

А в случае уценки оформляют акт об уценке товарно-материальных ценностей (унифицированная форма № МХ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66).

Налог на добавленную стоимость

На практике вызывает затруднения такой вопрос. Нужно ли начислять НДС со стоимости товаров, переданных для экспонирования на витрине? Дело в том, что, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, передача товаров для собственных нужд облагается налогом. Однако к рассматриваемой ситуации данная норма не применима. Поскольку в соответствии с этим же положением налог начисляется только в том случае, если стоимость переданных для собственных нужд ценностей не признается в налоговом учете. В данном же случае стоимость товаров как раз включается в состав рекламных налоговых расходов. А раз так, то НДС при их передаче на витрину из торгового зала (со склада) начислять не нужно.

Восстанавливать «входной» налог, ранее принятый к вычету при оприходовании товаров, также не следует.

Ведь в комментируемой ситуации нельзя сказать, что списанные в результате экспонирования товары использованы в операциях, не облагаемых налогом.

Они использованы для рекламных целей, то есть в деятельности магазина, направленной на получение дохода и облагаемой налогом на добавленную стоимость.

Использование ценностей в облагаемых НДС операциях – одно из условий для принятия «входного» налога к вычету (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить

В рассмотренной ситуации принципиально важно, чтобы стоимость списанных в результате экспонирования товаров была признана именно рекламными расходами на оформление витрин. Ведь такие затраты принимаются в налоговом учете в полном объеме, то есть не нормируются.

Необходимо это и с точки зрения налога на добавленную стоимость. Дело в том, что в случае, если стоимость товаров признается рекламным расходом, восстанавливать «входной» налог, ранее принятый к вычету, не нужно. Поскольку затраты понесены в рамках операций, облагаемых налогом (расходы на рекламу реализуемых магазином товаров). Совсем иная ситуация, если пришедшие в негодность товары списываются не в результате выставления на витрине. Инспекторы считают, что вычет «входного» налога по товарам, списанным, в частности, по причине порчи, хищения, истекшего срока годности, неправомерен (так как они не участвуют в облагаемых операциях). Таким образом, в данном случае решающее значение приобретает правильность оформления необходимых документов.