Клининг не всегда бывает чистым. Чем грозит Заказчику контракт с недобросовестным подрядчиком по уборке

В последние годы налоговая активно применяет принцип контроля по отраслям. Даже самые крупные компании, поступления в бюджет от деятельности которых составляет 74% ВВП России, администрируются внутри ФНС специальными подразделениями, разделенными именно по отраслевому признаку. По такому же признаку осуществляются налоговые проверки и реализуются мероприятия по увеличению собираемости платежей в бюджет. Государство предлагает немало мер по поддержке малого и среднего бизнеса (не станем рассуждать в этой статье о том, доходят ли они до адресатов), но взамен вполне закономерно требует соблюдения правил игры и добросовестного пополнения государственной казны.

Первыми эффективность такого подхода и мер по обелению экономики ощутили на себе компании агропромышленного комплекса, ритейла и дистрибуции электроники. Большинство компаний этих сфер, переживших процессы обеления, сегодня можно уверенно назвать “белыми” с точки зрения налоговой добросовестности.

Фасилити-услуги

Несколько лет уже отрасль клининговых услуг является объектом пристального внимания налоговой службы. Клининг - это прежде всего отрасль с высоким участием человеческих ресурсов, а не машин. Следовательно, при честном ведении бизнеса, высока налоговая нагрузка на клининговые компании, составляет до 20-30 процентов от выручки. Возникает соблазн использования “серых” схем ухода от налогов: не учтенные сотрудники, компании -”пустышки”, зарплата в конвертах и др. Таким образом высокая налоговая нагрузка компенсируется широкими возможностями игр в «прятки», а конкуренция вынуждает многих собственников искать схемы снижения налоговых платежей, потому что вполне закономерно, в борьбе за заказчика выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену.

Все эти махинации на руку заказчикам услуг по уборке и техническому обслуживанию. До недавних пор возможные налоговые проблемы контрагентов заказчика не касались, но в последние годы ситуация меняется кардинально.

Заказчики

Практически каждый бизнес сталкивается со сферой услуг по уборке. Давайте предположим, что, заключая договор на клининговые услуги, заказчика не заботит ситуация с тем, как поставщик услуг платит налоги. Но недобросовестная клининговая компания может после завершения контракта легко ликвидироваться, не уплатив поступления в бюджет, ФНС же, обнаружив разрыв цепочки платежей, также легко может доначислить неуплаченный НДС заказчику услуг.

- Очень часто заказчик оказывается в сговоре с поставщиком, прекрасно осознавая, что цена не включает все налоги. Это касается в том числе услуг клининга, предоставления персонала, охраны. Поэтому налоговый орган просто обязан прийти к такому заказчику и доначислить ему налоги. Ведь пока сохраняется спрос на незаконное ценообразование - сохраняется и предложение. В результате недобросовестные представители бизнеса зарабатывают, получая конкурентное преимущество по цене, а добросовестные проигрывают конкуренцию в связи с тем, что их ценовое предложение уступает недобросовестным, - такую позицию налоговой службы высказала заместитель начальника контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич на недавнем налоговом форуме.

Механизм защиты

Единственно возможный выход, чтобы не платить чужие долги- тщательно проверять подрядчика, используя специализированные информационные ресурсы, которые содержат публичные и непубличные данные, доступные пользователям на основании согласия, которое они дают.

Имеется два подобных ресурса:

- Инфоресурс.радо.рус, содержащий реквизиты налогоплательщиков, которые дали согласие на общедоступность сведений о “разрывах” по НДС. Ресурс предполагает стимулировать компании устранять “разрывы”, а не «бегать» от одного заказчика к другому, то есть по сути к тому, кто еще не знает о его проблемах с уплатой налогов.

- Фм.радо.рус - информационный ресурс фасилити-операторов, который содержит в разрезе каждого налогоплательщика сведения об уровне нагрузки по страховым взносам и удельному вычету по НДС. Личный кабинет Инфоресурса позволяет контролировать официальное трудоустройство задействованных сотрудников на основании данных ФНС.

Еще одним механизмом, направленным на саморегуляцию и поддержание добросовестной конкуренции, а также защиту интересов заказчика является включение в договоры налоговой оговорки.

Принцип борьбы с возможными доначислениями из-за действий нечестных поставщиков, выглядит относительно несложно. Это применение, так называемых, «особых условий». То есть в договор включаются пункты, согласно которым:

Заместитель начальника Контрольного управления Варвара Бурлевич отметила, что с точки зрения профилактики налогового правонарушения налоговая оговорка позволяет «ограничить цепочку кооперации при поставке товаров реальными участниками. ФНС России информирует стороны сделки в текущем режиме о наличии “разрывов” по НДС в цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) и о подтвержденности ресурсов, надлежащим образом оформленных у поставщика». Предполагается, что в случае неподтвержденности у поставщика со стороны ФНС России ресурса, участвующего в исполнении сделки, покупатель имеет право наложить на поставщика штрафные санкции.

Именно такую схему фискальные органы считают действенной для обеления экономики страны и повышения инвестиционной привлекательности государства.