Транспортную накладную оформлять обязательно?

Официальный запрос журнала «Учет в аптеках» в Минфин России
Аптечная сеть закупила у поставщика медикаменты и лекарственные средства на условиях самовывоза. Для транспортировки приобретенных товаров со склада до пунктов продаж был заключен договор со сторонней организацией. Можно ли учесть транспортные расходы при исчислении налога на прибыль, если у аптеки в качестве подтверждения указанных затрат есть счет-фактура, акт выполненных работ, платежное поручение, но отсутствует товарно-транспортная накладная? Письмо Минфина России от 26 мая 2008 г. № 03-03-06/1/333

Комментарий редакции

Е.С. Ладнова, ведущий эксперт журнала «Учет в аптеках»:

Обязательное применение товарно-транспортных накладных для оформления автомобильных грузоперевозок предусмотрено Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно пункту 20 статьи 2 данного нормативного акта, транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. А вот нужен ли этот документ для обоснования расходов на транспортные услуги сторонних организаций в налоговом учете? К сожалению, Налоговый кодекс РФ ответа на этот вопрос не содержит. Финансисты категоричны в своих разъяснениях.

По мнению чиновников, затраты на доставку товаров, осуществленную третьим лицом, можно учесть при исчислении налога на прибыль только при наличии правильно оформленной товарно-транспортной накладной.

Надо признать, что и ранее специалисты главного финансового ведомства настаивали на этом (см. письмо Минфина России от 3 июня 2005 г. № 07-05-06/160). Да и позиция налоговиков аналогична. В частности, такое же мнение чиновники высказали в письме УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2007 г. № 20-12/014632.

А вот судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно.

Есть судебные решения в пользу налогоплательщика. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 28 февраля 2008 г. № А55-8614/2007 указал, что отсутствие товарно-транспортных накладных, если есть иные подтверждающие документы, препятствием для признания расходов на транспортные услуги сторонних организаций не является. Сторону налогоплательщика занял и ФАС Московского округа в постановлении от 29 ноября 2007 г. № КА-А40/10686-07. Суд указал, что счета-фактуры, реестры-счета с указанием номеров путевых листов, даты оказания услуги и ее стоимости, отрывные талоны путевых листов, платежные поручения и банковские выписки, приемосдаточные акты подтверждают оказание услуг по перевозке и факт их оплаты.

Аналогичные мнения содержат постановления ФАС Центрального округа от 13 февраля 2008 г. № А35-1763/07-С21, ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г. № А05-16664/05-33, ФАС Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2007 г. № Ф04-2498/2007 (33691-А27-34).

А вот в постановлении ФАС Центрального округа от 10 октября 2006 г. № А62-5749/2004 судебная инстанция поддержала налоговиков. По мнению арбитров, товарно-транспортная накладная - документ, служащий для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и их оприходования у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. При этом товарные накладные и путевые листы не заменяют товарно-транспортную накладную. А значит, организация при отсутствии этого документа не может подтвердить обоснованность отнесения транспортных затрат в состав налоговых расходов.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации аптека при отсутствии оформленной товарно-транспортной накладной должна самостоятельно принять решение, признавать ли расходы по перевозке при расчете налога на прибыль.

Если затраты при налогообложении прибыли будут учтены, скорее всего это приведет к спору с налоговиками. Отстаивать свою позицию фирме придется в суде. Но при наличии иных подтверждающих документов шансы выиграть дело у налогоплательщика довольно велики.