При неверном расходе средства сократят

В правила сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств по причине нецелевого использования финансирования внесены изменения. Они утверждены приказом Минфина России от 23 апреля 2009 г. № 37н (при подписании журнала в печать документ был на регистрации в Минюсте России). Рассмотрим основные нововведения в статье.

Правки внесены в утвержденный порядок

Уточним, что речь идет о Порядке сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой РФ. Он утвержден приказом Минфина России от 26 декабря 2005 г. № 162н.

Напомним цепочку взаимодействия сторон

Средства финансирования учреждения (главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств) должны использовать строго по целевому назначению (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ). Другое применение бюджетных средств считается нецелевым расходованием.

Правильное исполнение объемов финансирования учреждениями контролируют и проверяют органы Росфиннадзора и Счетной палаты РФ. А при отсутствии такового данные органы принимают меры по прекращению и предотвращению повторных нарушений, и кроме того, они уполномочены оповещать Минфин России о нецелевом расходе средств учреждениями. В результате финансовое ведомство принимает решение о блокировке расходов федерального бюджета, то есть сокращении лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) главному распорядителю средств. При этом упомянутая операция выполняется согласно положениям Порядка № 162н. За ее исполнением следит соответствующий департамент Минфина России (так называемый курирующий департамент).

Заметим, что решение об уменьшении ЛБО может быть отменено (при доказательстве отсутствия нецелевого расхода средств бюджета). В таком случае объем расходов главного распорядителя средств будет восстановлен.

Основные направления изменений

В основном корректировки вызваны поправками, внесенными в другие связанные с Порядком № 162н нормативные акты. То есть по большей части благодаря приказу № 37н он приведен в соответствие с действующим законодательст-вом РФ, что следовало сделать раньше. Так, согласно внесенным правкам, Порядок № 162н ссылается на действующие:

— Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета);

— Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня.

Использование кодов бюджетной классификации

Кроме того, понятия ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ исключены из Порядка № 162н. Таким образом, положения документа приведены в соответствие с действующими Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ. Ведь, согласно им, в настоящее время используют лишь ведомственную структуру расходов бюджетов и классификацию операций сектора государственного управления (отдельно по открытой (несекретно) и закрытой (секретно) частям).

Также введено уточнение, что если нецелевой расход был отражен по кодам бюджетной классификации РФ, действовавшим только до 1 января 2009 года, то в документах должны содержаться предложения о соответствии «старых» кодов действующим в текущем финансовом году. То есть ЛБО сократят по вновь введенным в 2009 году кодам.

Период применения норм

Важное уточнение в Порядке № 162н — применять правила в соответствии с внесенными правками нужно с 1 января по 31 декабря 2009 года. При этом установлено, что уменьшать ЛБО главным распорядителям средств будут по фактам нецелевого расхода, выявленным органами Росфиннадзора или Счетной палаты РФ до 1 января 2009 года. Обратите внимание: согласно новым правилам, изменяют (сокращают или восстанавливают) ЛБО главному распорядителю до 25 декабря текущего года (ранее — до 15 декабря).

Действия главных распорядителей средств согласно новшествам

Может сложиться ситуация, когда лимиты бюджетных обязательств текущего года по главному распорядителю полностью или частично распределены и их сокращение по фактам нецелевого использования средств бюджета не представляется возможным. В таком случае на основании письма курирующего департамента главный распорядитель обеспечивает свободный остаток ЛБО на лицевом счете путем:

— отзыва этих лимитов в сумме средств, использованных не по целевому назначению, в установленном порядке;

— внесения изменений в сводную бюджетную роспись и ЛБО посредством их перераспределения, а также бюджетных ассигнований текущего года в установленном порядке.

Главный распорядитель обязан отозвать распределенные средства в течение 10 дней. А если это невозможно — представить в курирующий департамент справки об изменении сводной бюджетной росписи бюджета и лимитов бюджетных обязательств, прошедших регистрацию в казначействе.