Учреждение создает внедренческую фирму

Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ установлена правовая база создания отдельными учреждениями новых юридических лиц целевого назначения. И хотя новшества вступили в силу с 15 августа 2009 года, многие моменты до сих пор не уточнены и требуют поправок. Об этом бюджетникам нужно помнить, принимая решение об основании новой дочерней организации.

Кого в первую очередь касаются новшества

Закон № 217-ФЗ вводит новые правила для научных учреждений и высших учебных заведений (образовательных учреждений), в том числе созданных государственными академиями наук (далее — НИИ и вузы соответственно). Указанные бюджетники наделяются правом самостоятельно, то есть без согласия собственника их имущества, основывать хозяйст-венные общества целевого назначения.

Порядок создания «дочек» уведомительный. Минобрнауки России нужно оповестить об этом событии в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о госрегистрации хозяйст-венного общества. Форма уведомления на сегодня не установлена.

Цели и задачи новых юридических лиц

Вновь образованные бюджетниками коммерческие фирмы, по замыслу законодателя, должны заняться внедрением (практическим применением) результатов интеллектуальной деятельности материнских учреждений (далее — РИД). А заодно они должны помочь решить проблемы трудоустройства научных кадров, в том числе вырастить из выпускников вузов опытных специалистов — научных работников с коммерческой жилкой.

Какие права передаются «дочкам»

Бюджетным НИИ и вузам разрешено вносить в уставный капитал внедренческих обществ неисключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. Исключительные права на эти РИД остаются у материнских учреждений. «Дочки» не могут передавать третьим лицам права по лицензионному договору, полученные в виде вклада в уставный капитал, без особых на то указаний в каком-либо федеральном законе.

Особые правила при взносе в виде передачи прав

Законодателю пришлось внести дополнительно поправку в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Теперь по вопросу денежной оценки неденежного вклада в уставный капитал ООО он предполагает возможность отсылки к специальным нормам в других нормативных правовых актах, одним из которых и является закон № 217-ФЗ.

В отношении стоимостной оценки неденежного вклада в уставный капитал в виде прав по лицензионному договору данный нормативный акт содержит особые правила. При создании внедренческой фирмы денежная оценка вносимых прав по лицензионному договору утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принятым единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более 500 000 руб., то такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Заметим, что при создании обычного ООО оценщика приглашают, если тот же показатель (причем для любого неденежного вклада в уставный капитал) составляет более 20 000 руб.

Перечень результатов разработок — закрытый

Перечень внедряемых результатов интеллектуальной деятельности, приведенный в законе № 217-ФЗ, — закрытый (расширительных формулировок типа «и т. п.», «и др.» там нет). Таким образом, к внедряемым результатам интеллектуальной деятельности относятся: программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

Если вносим деньги, иное имущество…

НИИ и вузы могут вносить в уставный капитал своих «дочек» денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся у них в оперативном управлении. Об этом говорится в законе № 217-ФЗ, который также упоминает, что порядок передачи указанных активов установлен Граждан-ским кодексом РФ. Но насчет того, действительно ли уже есть такой порядок, на сегодня нет единого мнения.

Учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления собственником и приобретенным за его счет:
— в пределах, установленных законом;
— в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и его назначением.

Это устанавливают положения статей 120, 296 Граждан-ского кодекса РФ. Некоторые чиновники утверждают, что данный порядок отсылает НИИ и вузы обратно к закону № 217-ФЗ. Следовательно, порядок установлен, и он означает, что распоряжение без разрешения собственника (с обязательным его уведомлением) имуществом, закрепленным за бюджетными НИИ и вузами, следует считать соответствующим статье 296 Гражданского кодекса РФ. Однако есть статья 298 Гражданского кодекса РФ. Она устанавливает, что бюджетные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет его средств. Причем эта норма не содержит ссылок на другие законы, которые могли бы ограничить данный запрет.

Какие нормативные акты изменены

Поправки внесены:

— в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

— в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О выс-шем и послевузовском профессиональном образовании»;

— в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

— в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».


Соучредители внедренческих фирм

Помимо указанных учреждений в создании внедренческих фирм могут участвовать другие лица. Законодатель не уточняет их статус, организационно-правовую форму и форму собственности.

