Проблема скидок в налоговом учете

Эффективным способом расширить клиентскую базу и укрепить деловые отношения является предоставление скидок за соблюдение условий договора поставки. Естественно, у подобных «бонусов» имеются свои особенности учета, связанные с налогообложением прибыли и НДС. При этом поломать голову придется как продавцу, так и покупателю.

Важный пунктик для прибыли

Поставщики товаров заинтересованы в стабильном спросе со стороны контрагентов. С целью стимулирования покупательской активности продавцы предоставляют скидки за выполнение определенных условий контракта (превышение объема покупок, расширение ассортимента и др.). Как правило, сотрудничество в сфере торговли оформляется договором поставки, в котором фиксируются порядок и форма расчетов, в том числе условия выплаты «бонуса» покупателю.

С точки зрения налогообложения прибыли, такой маркетинговый ход продавца является внереализационным расходом, учитываемым при определении налоговой базы (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК). Отметим, что речь в данной норме идет лишь о поставщиках и покупателях. Следовательно, скидки по договорам оказания услуг и выполнения работ не считаются внереализационными расходами. Данный вывод следует из содержания писем Минфина от 28 февраля 2007 года № 03-03-06/1/138, от 2 февраля 2006 года № 03-03-04/1/70 и УФНС по г. Москве от 28 августа 2007 года № 20-12/081752.

Необходимо помнить о том, что «ретро-скидка» в виде снижения цены за единицу товара, который был отгружен в прошлом, может повлечь дополнительные учетные хлопоты. Дело в том, что, по мнению Минфина, положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса не применяются по отношению к бонусам, представляющим собой пониженную цену продукции (письма от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411 и от 17 марта 2009 г. № 03-03-06/1/145). Следовательно, организация-поставщик должна внести изменения в «первичку» и подать уточненную декларацию. На этом настаивает УФНС по г. Москве в письмах от 14 ноября 2006 года № 20-12/100238 и от 25 декабря 2006 года № 20-12/115048.

В свою очередь судьи указывают на то, что в статье 265 Кодекса не конкретизировано, о каких именно скидках идет речь, способ их реализации также не установлен. Таким образом, отсутствуют какие-либо препятствия для учета премий в составе расходов текущего периода. Значит, обязанность по корректировке налоговой базы за истекший квартал, как и по сдаче в ИФНС «уточненки», отпадает сама собой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2007 г. № Ф04-6332/2007(38166-А67-15) по делу № А67-8448/2006).

Что касается налогового учета покупателя, то в нем полученная от поставщика скидка на основании пункта 8 статьи 250 Кодекса отражается в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество. Такого мнения придерживается Минфин в своих письмах от 19 января 2006 года № 03-03-04/1/44 и от 14 ноября 2005 года № 03-03-04/1/354.

«Крутые виражи» НДС

Как видим, скидки в целях налогообложения прибыли имеют множество «подводных камней». Торговым фирмам, практикующим предоставление «бонусов», придется разобраться и с нюансами уплаты налога на добавленную стоимость.

Так, если скидка не связана с изменением цены товаров, то продавцу не нужно уменьшать налоговую базу по НДС и вносить изменения в выставленные при отгрузке продукции счета-фактуры. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 25 октября 2007 года № 03-07-11/524.

Как нетрудно догадаться, гораздо больше проблем возникает в случае «премирования» покупателя путем снижения цен на товары, поставленные в более ранний период. Подобная щедрость приведет к исправлению уже выставленных счетов-фактур по «льготным» партиям.

Кроме того, продавцу товаров нужно внести изменения в книгу продаж, а также подать в родную инспекцию уточненную налоговую декларацию за скорректированный период. В принципе поставщику делать все это вовсе не обязательно, так как фактически он переплатил НДС в бюджет. Однако с целью сохранения деловых отношений с контрагентом он вынужден пойти на уступки покупателю, который, по сути, занизил налоговую базу, приняв налог к вычету без учета скидки.

В таком случае последнему необходимо внести соответствующую запись в дополнительном листе книги покупок. Данное требование прописано в постановлении правительства от 2 декабря 2000 года № 914. «В нагрузку» покупателю придется подать в ИФНС уточненную декларацию за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу покупок (письмо Минфина от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112).

Если же скидка предоставляется достаточно оперативно, то алгоритм действий продавца остается прежним: он вносит исправления в счет-фактуру и книгу продаж. При этом покупатель регистрирует «новый» счет-фактуру в книге покупок, после чего предъявляет суммы налога к вычету. Однако необходимости в подаче «уточненки» при совпадении периода предоставления скидки и отгрузки товаров, безусловно, нет.

Справедливости ради напомним, что учет скидок может вестись и иным способом. При снижении цен на товары продавец выставляет «отрицательный» счет-фактуру, в результате чего вносить исправления в учет и отчетность за истекшие периоды ни покупателю, ни продавцу не придется.

Правомерность такого подхода к решению проблемы подтвердил ФАС Московского округа в постановлении от 25 июня 2008 года № КА-А40/5284-08 по делу № А40-54849/07-99-242. В нем служители Фемиды отметили, что в действующем законодательстве отсутствует запрет на оформление счетов-фактур с «отрицательными» значениями. Значит, предоставление скидки должно быть отражено именно в период совершения данной операции.

Правда, налоговики очень настороженно относятся к «нестандартным» счетам-фактурам. А посему доказывать свою правоту в споре с ревизорами практически со стопроцентной вероятностью придется в зале суда.