Что будет с электронной подписью после 1 июля 2021 года?

В июле начинают действовать очередные поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Теперь предприниматели и ИП смогут получить подписи только в ФНС. Отвечаем на 6 вопросов, которые появляются у каждого, кто использует КЭП.

Что изменится с 1 июля 2021 года?

С 1 июля ИП, юридические лица, нотариусы начнут получать бесплатные электронные подписи в ФНС. Физические лица будут получать электронную подпись в удостоверяющих центрах, которые пройдут аккредитацию по новым правилам. Пока такую аккредитацию прошел только один УЦ, а пополнится список, скорее всего, ближе к 1 июля. 

Нужно ли менять электронную подпись, если она действует до 2022 года?

Нет, если оформили подпись в 2021 году до 1 июля 2021 года, то она действует до 1 января 2022 года. Поэтому не нужно срочно что-то менять. Спокойно работайте и наблюдайте, как проходит эксперимент от ФНС. 

Для чего все эти изменения?

К сожалению, не каждый удостоверяющий центр выдавал электронную подпись лично заявителю. В Небе мы действовали только в рамках законодательства, но некоторые УЦ использовали лазейки, и чужие подписи получали мошенники. Дальше они по поддельным документам (с настоящими подписями) реализовывали схемы по уходу от налогов, воровали деньги и даже квартиры. Государству это надоело и  власти решили, что предпринимателям безопаснее получать подписи только в ФНС, и только при личном присутствии.

Теперь на самом деле все бесплатно?

Нет, так говорить не совсем верно. Потому что в ФНС выдают только сами сертификаты электронной подписи, то есть, по сути, файл специального формата. Раньше сертификат электронной подписи можно было записать на любую флешку. Теперь, чтобы использовать сертификат в работе, нужно купить специальный токен. Внешне он напоминает флешку, только сертифицированную вдоль и поперек. На этот токен запишут сертификат. 

Налоговики поддерживают почти все форматы токенов, которые используют в  России: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ. 

Сама подпись, конечно, ничего не стоит. Но цена есть у информационных систем, в которых она применяется. При этом бесплатные варианты от налоговой не всегда просты в использовании. Например, изучите требование к работе в личном кабинете юридического лица через браузер «Спутник». Не каждый технарь разберется в этом с первого раза.

Коммерческие информационные системы намного удобнее. Например, Небо работает в нормальных браузерах, у сервиса понятный интерфейс, но все это стоит денег. Можно провести аналогию между бесплатной и платной медициной.

Что изменится в работе бизнеса?

Раньше сертификат копировали на компьютер и передавали бухгалтеру, и любому другому сотруднику, кто должен расписываться в документах. Теперь так не получится: сертификат записывается на токен и работает только от него. И по закону такую электронную подпись имеет право использовать только директор компании. 

Остальные сотрудники с 1 июля должны получать электронные подписи для физических лиц в удостоверяющих центрах. Они имеют право действовать от лица организации, но нужно оформить доверенность в «машиночитаемом виде». Подразумевается, что эта доверенность запишется в специальный контейнер, который объединит электронную подпись директора, сотрудника и данные доверенности. Но формат и требования к таким доверенностям пока не утвержден. Поэтому пока непонятно, как это будет работать.

Что будет делать Небо?

Мы готовим новый формат облачной электронной подписи, который прошел аккредитацию в ФСБ. Например, директор ООО или ИП получают подпись в ФНС, а затем через облако дает доступ бухгалтеру. После этого с помощью мобильного приложения MyDSS можно подписывать и отправлять отчеты в ФНС, ПФР, Росстат.