Для привлечения других соучредителей должны выполняться следующие условия:
— бюджетный учредитель (НИИ или вуз) должен иметь долю в уставном капитале акционерного общества — более 25 процентов, общества с ограниченной ответственностью — более чем одну треть;
— доля (акции) других лиц в уставном капитале нового АО или ООО должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину;
— оставшаяся часть доли (акций) других лиц может быть оплачена исключительными правами или правами использования на РИД.

Если для практического применения (внедрения) указанных РИД необходимы материалы, оборудование или иное имущество, то такое имущество другие лица тоже могут вносить в оплату своей доли.

Обратите внимание: когда законодатель описывает в законе № 217-ФЗ порядок денежной оценки передаваемых в уставный капитал прав по лицензионному договору, то он не уточняет, для какого учредителя введен этот порядок. Возможно, этот порядок распространяется и на аналогичные вклады других лиц кроме НИИ и вузов? По данному вопросу требуются разъяснения.

Но это не единственная недосказанность закона № 217-ФЗ. Так, определено, что состав соучредителей не ограничен. Выходит, что таковыми могут являться и другие НИИ и вузы. Если одинаковых учредителей-бюджетников со вкладами, размеры которых удовлетворяют приведенным выше условиям, будет несколько, то спрашивается — как узнать, кто из них «основной» учредитель? Ведь только для него закон № 217-ФЗ не устанавливает соотношения прав по лицензионному договору и иного имущества (имущественных прав), в том числе денежных средств, в составе вклада в уставный капитал внедренческого общества. Должны ли «неосновные» учредители-бюджетники оплачивать свою долю деньгами не менее чем наполовину — неясно.

С согласия собственника и без согласия

Итак, создавать внедренческую «дочку» НИИ и вузы могут без согласия собственника с обязательным его уведомлением. А вот распоряжаться своими долями в этих фирмах они будут только с предварительного согласия собственников.

Управлять долями (акциями) нужно в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом норм закона № 217-ФЗ. Права участников указанных обществ от лица вузов и НИИ осуществляют их руководители.

Доходы от управления долями (акциями), а также дивиденды, полученные от «дочек», поступают в самостоятельное распоряжение учреждений. Эти доходы предписано учитывать на отдельном балансе и направлять только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности вузов и НИИ.

Отметим еще одну нестыковку бюджетного законодательства с нормами закона № 217-ФЗ. Инструкция по бюджетному учету в настоящий момент не содержит достаточных правил для отражения операций, предусмотренных законом № 217-ФЗ.

Льготы в урезанном объеме

Инициаторы новаций для НИИ и вузов надеялись на то, что законодатель подумает о предоставлении внедренческим «дочкам» полного пакета льгот для малого бизнеса. Однако пока эти надежды не оправдались.

«Малышовые» привилегии общего характера

Они определяются статусом юрлиц по закону № 209-ФЗ (мораторий на плановые проверки, льготный режим приватизации госнедвижимости и т. д.) и внедренческим фирмам доступны. Так, законодатель снял ограничение, налагаемое на учредителей малых предприятий и «середняков», согласно которому в их уставном капитале суммарная доля участия учредителей, не причисленных к субъектам малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов. Ведь доля НИИ и вузов, которые «малышами» не являются, в уставном капитале по закону № 217-ФЗ больше указанной части.

Интересно, что это ограничение в законе № 209-ФЗ снято не в отношении конкретных учредителей, а в отношении самих внедренческих фирм. Получается, что и для других соучредителей ограничения по размеру долей (в том числе по суммарному размеру) не работают. Здесь тоже требуются разъяснения.

Заметим, что помимо размеров долей учредителей закон № 209-ФЗ содержит и другие ограничения для «малышей» и «середняков». Их закон № 217-ФЗ не коснулся.

Налоговые льготы недоступны

Привилегий в этом смысле для обществ, созданных НИИ и вузами, закон № 217-ФЗ не предусматривает. Даже упрощенная система налогообложения для внедренческих фирм пока осталась невозможна. Еще в письме от 19 августа 2008 г. № 03-11-04/3/391 Минфин России подчеркивал, что отнесение организаций к малым предприятиям в соответствии с законом № 209-ФЗ само по себе не является основанием для предоставления им права на применение «упрощенки». Ведь для этого спецрежима в Налоговом кодексе РФ прописаны собст-венные ограничения: не вправе переходить на данный спецрежим юридические лица, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). А именно такая доля уставного капитала учредителя-бюджетника предписана законом № 217-ФЗ для создания внедренческой фирмы.