Два штрафа за непредставление сведений о контрагенте: правоприменительная практика

На основании ст. 93.1 НК РФ налоговый орган может истребовать у налогоплательщика сведения о деятельности его контрагента (третьего лица) или о конкретной сделке с ним. При этом Налоговым кодексом предусмотрены разные меры ответственности за непредставление документов и сведений (по п. 2 ст. 126 НК РФ) и за несообщение сведений (по п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Если по требованию налогового органа на основании ст. 93.1 НК РФ истребуются и документы, и сведения, то за неисполнение такого требования лицо может быть привлечено к ответственности и по п. 2 ст. 126 НК РФ, и по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. При этом одни суды считают, что два штрафа в такой ситуации назначаются правомерно, а другие с этим не согласны.

Права ИФНС на истребование документов и информации

Налоговая инспекция вправе требовать документы:

Истребуемые документы (информация) о контрагентах (третьих лицах) налогоплательщика представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 (определяет порядок представления документов) и 5 (устанавливает ограничения в части истребования документов у проверяемого лица в ходе проверок) ст. 93 НК РФ (абз. 4 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, все ограничения (и исключения из них), установленные ст. 93 НК РФ, действуют и в отношении истребования документов (информации) о контрагентах или иных лицах у налогоплательщика.

К сведению: по общему правилу требование о представлении документов или информации направляется налогоплательщику той ИФНС, в которой он состоит на налоговом учете (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Вместе с тем положения ст. 93.1 НК РФ не обязывают ИФНС, проводящую контрольные мероприятия в отношении контрагента, направлять обозначенное требование исключительно в ту инспекцию, в которой налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения.

Как указали чиновники Минфина в Письме от 06.08.2019 № 03-02-08/59105, подобное требование может быть направлено налогоплательщику также той инспекцией, в которой он состоит на учете по иному основанию, предусмотренному п. 1 ст. 83 НК РФ.

Ответственность за неисполнение требования ИФНС

За непредставление документов и сведений о контрагенте, отказ подать имеющиеся документы со сведениями о контрагенте либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Мера ответственности – штраф для организаций и ИП в размере 10 000 руб.

Пунктом 1 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение либо несвоевременное сообщение сведений (не документов), которые в соответствии с этим кодексом лицо должно сообщить налоговому органу. При первом правонарушении – штраф в размере 5 000 руб. При повторном правонарушении в течение календарного года – 20 000 руб.

Обратите внимание: субъектом налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в равной степени может быть как само проверяемое лицо (например, при истребовании у него пояснений в рамках камеральной проверки), так и третьи лица, у которых истребуются сведения о проверяемом лице.

Казалось бы, Налоговый кодекс различает меры ответственности за неисполнение налогоплательщиком требования о предоставлении сведений по деятельности контрагента (п. 6 ст. 93.1 НК РФ): если налоговики запросили сведения и документы в рамках встречной проверки – один штраф, если сведения о конкретной сделке – другой.

Вместе с тем налоговым законодательством не установлено четких критериев видов истребуемых документов (сведений, информации). Ведь сведения могут быть получены в том числе путем представления документов, которые являются источником указанных сведений.

На практике бывают ситуации, когда на основании одного требования налоговики запрашивают у налогоплательщика и документы, и сведения о контрагенте. Соответственно в случае неисполнения налогоплательщиком подобного требования его нередко штрафуют сразу по двум статьям – по п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Правомерность такого подхода подтверждает правоприменительная практика. Но есть и иное мнение на этот счет.

Судебная практика

Так, поводом для судебного разбирательства, по которому было вынесено Постановление АС ЗСО от 01.02.2022 по делу № А70-6808/2021, послужили следующие обстоятельства.

На основании ст. 93.1 НК РФ налоговики запросили у предпринимателя:

Предприниматель отказался исполнять требование, мотивируя отказ тем, что из полученного требования непонятно, какие конкретно документы и информацию ему нужно предоставить.

За неисполнение требования предпринимателю было выписано два штрафа:

1) за непредставление в установленный срок истребованных документов – на основании п. 2 ст. 126 НК РФ;

2) за неправомерное несообщение сведений – на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Арбитры признали решение инспекции правомерным, указав на следующее. Из требования было четко видно, что документы и информация запрашиваются по конкретной сделке (конкретному договору). Поручение было составлено таким образом, чтобы ИП мог идентифицировать контрагента, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, и установить, какие конкретно документы и информацию и за какой период нужно представить в инспекцию.

В силу прямого указания, содержащегося в п. 6 ст. 93.1 НК РФ, применение санкции по п. 2 ст. 126 НК РФ не поставлено в зависимость от того, в рамках налоговой проверки истребуются документы или же вне ее рамок. Иными словами, п. 6 ст. 93.1 НК РФ позволяет привлечь лицо к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае отказа от представления истребуемых документов и вне рамок налоговой проверки.

Правонарушения, за которые ИП привлечен к ответственности, разграничены в п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Исходя из специального правового регулирования, установленного названной нормой, налоговый орган правомерно квалифицировал правонарушение, выразившееся в непредставлении документов относительно конкретной сделки (в том числе договоров, актов приема-передачи, актов выполненных работ, оказанных услуг) в срок, установленный п. 5 ст. 93.1 НК РФ, по п. 2 ст. 126 НК РФ, а в несообщении информации (в частности о том, как использовался программно-аппаратный комплекс для ЭВМ за 2016–2018 годы, для каких целей, кем фактически и т. д.) – по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Ранее в Постановлении АС ВСО от 12.11.2018 № Ф02-5065/2018 по делу № А33-16694/2017 арбитры также пришли к выводу, что если запрос документов и информации направлен в рамках налоговой проверки контрагента, то налогоплательщика за неисполнение такого запроса могут оштрафовать сразу по двум статьям как за самостоятельные нарушения.

Однако АС ПО в Постановлении от 18.02.2021 № Ф06-69116/2020 по делу № А65-9839/2020 указал, что за непредставление налогоплательщиком сведений о контрагенте, истребуемых на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ, должен взиматься штраф по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Свое решение арбитры обосновали так.

По объективной стороне правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 129.1 и п. 2 ст. 126 НК РФ, тождественны, поскольку непредставление сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа (п. 2 ст. 126 НК РФ) одновременно означает неправомерное несообщение сведений, которое лицо должно сообщить налоговому органу в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Таким образом, отказ от представления документов о проверяемом лице или несвоевременное их представление влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. При этом п. 6 ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено, что за непредставление контрагентом сведений о проверяемом налогоплательщике наступает ответственность по ст. 129.1 НК РФ, санкция которой меньше по сравнению с п. 2 ст. 126 НК РФ. А в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Как видим, в судебной практике встречаются различные подходы при квалификации правонарушения, выразившегося в непредоставлении налогоплательщиком сведений о его контрагентах. Поэтому прежде, чем оспаривать решение о привлечении к ответственности, налогоплательщику нужно взвесить все за и против.