Турфирма установила световую вывеску: как учесть расходы

Турфирма установила световую вывеску над входом в офис. Бухгалтерский и налоговый учет в данной ситуации будет зависеть от первоначальной стоимости вывески. То есть превышает ее стоимость лимит, установленный для основных средств, или нет. Рассмотрим разные ситуации.

СТОИМОСТЬ ВЫВЕСКИ НЕ ПРЕВЫШАЕТ ЛИМИТ

Вначале рассмотрим ситуацию, когда стоимость актива менее 20 000 руб. (а стоимостной лимит для основных средств именно такой). В этом случае все зависит от положений учетной политики турфирмы. Поясним.

Бухгалтерский учет

Общее правило таково: если турфирма планирует использовать какое-либо имущество в производственных целях в течение длительного времени (более года), оно должно быть учтено в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Срок службы световой вывески, как правило, превышает один год.

Однако, как известно, из любого правила есть исключения. Так, предметы со сроком полезного использования более года, но стоимость которых не превышает 20 000 руб. (включая расходы на доведение их до состояния, в котором они пригодны к использованию), могут быть оприходованы на балансе турфирмы не как основные средства, а в составе материально-производственных запасов. Это прямо предусмотрено в пункте 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Варианты учета оговорите в учетной политике

Порядок учета «малоценного» имущества, а также лимит стоимости предметов, относимых к материально-производственным запасам, должны быть закреплены в учетной политике турфирмы (п. 8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н).

Кроме того, нужно учесть и такой важный момент. Лимит стоимости предметов, относимых к материально-производственным запасам, определяется исходя из их первоначальной стоимости. А, как известно, если имущество используется для операций, облагаемых НДС, сумма «входного» налога, уплаченного поставщику, принимается к вычету и в формировании стоимости этого имущества не участвует.

Если бухгалтерия турфирмы решит учесть дешевую вывеску в составе материально-производственных запасов, для ее оприходования нужно использовать и соответствующую «первичку»: приходный ордер по форме № М-4, карточку учета материалов по форме № М-17 (письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98). Заполнять форму № ОС-1 в этом случае не нужно.

В тот день, когда вывеска установлена, расходы на ее приобретение и установку могут быть учтены в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Налоговый учет

С 1 января 2008 года Налоговый кодекс РФ предусматривает, что к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более года, первоначальная стоимость которого превышает 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Имущество же, стоимость которого не превышает 20 000 руб., списывают в состав материальных расходов при вводе его в эксплуатацию. Это прямо предусмотрено в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если стоимость световой вывески не превышает 20 000 руб., списать ее стоимость можно единовременно как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

ПРИМЕР 1

В мае 2008 года турфирма «Вояж» заказала изготовление световой вывески со своим наименованием. В этом же месяце вывеска была установлена над входом в офис турфирмы. Стоимость изготовления и установки вывески составила 21 240 руб. (в том числе НДС – 3240 руб.). Согласно учетной политике турфирмы для целей бухгалтерского учета, лимит стоимости предметов, относимых к материально-производственным запасам, составляет до 20 000 руб. за единицу.

Предположим, что деятельность турфирмы «Вояж» облагается НДС. Следовательно, «входной» НДС, предъявленный изготовителем, турфирма в стоимости вывески не учитывает, а принимает к вычету. Стоимость вывески без НДС составляет 18 000 руб. (21 240 – 3240). Это меньше, чем 20 000 руб. Значит, следуя учетной политике, бухгалтерия турфирмы должна оприходовать вывеску и в бухгалтерском, и в налоговом учете в составе материально-производственных запасов.

В мае 2008 года бухгалтерия сделала в учете такие проводки:

ДЕБЕТ 10    КРЕДИТ 60

– 18 000 руб. – оприходована вывеска (без НДС);

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60

– 3240 руб. – учтен «входной» НДС (на основании счета-фактуры изготовителя);

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 19

– 3240 руб. – принят к вычету «входной» НДС (на основании счета-фактуры изготовителя);

ДЕБЕТ 44    КРЕДИТ 10

– 18 000 руб. – списана стоимость вывески после ее установки на материальные расходы турфирмы.

В налоговом учете в мае 2008 года затраты (18 000 руб.) также были учтены в составе материальных расходов.


СТОИМОСТЬ ВЫВЕСКИ ПРЕВЫШАЕТ ЛИМИТ

На практике такая ситуация, как правило, встречается гораздо чаще. Однако и в данном случае существует несколько вариантов учета расходов на изготовление и установку вывески. Это:

– учет вывески в составе основных средств;

– единовременное списание затрат на вывеску в качестве рекламных затрат или расходов на раскрытие информации.

Рассмотрим каждый из этих вариантов подробно.

Учет вывески в составе основных средств

Это наиболее безопасный вариант учета, с которым согласны и налоговики.

Бухгалтерский учет. Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

– актив предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
– он будет использоваться в течение длительного времени, то есть свыше года;
– не предполагается последующая перепродажа этого актива;
– актив способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

Устанавливая вывеску, турфирма, как правило, предполагает, что она будет использоваться длительное время, в том числе и для привлечения клиентов. Значит, актив отвечает всем необходимым условиям для отнесения его к основному средству. К учету вывеска принимается по первоначальной стоимости, которой является сумма затрат на ее приобретение, доставку и установку (п. 7 и 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Налоговый учет. Налоговый кодекс РФ также предусматривает, что имущество со сроком полезного использования более года, первоначальная стоимость которого превышает 20 000 руб., относится к амортизируемому (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Следовательно, если стоимость вывески более 20 000 руб., она относится к основным средствам и в налоговом учете.

