Как считать и заполнять Расчет по страховым взносам в 2021 году

Рассказываем о страховых взносах: какие существуют тарифы и от чего они зависят, что входит в базу, что не входит в базу для расчета страховых взносов, как заполняется отчетность РСВ.

Какие существуют тарифы страховых взносов

Тарифы страховых взносов для основной категории налогоплательщиков на 2021 г. не изменились и закреплены в статье 425 НК РФ:

Предельная величины базы по страховым взносам на 2021год представлена в Постановлении правительства №1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021»:

Вид обязательного страхования

Предельная величина

Пенсионное

1 465 000 руб.

Социальное

966 000 руб.

Медицинское

нет

Также законодательством предусмотрены льготные категории плательщиков, для них установлены пониженные тарифы страховых взносов (статья 427 НК РФ):

Как рассчитываются страховые взносы для иностранных граждан

Таблица страховых взносов, которые рассчитываются для иностранных граждан с разным статусом:

Статус иностранного лица

ПФР

ФОМС

ФСС

Постоянно проживающий (имеет вид на жительство/ постоянно проживает)

+

+

+

Временно проживающий (Отметка в паспорте «Временно проживает»)

+

+

+

Временно прибывающий

-

+ (но тариф неполный – 1,8% вместо 2,9%)

Необходимо отметить, что есть исключения:

  1. Граждан ЕАЭС необходимо страховать как российских граждан, также, как и российских граждан страхуют в странах ЕАЭС полностью.

  2. Беженцы могут претендовать на страховые взносы, размером на ОПС по полной ставке, ОМС по полной ставке и на ФСС по 1,8 % ставке.

  3. ВКС облагаются взносами на ОПС и ФСС если лицо постоянно проживает или временно проживает, временно пребывающим не выплачивается ничего.

Если сотрудник является иностранным гражданином и работает удаленно не на территории России, то с доходов этого лица не рассчитываются страховые взносы.

Дополнительные тарифы страховых взносов

Есть два тарифа дополнительных страховых взносов для плательщиков:

  1. тарифы для плательщиков, которые не провели спецоценку условий труда: сюда входит два максимальных тарифа, в зависимости от тяжести условий труда;

  2. тарифы для плательщиков, которые провели спецоценку условий труда.

Для плательщиков, которые не провели специальную оценку условий труда:

Результаты спецоценки условий труда помогут снизить дополнительный тариф с учетом улучшения условий труда и изменения класса и подкласса условий труда:

Что является и не является объектом обложения страховыми взносами

Объект обложения страховыми взносами не изменился.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами следующие выплаты:

Также приведем перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст 422 НК РФ):

Как заполняется отчет о страховых взносах

Рассмотрим принцип заполнения Расчета по страховым взносам:

  1. В Расчете отражаются все начисленные выплаты физ. Лицам, в т.ч. сверх предельных сумм;

  2. В Расчете отражаются выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии с Перечнем ст. 422 Кодекса;

  3. В Расчете не отражаются выплаты, не признаваемые объектом обложения взносами в соответствии с п. 4-8 ст.420 Кодекса (выплаты работнику по договорам дарения, аренды, займа, выплаты добровольцам);

  4. В случае ошибки в персональных данных в разделе 3 Расчета надо заполнить два новых раздела: с признаком аннулирования и исправленный;

  5. В Расчете не может быть отрицательных значений.

РСВ для ИП в 2021 году

Размеры страховых взносов для ИП, адвокатов, нотариусов за 2021 г. (согласно ФЗ № 322 от 15.10.2020 г.)

Доход до 300 000 руб. в год

Доход свыше 300 000 руб. в год

Фиксированный платеж = 32 448 руб.

32 448 руб. + 1% суммы дохода, превышающей 300 000 руб.

Максимальное значение: 32 488 * 8 = 259 584 руб.

На обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.