Годовой отчет о выполнении задания: вопросы и ответы

По итогам 2021 года образовательные учреждения, которым выдается государственное (муниципальное) задание, должны заполнить отчет о его выполнении. Обязанность формировать этот документ и подавать его органу-учредителю (главному распорядителю бюджетных средств) существует давно, но вопросы возникают до сих пор. Об особенностях заполнения данной отчетности читайте в материале.

Когда образовательному учреждению нужно подать годовой отчет о выполнении государственного (муниципального) задания?

Сроки составления и утверждения отчета о выполнении задания должны регулироваться нормативными актами, определяющими порядок его формирования и финансового обеспечения выполнения (пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Согласно п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ такие порядки утверждают Правительство РФ – в отношении федеральных учреждений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений регионального подчинения, местная администрация – в отношении муниципальных учреждений.

Именно в этих порядках обычно прописываются предельные сроки подачи итоговой отчетности о выполнении задания.

Так, федеральные бюджетные, автономные и казенные учреждения должны представить органу-учредителю (главному распорядителю средств федерального бюджета) отчет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 47 Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). В субъектах РФ и муниципальных образованиях сроки бывают разными: выборочный анализ региональных и муниципальных правовых актов показал, что крайней датой может оказаться и 15 января, и 1 марта. Но чаще всего срок подачи отчетности о выполнении задания выпадает на февраль. Назовем несколько нормативных актов, в которых крайним сроком установлено 1 февраля:

Порядки, изданные в публично-правовых образованиях, закрепляют общий срок, в пределах которого органы-учредители (главные распорядители бюджетных средств) могут выбирать конкретную дату. Она, в свою очередь, устанавливается непосредственно в государственном (муниципальном) задании.

Например, согласно данным официального сайта bus.gov.ru сроком подачи итоговой отчетности, установленным для разных федеральных образовательных учреждений, может оказаться и 1 февраля, и 15 февраля. А в заданиях, выданных образовательным учреждениям регионального и муниципального уровней, проставляются даты подачи годовой отчетности, либо аналогичные тем, что определены в соответствующих порядках, либо более ранние.

Таким образом, образовательному учреждению надо ориентироваться на дату, указанную в его государственном (муниципальном) задании. И опаздывать с подачей отчетности не следует.

Во-первых, такое опоздание расценивается как нарушение требований к подаче отчета о выполнении задания. Федеральное казначейство даже включило такой риск в свой классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденный Федеральным казначейством 19.12.2017 (код нарушения – 07 05 02 00 02 06).

Во-вторых, с момента принятия органом-учредителем итогового отчета бюджетное и автономное учреждения могут использовать оставшиеся средства субсидии, выданной на 2021 год (при достижении всех плановых показателей). А потому в порядках формирования и финансового обеспечения заданий нередко прописывается, что не израсходованные в текущем финансовом году остатки субсидии не допускается тратить в очередном финансовом году до рассмотрения отчета учредителем. Это предусмотрели, например, в Ямало-Ненецком автономном округе (Постановление правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2014 № 327-П).

К сведению: Годовой отчет утверждают и подают учреждения всех типов (бюджетные, автономные, казенные), которым выдано государственное или муниципальное задание. На это прямо указывается в порядках формирования и финансового обеспечения задания, действующих на той или иной территории.

Вопрос:

Что важно учесть образовательному учреждению при расчете по итогам года процента выполнения государственного (муниципального) задания?

Ответ:

Самый важный элемент расчета, влияющий на итоговые показатели выполнения задания, а значит, и на факт признания его выполненным, – допустимые отклонения. Возможность использования таких величин предусмотрена п. 6 ст. 69.2 БК РФ (задание считается невыполненным лишь при превышении установленного допустимого отклонения) и многими порядками, изданными на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Федеральные учреждения применяют предельные отклонения на основании абз. 6 п. 3 Положения № 640. В региональных и муниципальных правовых актах закрепляется аналогичное правило. В частности, в Тульской области и Пермском крае допустимое отклонение установлено в размере 5 %, в Башкортостане – 10 % (см. постановления правительства Тульской области от 25.08.2015 № 396, Пермского края от 29.09.2014 № 1071-п, Республики Башкортостан от 24.12.2008 № 453).