Как известно, стоимость основных средств переносится на затраты и в бухгалтерском, и в налоговом учете посредством начисления амортизации. Но здесь возникает одна проблема: по каким нормам амортизировать световую вывеску? Дело в том, что в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), такой объект, как световая вывеска, не упоминается. В ней упомянуты лишь электрифицированные рекламные конструкции различных форматов (код по ОКОФ 14 3699000). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно. Именно по этой позиции на практике советуют амортизировать вывески налоговики в частных разъяснениях.

Соглашаются с ними и чиновники Минфина России. Амортизационные отчисления по вывескам они считают расходами на рекламу (письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/213). Таким образом, по мнению финансистов, если вывеска относится к амортизируемому имуществу, турфирма должна относить начисленную по ней амортизацию к рекламным расходам.

Если вы не хотите спорить с чиновниками, можете поступать именно таким образом, как они советуют. Однако следует учитывать, что не всякая вывеска (в том числе и световая) относится к рекламным конструкциям.

Какая вывеска будет признана рекламной

В подпункте 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» прямо указано, что этот закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. А пункт 1 статьи 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что любая компания (в том числе и турфирма) обязана довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанную информацию размещают на вывеске. Следовательно, если вывеска содержит исключительно сведения, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», она не является рекламной. Значит, амортизировать ее по тем же нормам, что и электрифицированные рекламные конструкции различных форматов, оснований нет. В подобной ситуации турфирма сама может установить норму амортизации по нерекламной вывеске (исходя из предполагаемого срока ее использования или на основании рекомендаций производителя).

Хотим обратить ваше внимание на следующий факт. Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме довольно неоднородна. Однако сразу предупредим: есть случаи, когда вывеска, содержащая только наименование компании или профиль ее деятельности, не признавалась судьями рекламной. Примеры – постановления ФАС Центрального округа от 2 июня 2006 г. по делу № А54-5156/2005-С5, ФАС Московского округа от 8 декабря 2005 г. по делу № КА-А41/12102-05, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 марта 2007 г. № Ф08-1016/2007-433А.

ПРИМЕР 2

Вернемся к примеру 1, но несколько изменим его условия. Предположим, что стоимость изготовления и установки вывески составила 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Согласно учетной политике турфирмы для целей бухгалтерского учета, лимит стоимости предметов, относимых к материально-производственным запасам, составляет 20 000 руб. за единицу.

Стоимость вывески без НДС составляет 50 000 руб. (59 000 – 9000). Это больше, чем 20 000 руб. Значит, следуя учетной политике, бухгалтерия турфирмы должна оприходовать вывеску и в бухгалтерском, и в налоговом учете в составе основных средств.

В мае 2008 года бухгалтерия сделала в учете такие проводки:

ДЕБЕТ 08    КРЕДИТ 60

– 50 000 руб. – оприходована вывеска (без НДС);

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60

– 9000 руб. – учтен «входной» НДС (на основании счета-фактуры изготовителя);

ДЕБЕТ 01    КРЕДИТ 08

– 50 000 руб. – установлена вывеска (учтена в составе основных средств);

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 19

– 9000 руб. – принят к вычету «входной» НДС (на основании счета-фактуры изготовителя).

Предположим, что турфирма согласилась с мнением чиновников и начиная с июня 2008 года стала начислять на стоимость вывески амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учете исходя из срока его полезного использования, предусмотренного Классификацией основных средств для позиции «электрифицированные рекламные конструкции различных форматов». Приказом по фирме срок полезного использования вывески был установлен в 8 лет (96 месяцев). Начиная с июня 2008 года бухгалтерия турфирмы «Вояж» ежемесячно будет делать в учете проводку:

ДЕБЕТ 44    КРЕДИТ 02

– 520,83 руб. (50 000 руб. : 96 мес.) – начислена амортизация по вывеске.


Единовременное списание стоимости вывески

Это еще один вариант учета затрат списания расходов на изготовление и установку вывески. Он также встречается на практике. Независимо от стоимости вывески соответствующая сумма может быть списана на расходы единовременно одним из двух способов.

1. Если речь идет о рекламной вывеске – как расходы на рекламу (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Уменьшить налогооблагаемую прибыль на рекламные расходы Налоговый кодекс РФ разрешает единовременно – в том периоде, в котором они возникли (ст. 272 Налогового кодекса РФ). В пользу этого способа свидетельствует то, что в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ прямо поименованы расходы на световую и иную наружную рекламу. При этом нужно учитывать, что расходы на световую и иную наружную рекламу при налогообложении прибыли не нормируются (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Находит такой способ учета соответствующих затрат поддержку и в арбитражной практике. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2007 г. № А56-4732/2006 судьи пришли к выводу, что информационная вывеска не относится к амортизируемому имуществу, поскольку не поименована в Классификации основных средств. Кроме того, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять группу затрат в том случае, если некоторые затраты с равным основанием можно отнести одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Следовательно, затраты на изготовление информационной вывески как рекламоносителя можно учесть в составе расходов на рекламу на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

2. Если речь идет об информационной вывеске – как расходы на публикацию и иное раскрытие информации, если такая обязанность возложена на налогоплательщика законодательством (подп. 20 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Как уже было отмечено выше, такой информацией, в частности, является фирменное наименование и адрес турфирмы, а также сведения о режиме ее работы (ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Таким образом, формально законодательство предусматривает, что учесть затраты на информационную вывеску при налогообложении прибыли турфирма может в полной сумме – в периоде, в котором эти затраты возникли (ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Тем не менее хотим еще раз предупредить: если речь идет о дорогостоящей вывеске (стоимость изготовления и установки которой превышает 20 000 руб.), единовременное списание таких расходов наверняка повлечет за собой споры с проверяющими. Если же вы не готовы спорить (или цена спора не слишком велика), списывайте соответствующие расходы через амортизацию.