Как вести раздельный учет при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций

Налогоплательщик осуществляет не облагаемые НДС (по ст. 149 НК РФ) и облагаемые НДС операции. Должен вестись раздельный учет. Какова нормативная база и рекомендации по ведению раздельного учета (в том числе с учетом уплаченного аванса)? Учитывается ли при расчете пропорции НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормами главы 21 НК РФ методология раздельного учета не определена, поэтому он ведется в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой.

Общий принцип учета сумм "входного" НДС налогоплательщиком, осуществляющим операции, облагаемые НДС, и операции, освобождаемые от налогообложения, таков:

Правило, позволяющее не распределять "общий" входной НДС, применимо к тем налоговым периодам, в которых совокупные расходы на приобретение ТРУ, относящиеся к необлагаемым операциям, не превышают 5% всех совокупных расходов. В этом случае весь "общий" налог может быть принят к вычету.

Обоснование вывода:

1. Обязанность плательщика НДС вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, установлена п. 4 ст. 149 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам (далее обобщенно - ТРУ), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абзац пятый п. 4 ст. 170 НК РФ). При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным ТРУ не только не подлежит вычету, но и не может включаться в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль организаций (абзац шестой п. 4 ст. 170 НК РФ).

Стоит обратить внимание, что п. 4 ст. 149 НК РФ установлена обязанность раздельного учета самих операций, а п. 4 ст. 170 НК РФ определяет порядок учета сумм "входного" налога. Иными словами, даже если налогоплательщик не принимает НДС к вычету (в силу п. 1 ст. 171 НК РФ это право налогоплательщика), это не освобождает его от обязанности раздельного учета непосредственно совершаемых операций в рамках облагаемой и необлагаемой налогом деятельности. Как минимум это необходимо для корректного заполнения налоговой декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 3, 44 Порядка заполнения декларации по НДС, Приложение 1 к указанному Порядку)*(1).

2. Нормами главы 21 НК РФ методология раздельного учета не определена, поэтому он ведется в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (письма Минфина России от 22.03.2018 N 03-07-11/18232, от 20.11.2017 N 03-07-11/76412, от 03.07.2017 N 03-07-11/41701, ФНС России от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475 (п. 1)).

Технически разделение облагаемых и не облагаемых налогом операций может обеспечиваться в т.ч. на счетах определения выручки, посредством введения дополнительных субсчетов, например по кредиту счета 90: субсчета "Выручка, облагаемая НДС" и "Выручка, не облагаемая НДС". Аналогично по другим используемым счетам.

Общие принципы учета сумм НДС, предъявленных налогоплательщику поставщиками, установлены для таких случаев п. 2 и п. 4 ст. 170 НК РФ (письма Минфина России от 08.08.2017 N 03-07-14/50620, от 17.02.2016 N 03-07-11/8741):

То есть распределению между операциями подлежит не весь "входной" НДС, а только тот, который относится одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности (к примеру, по общехозяйственным, общепроизводственным расходам). Указанный порядок распределения НДС в отношении ТРУ, используемых исключительно для операций, подлежащих налогообложению либо не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), не применяется (смотрите также письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-07-11/52011, от 05.10.2017 N 03-07-11/65098, от 11.01.2007 N 03-07-15/02, определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015).

Согласно п. 4.1 ст. 170 НК РФ пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных ТРУ, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных ТРУ за налоговый период (п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Этим же пунктом определены некоторые особенности расчета пропорции для отдельных ТРУ (в частности, основным средствам и нематериальным активам) или сделок.

При этом НК РФ не содержит указаний, принимать ли в расчет стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) с НДС или без него. По мнению налоговых и финансовых органов, для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период ТРУ, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письма Минфина России от 18.08.2009 N 03-07-11/208, от 26.06.2009 N 03-07-14/61, от 20.05.2005 N 03-06-05-04/137, УМНС России по г. Москве от 08.09.2004 N 24-11/58375). Аналогичная позиция представлена в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7185/08, постановлении Девятнадцатого ААС от 13.08.2020 N 19АП-10262/18 по делу N А35-5356/2017 (впоследствии поддержанном определением ВС РФ от 08.02.2021 N 310-ЭС19-14129) и др.