Правда, некоторые субъекты РФ и муниципалитеты решили не пользоваться данным инструментом, позволяющим вывести незначительное недовыполнение показателей в пределы нормы. По такому пути пошла, к примеру, Московская область (реквизиты нормативного акта даны в списке выше). На этих территориях у подведомственных учреждений нет возможности отклоняться от установленных показателей. Невыполнением задания здесь считается любое снижение фактических значений по сравнению с плановыми.

В большинстве же регионов и муниципалитетов допустимые (возможные) отклонения вносятся в отчет о выполнении задания и участвуют в расчетах его фактических показателей. При использовании этой величины важно учитывать, в какой строчке задания проставлено допустимое отклонение. Согласно абз. 6 п. 3 Положения № 640 и аналогичным порядкам, действующим в публично-правовых образованиях, предельные отклонения от плановых показателей качества или объема могут устанавливаться в отношении отдельной услуги, задания в целом или его части. От этого зависит область применения величины отклонения.

К примеру, если строки, предназначенные для указания отклонений, по каждому разделу задания не заполнены, значит, в отношении отдельных услуг допустимых отклонений не установлено. Отражение предельной величины в части 3 задания свидетельствует о том, что величина определена для задания в целом.

Данный нюанс теперь все чаще становится предметом судебных споров. И это понятно: от расчета, произведенного тем или иным способом, зависят не только фактические значения показателей отчета, но и сумма, которую надо впоследствии вернуть в бюджет при невыполнении задания.

В одном из таких споров участвовало профессиональное образовательное учреждение (колледж). Финансовый орган посчитал, что учреждение не выполнило госзадание, и предписал вернуть остаток субсидии в размере 2,8 млн руб. Не согласившись, колледж обратился в суд.

Дело прошло все инстанции (Определение ВС РФ от 19.03.2021 № 302-ЭС21-2928 по делу № А58-11981/2019). Как установили арбитры, задание было доведено до образовательного учреждения в разрезе отдельных специальностей обучения. В отношении каждой из них установлен показатель объема – среднегодовая численность обучающихся. Финансовый орган вел расчеты по отдельным специальностям, применяя к каждой из них установленное допустимое отклонение в 10 %. В то же время орган-учредитель утвердил процент отклонения в отношении задания в целом. Если с учетом этого рассчитать достигнутые значения, задание окажется выполнено на 94,9 %, что не превышает предельный показатель, утвержденный учредителем. Следовательно, колледж выполнил свое госзадание и оснований для возврата средств не имелось.

Вопрос:

Расхождение плановых и фактических значений, отраженных в годовом отчете о выполнении задания, вызвано ограничительными мерами, вводимыми в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Будет ли в этом случае задание, выданное на 2021 год, признано невыполненным? Потребуется ли образовательному учреждению возвращать средства субсидии?

Ответ:

Объем финансового обеспечения задания, определяемый на основании Положения № 640 и аналогичных порядков, действующих на той или иной территории, рассчитывается исходя из обычных условий финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Здесь не принимаются во внимание чрезвычайные ситуации (Письмо Минфина РФ от 13.08.2020 № 02-06-10/73034). Введение ограничительных мер не относится к обычным условиям, а потому расчет финансового обеспечения (суммы возврата субсидии) должен быть иным.

Как известно, «иные» правила применялись при оценке выполнения заданий по итогам 2020 года. Послабления выразились в отходе от нормативного принципа, на основании которого традиционно определяется объем финансового обеспечения задания. Причиной стало введение ограничительных мер, вызванных пандемией, – из-за них многие образовательные учреждения приостанавливали свою деятельность.

