Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Рассказываем о страховых взносах: какие существуют тарифы и от чего они зависят, что входит в базу, что не входит в базу для расчета страховых взносов, как заполняется отчетность РСВ.
Тарифы страховых взносов для основной категории налогоплательщиков на 2021 г. не изменились и закреплены в статье 425 НК РФ:
ПФР в рамках предела 22%;
ПФР свыше предела 10%;
ФСС в рамках предела 2,9%;
ФОМС 5,1%
Предельная величины базы по страховым взносам на 2021год представлена в Постановлении правительства №1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021»:
|
Вид обязательного страхования |
Предельная величина |
|
Пенсионное |
1 465 000 руб. |
|
Социальное |
966 000 руб. |
|
Медицинское |
нет |
Также законодательством предусмотрены льготные категории плательщиков, для них установлены пониженные тарифы страховых взносов (статья 427 НК РФ):
20% – НКО (сориентированные, т.е. кто осуществляют деятельность социальной политики, связанные с социальным обслуживанием, образованием, медициной, культурой, спортом) и благотворительные организации на УСН;
15% – субъекты МСП с выплат лицам свыше МРОТ;
14% – организации, занятые производством анимационной продукции (должна быть численность не менее 7 человек, доля дохода по анимационной деятельности не менее 90% в общем объеме); организации – участники проектов «Сколково» и ИНТЦ (должны иметь определенную долю прибыли 300 000 000 руб. в объеме годовой выручки 1 000 000 000 руб., если идет преувеличение, то участники не вправе применять пониженные тарифы)
7,6% – ИТ-компании; резиденты ТОСЭР и СПВ, участники СЭЗ в Крыму и Севастополе, резиденты ОЭЗ в Калининградской области, рос. Организации – проектировщики и разработчики изделий электронной (радиоэлектронной) продукции;
0% – судоходные компании, суда которых зарегистрированы В РМРС; участники САР в Калининградской области и Приморском крае, суда которых зарегистрировали в РОРС.
Таблица страховых взносов, которые рассчитываются для иностранных граждан с разным статусом:
|
Статус иностранного лица |
ПФР |
ФОМС |
ФСС |
|
Постоянно проживающий (имеет вид на жительство/ постоянно проживает) |
+ |
+ |
+ |
|
Временно проживающий (Отметка в паспорте «Временно проживает») |
+ |
+ |
+ |
|
Временно прибывающий |
- |
+ (но тариф неполный – 1,8% вместо 2,9%) |
Необходимо отметить, что есть исключения:
Граждан ЕАЭС необходимо страховать как российских граждан, также, как и российских граждан страхуют в странах ЕАЭС полностью.
Беженцы могут претендовать на страховые взносы, размером на ОПС по полной ставке, ОМС по полной ставке и на ФСС по 1,8 % ставке.
ВКС облагаются взносами на ОПС и ФСС если лицо постоянно проживает или временно проживает, временно пребывающим не выплачивается ничего.
Если сотрудник является иностранным гражданином и работает удаленно не на территории России, то с доходов этого лица не рассчитываются страховые взносы.
Есть два тарифа дополнительных страховых взносов для плательщиков:
тарифы для плательщиков, которые не провели спецоценку условий труда: сюда входит два максимальных тарифа, в зависимости от тяжести условий труда;
тарифы для плательщиков, которые провели спецоценку условий труда.
Для плательщиков, которые не провели специальную оценку условий труда:
9% – выплаты сотрудникам на особо вредных производствах (список №1), к данным профессиям относят шахтеры или работы в горячих цехах;
6% – выплаты сотрудникам, которые работают во вредных и опасных условиях труда (список №2), к данной работе относится вся система МЧС, общегородской транспорт, стройка.
Результаты спецоценки условий труда помогут снизить дополнительный тариф с учетом улучшения условий труда и изменения класса и подкласса условий труда:
опасный класс (подкласс 4) с доп. тарифом 8%;
вредный класс (подкласс 3.4-3.1) с доп. тарифом от 7 до 2%;
допустимый класс (подкласс 2);
оптимальный класс (подкласс 1) с доп. тарифом 0%.
Объект обложения страховыми взносами не изменился.
Не признаются объектом обложения страховыми взносами следующие выплаты:
выплаты в различной форме по договорам ГПХ, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество;
выплаты в пользу иностранцев по трудовым договорам, которые находятся за пределами РФ, а также по договорам ГПХ за пределами РФ;
выплаты добровольцам (волонтерам).
Также приведем перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст 422 НК РФ):
государственные пособия;
компенсационные выплаты, установленные законодательством;
выплаты, связанные с увольнением (кроме компенсаций за неиспользованный отпуск);
материальная помощь;
выплаты, связанные с мед. страхованием, мед. обеспечением, доп. пенсионным обеспечением работников;
стоимость проезда в отпуск работника организации на Крайнем севере и членов его семьи.
Рассмотрим принцип заполнения Расчета по страховым взносам:
В Расчете отражаются все начисленные выплаты физ. Лицам, в т.ч. сверх предельных сумм;
В Расчете отражаются выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии с Перечнем ст. 422 Кодекса;
В Расчете не отражаются выплаты, не признаваемые объектом обложения взносами в соответствии с п. 4-8 ст.420 Кодекса (выплаты работнику по договорам дарения, аренды, займа, выплаты добровольцам);
В случае ошибки в персональных данных в разделе 3 Расчета надо заполнить два новых раздела: с признаком аннулирования и исправленный;
В Расчете не может быть отрицательных значений.
Размеры страховых взносов для ИП, адвокатов, нотариусов за 2021 г. (согласно ФЗ № 322 от 15.10.2020 г.)
|
Доход до 300 000 руб. в год |
Доход свыше 300 000 руб. в год |
|
Фиксированный платеж = 32 448 руб. |
32 448 руб. + 1% суммы дохода, превышающей 300 000 руб. Максимальное значение: 32 488 * 8 = 259 584 руб. |
|
На обязательное медицинское страхование – 8 426 руб. |
|