Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
С 1 января 2010 года с зарплаты работников вместо ЕСН учреждения будут уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Такое изменение повлекло за собой внесение поправок в правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Документы для выплаты пособий
В 2010 году регулировать назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ), но в редакции, которую создал Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.Виды страхового обеспечения
Учреждения руководствуются Законом № 255-ФЗ при выплате работникам следующих видов пособий, перечисленных в статье 1.4:— пособие по временной нетрудоспособности;
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
— социальное пособие на погребение.
Источники выплаты пособий
Пособия работникам учреждения выплачивают за счет средств ФСС России. То есть начисленную сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в фонд, можно уменьшить на сумму фактических расходов, потраченную на выплату разрешенных пособий.Расчет размера пособия по нетрудоспособности
Правила расчета суммы пособия содержатся в статье 14 Закона № 255-ФЗ. Но изменений в эту статью внесено много. Мы рассмотрим самые принципиальные.Выплаты работникам, учитываемые в расчете
В средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности включают все виды выплат работнику, которые участвуют в начислении страховых взносов. В данном случае нужно применять положения статей 8 и 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Ведь отличия в перечне выплат все же есть.Максимальный размер пособия
Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляют с облагаемых выплат работнику учреждения, пока они не достигнут 415 000 руб. с начала календарного года. После этого взносы не начисляют. Причем эта величина начиная с 1 января 2011 года будет индексироваться. Такое ограничение установлено в пункте 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.
В связи с этим поменялся порядок определения максимального размера пособия.
Пример 1.
Предположим, что при выплате пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2010 года среднедневной заработок работника за расчетный период составил 1400 руб. Страховой стаж работника — 5 лет и 6 месяцев. Такая продолжительность страхового стажа позволяет ему получить пособие в размере 80 процентов.
Тогда размер дневного пособия по временной нетрудоспособности составит 1120 руб. (1400 руб. х 80%).
Сравним сумму дневного пособия с разрешенным максимумом.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС России на 2010 год составляет 415 000 руб. Максимальный среднедневной заработок работника составит 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 к. дн.).
Как видим, размер дневного пособия исходя из фактического заработка работника не превышает максимальный среднедневной заработок (1120 руб. < 1136,99 руб.). Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности нужно начислить исходя из дневного пособия, исчисленного из фактического заработка.
Обратите внимание: точно в таком же порядке исчисляют и среднедневной заработок для выплаты пособия по беременности и родам. То есть сумма пособия по временной нетрудоспособности и беременности за полный календарный месяц не должна быть больше 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Ранее правила назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулировали Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декаб-ря 2006 г. № 865), а также постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 870.Порядок исчисления
Теперь порядок исчисления среднего заработка, а также все правила назначения и выплаты пособия изложены непо-средственно в Законе № 255-ФЗ.Максимальный размер
Средний заработок, из которого исчисляют ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, исчисленный делением предельной величины базы для начисления страховых взносов на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Поэтому максимальная сумма заработка работницы не должна превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.). Тогда максимальная сумма пособия не может быть больше 13 833,33 руб. (34 583,33 руб. х 40%). Напомним, что в 2009 году максимальный размер пособия составлял 7492,4 руб.
А вот минимальный размер пособия (1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми) с учетом индексации на утвержденный законами о федеральном бюджете уровень инфляции не изменился.
Обратите внимание: в пункте 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ особо указано, что если работница трудится в нескольких организациях, то пособие по уходу за ребенком выплачивают только в одной из них по выбору.
Отметим еще одну особенность. При определении максимального размера пособия по уходу за ребенком в расчет принимают предельную величину базы для начисления страховых взносов на день наступления страхового случая (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В данном случае это день предоставления женщине отпуска по уходу за ребенком.
Поскольку максимальная величина базы для начисления страховых взносов с 1 января 2011 года будет индексироваться, то для сравнения принимают ту сумму, которая будет действовать в соответствующем периоде.
Пример 2.
Работница оформила отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет с 10 февраля 2010 года.
Предположим, что ее среднедневной заработок за расчетный период составил 1120 руб. Тогда среднемесячный заработок будет равен 34 048 руб. (1120 руб/дн. х 30,4 к. дн.).
Теперь сумму среднего заработка надо сравнить с максимумом.
Поскольку в 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов — 415 000 руб., сумма среднего заработка не должна превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.).
Как видим, фактический средний заработок работницы меньше допустимой величины. Поэтому ежемесячная сумма пособия по уходу за ребенком составит 13 619,2 руб. (34 048 руб. х 40%).
Так как в феврале 2010 года женщина ухаживает за ребенком неполный месяц, пособие нужно выплатить пропорционально количеству календарных дней ухода.
За февраль сумма пособия составит 9241,6 руб. (13 619,2 руб. / 28 к. дн. х 19 к. дн.).