К сожалению, более актуальных официальных разъяснений нами не обнаружено.

3. Право не распределять суммы "входного" НДС по ТРУ, которые используются как в облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операциях, предоставлено налогоплательщикам абзацем седьмым п. 4 ст. 170 НК РФ и может применяться в налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию ТРУ, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию ТРУ (так называемое "правило 5%"). В таких случаях подлежащие распределению на основании абзаца четвертого п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС (т.е. "общий" налог), предъявленные налогоплательщику, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ*(2).

Обращаем внимание, это правило распространяется только на случаи, когда совокупные расходы на необлагаемые операции не превышают 5% всех расходов, и неприменимо к обратной ситуации (когда основная доля расходов приходится на освобождаемые от налогообложения операции, а лимит в 5% не превышают расходы по облагаемым НДС операциям) (письмо Минфина России от 19.08.2016 N 03-07-11/48590).

Как видим, в отличие порядка распределения общего "входного" НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью (где базой для распределения, по сути, являются доходы), 5% барьер для "нераспределения" рассчитывается исходя из доли расходов.

А поскольку гл. 21 НК РФ порядок определения совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию ТРУ также не установлен, при их расчете, в т.ч. доли совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, рекомендуется руководствоваться правилами бухгалтерского учета, а именно ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п. 1 ст. 11 НК РФ). Смотрите письма Минфина России от 29.05.2014 N 03-07-11/25771, от 28.06.2011 N 03-07-11/174, от 22.04.2011 N 03-07-11/106 и др., постановление АС Уральского округа от 06.07.2017 N Ф09-3638/17 по делу N А50-18457/2016.

4. Что касается НДС с сумм аванса, уплаченного в счет предстоящих поставок ТРУ, то право на такой вычет возникает у налогоплательщика-покупателя при выполнении условий п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-11/116098). При этом НК РФ не содержит особенностей принятия к вычету НДС с уплаченного аванса покупателем, осуществляющим как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции.

Из совокупности положений НК РФ, включая приведенные выше нормы, а также положения ст. 54.1, подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ следует, что налогоплательщик может безрисково принять к вычету авансовый НДС только в том случае, если эта сумма однозначно может быть отнесена к деятельности, облагаемой НДС. В подп. "е" п. 19 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, прямо указано, что счета-фактуры, полученные на сумму предварительной оплаты в счет предстоящих поставок ТРУ, приобретаемых исключительно для осуществления операций, указанных в пп. 2 и 5 ст. 170 НК РФ, в книге покупок не регистрируются.

Представляется, что принятие к вычету НДС по авансу в счет будущих поставок ТРУ, в отношении которых существует неопределенность, может повлечь претензии контролирующих органов.

К сожалению, разъяснений официальных органов по данному вопросу нами не обнаружено. Отметим лишь, что до 3 квартала 2014 г.*(3) п. 15 Правил ведения книги покупок предусматривал возможность регистрации в книге покупок счета-фактуры на перечисленную сумму авансового платежа в счет предстоящих поставок ТРУ, приобретаемых для использования одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, на сумму, указанную в данном счете-фактуре. Однако действующие на сегодняшний день положения ст. 170 НК РФ (как в части восстановления авансового налога с момента отгрузки, так и в части определения пропорции для вычета НДС (предполагающего расчет исходя из стоимости отгруженных ТРУ за соответствующий налоговый период)) не позволяют следовать такому подходу.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Раздельный учет по НДС при наличии необлагаемых операций;

- Энциклопедия решений. Организация (методика) раздельного учета НДС;

- Энциклопедия решений. "Правило 5%" при наличии облагаемых и не облагаемых НДС операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

1 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 


*(1) Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за неведение раздельного учета по НДС в случае, если вычеты не заявляются и НДС на расходы по налогу на прибыль не относится? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)

*(2) Положения абзаца седьмого п. 4 ст. 170 НК РФ были уточнены с 01.01.2018 Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ. До указанной даты формулировка этого абзаца предполагала распространение "правила 5%" на весь п. 4 ст. 170 НК РФ, что допускало двоякое толкование и вызывало споры. Смотрите, например, п. 12 Обзора правовых позиций..., направленных для использования в работе письмом ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825.

*(3) Смотрите постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137", письмо Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850.