Согласно ч. 20 ст. 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 № 367-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15.10.2020 № 327-ФЗ) требования к выполнению государственных и муниципальных заданий, выданных на 2020 год, были значительно смягчены. Если учреждение какой-то период не работало (хотя бы частично) в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции и из-за этого не достигло количественных и (или) качественных показателей, задание не считалось невыполненным. Возвращать остаток субсидии, выделенной на прошлый год, не пришлось.

Меру по признанию государственного (муниципального) задания выполненным даже при недостижении установленных показателей планируется продлить еще на год. Государственная дума 21 октября 2021 года приняла в первом чтении законопроект, содержащий такую поправку (ч. 1 ст. 8 законопроекта № 1258306-7).

Как и в прошлом году, послабление применят в ситуации, когда причиной превышения допустимых отклонений, а значит, и невыполнения задания станет приостановление или ограничение работы учреждения в 2021 году из-за распространения коронавирусной инфекции. Если данная норма будет принята, расхождение в годовом отчете «плана» и «факта» не повлечет признание задания невыполненным и необходимость перечислить остаток субсидии в бюджет.

Кстати, некоторые порядки, действующие «на местах», уже содержат нормы, корреспондирующие с федеральным послаблением. Например, администрация Тюмени (Постановление администрации г. Тюмени от 13.01.2011 № 1-пк) установила: в случаях, предусмотренных законодательством РФ, муниципальное задание не признается невыполненным при недостижении (превышении допустимого отклонения) значений показателей, установленных в задании.

Однако данная мера поддержки адресована только тем учреждениям, деятельность которых приостанавливалась в 2021 году (полностью или частично). Если образовательное учреждение проработало весь текущий год в штатном режиме, но не достигло установленных показателей, рассчитывать на послабление не придется. В отношении таких учреждений применяются обычные правила, закрепленные в Положении № 640 и аналогичных порядках, утвержденных в регионах и муниципальных образованиях. Например, это может произойти в случае, когда образовательное учреждение не выполнило установленный в задании показатель качества услуги «Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационную категорию» – пусть даже и по объективной причине (увольнение по собственному желанию части преподавателей).

Вопрос:

Нужно ли бюджетному (автономному) образовательному учреждению отчитываться перед органом-учредителем о привлечении соисполнителей, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг в рамках задания?

Ответ:

Обязанность отчитываться о привлечении соисполнителей в рамках государственного задания установлена для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Соответствующие поправки внесены в 2021 году в Типовую форму, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.

В частности, в п. 4.4.3 (1) Типовой формы закреплено право учреждения привлекать соисполнителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) при выполнении госзадания в пределах средств субсидии. Установлена и новая обязанность федерального учреждения (п. 4.3.3 (1) Типовой формы). В случае привлечения соисполнителей оно должно отчитаться перед органом-учредителем, заполнив в информационной системе «Электронный бюджет» специальную форму (приведена в приложении 2.1 к Типовой форме).

Формат информации о привлечении соисполнителей и годовой отчет о выполнении задания во многом похожи. Основные сведения годового отчета, касающиеся предоставляемых услуг и выполняемых работ, вносятся и в специальную форму. Принципиальные отличия – только в 13 – 15 графах таблиц. В частности, в специальной форме федеральное учреждение должно раскрыть детали работы с соисполнителями. Указать нужно:

Таким образом, по итогам 2021 года федеральным учреждениям, которые привлекают соисполнителей в рамках госзадания, надо отчитаться по отдельной форме. Информация подается на дату составления годового отчета о выполнении задания.

Что касается региональных и муниципальных учреждений, им следует ориентироваться на правовые акты, изданные «на местах». Обязанность отчитываться о работе с соисполнителями должна быть прописана в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания, заключенном с учреждением. Если данная обязанность нигде не установлена, отдельную форму заполнять не нужно – даже если соисполнители и привлекались.