Введен мораторий на проведение плановых проверок в 2022 году

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (далее – Постановление № 336) утверждены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В статье осветим положения нового документа.

Суть вводимых новшеств по проверкам

Пунктом 1 Постановления № 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами:

Допускается проведение:

Ограничения, предусмотренные данным постановлением, не распространяются на организацию и осуществление в соответствии с требованиями законов № 248-ФЗ, 294-ФЗ специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора) (п. 11 Постановления № 336).

Постановление № 336 вступило в силу 10.03.2022.

Случаи, когда проводятся плановые проверки

Пунктом 2 Постановления № 336 определено,что проведение плановых проверок допускается в отношении следующих объектов:

Вид контроля

Объекты, в отношении которых проводятся проверки

Санитарно-эпидемиологический контроль

Объекты контроля, отнесенные к категории чрезвычайно высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;

  • основное общее и среднее (полное) общее образование;

  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;

  • деятельность детских лагерей на время каникул;

  • деятельность по организации общественного питания детей;

  • родильные дома, перинатальные центры;

  • социальные услуги с обеспечением проживания;

  • деятельность по водоподготовке и водоснабжению

Пожарный надзор

Объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;

  • основное общее и среднее (полное) общее образование;

  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;

  • деятельность детских лагерей на время каникул;

  • родильные дома, перинатальные центры;

  • социальные услуги с обеспечением проживания

Надзор в области промышленной безопасности

Опасные производственные объекты, отнесенные ко II классу опасности

Ветеринарный контроль

Деятельность по содержанию, разведению и убою свиней

Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки профилактический визит. В данном случае контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита.

Проведение внеплановых проверок

Пунктом 3 Постановления № 336 установлено, что в 2022 году в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются законами № 248-ФЗ, 294-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

Наличие согласования с органами прокураторы

Основания для проведения внеплановой проверки

При условии согласования с органами прокуратуры

1) при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

2) при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

3) при непосредственной угрозе возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера;

4) при выявлении:

  • индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса;

  • индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера;

5) в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного органа информации;

6) в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального

 

государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

7) по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Исключение – случаи, установленные ч. 7 ст. 75 Закона № 248-ФЗ

Без согласования с органами прокуратуры

Проверки проводятся:

1) по поручению Президента РФ;

2) по поручению Председателя Правительства РФ, принятому после вступления в силу Постановления № 336;

3) по поручению заместителя председателя Правительства РФ, принятому после вступления в силу Постановления № 336 и согласованному с заместителем председателя Правительства РФ – руководителем Аппарата Правительства РФ;

4) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);

6) при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер

С извещением органов прокуратуры

Проверки проводятся в отношении:

  • некоммерческих организаций по основаниям, установленным пп. 2, 3, 5 и 6 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

  • религиозных организаций по основанию, установленному п. 5 ст. 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение ЧС природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры (п. 4 Постановления № 336).

О проверках, начатых ранее, и запланированных

Как уже было отмечено выше, Постановление № 336 подлежит применению с 10.03.2022. Контрольным и надзорным органам предписано следующее:

1) контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с данным постановлением и которые не завершены на день его вступления в силу, подлежат завершению. Это необходимо сделать в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу документа (до 15.03.2022 включительно) путем составления акта контрольного мероприятия с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений (п. 7 Постановления № 336);

2) в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после 10.03.2022 и проведение которых не допускается в соответствии с данным постановлением, контрольный (надзорный) орган, орган контроля принимает единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления (до 13.03.2022 включительно). Сведения о завершении таких контрольных (надзорных) мероприятий, проверок по причине их отмены вносятся в срок не более 10 дней со дня вступления в силу постановления контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок (п. 5 Постановления № 336);

3) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, не завершенных до 10.03.2022, не допускается до момента осуществления действий, приведенных в п. 7 Постановления № 336. Исключение – проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, которые разрешены по основаниям, предусмотренным п. 3 Постановления № 336.

Издание дополнительных приказов, решений контрольным (надзорным) органом, органом контроля в целях обоснования отмены или завершения проверки не требуется.

Выдача и исполнение предписаний

Пунктом 7 Постановления № 336 установлено, что если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

При этом выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с законами № 248-ФЗ, 294-ФЗ до 10.03.2022 и действующих на 10.03.2022, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного выше, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации (п. 8 Постановления № 336).

Дополнительно отметим, что уполномоченное должностное лицо контрольного органа в установленных случаях вправе возбудить дело об административном правонарушении, если его состав включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля[1], исключительно в случае, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ[2] (п. 9 Постановления № 336).

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

Правительством РФ принято Постановление № 336, которым установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется законами № 248-ФЗ, 294-ФЗ.

Проведение запланированных на 2022 год контрольных (надзорных) мероприятий допускается только в определенных случаях в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, в области промышленной безопасности, ветеринарного контроля.

Постановление вступило в силу 10.03.2022.

[1] За исключением контроля за деятельностью госорганов и органов местного самоуправления.

[2] За исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.