НДС при выполнении работ на объектах культурного наследия по договорам подряда

Вновь созданная организация планирует осуществлять деятельность по выполнению (на основании заключенных с заказчиками договоров подряда) работ на объектах культурного наследия. Что необходимо знать о расчетах с бюджетом по НДС? Нужно ли включать налог в цену работ?

По общему правилу реализация работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия освобождена от обложения НДС. Освобождение предусмотрено пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, из которого следует, что оно распространяется на выполнение работ и оказание услуг по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр, а также выявленного объекта культурного наследия (далее под объектами культурного наследия будем понимать любые названные объекты: включенные в реестр и выявленные), проведенных (оказанных) в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

Непосредственно в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что освобождение применяется в отношении консервационных, противоаварийных, ремонтных, реставрационных работ, работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, спасательных археологических полевых работ, в том числе научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научного руководства проведением работ, технического и авторского надзора.

Реализация перечисленных работ и услуг не облагается НДС при представлении в налоговые органы:

Обязательное условие для применения освобождения – наличие у налогоплательщика лицензии на осуществление деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Осуществление организацией не облагаемой НДС деятельности влечет невозможность заявления сумм «входного» налога к вычету. Указанные суммы учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ и услуг (п. 2 ст. 171 НК РФ, письма Минфина России от 18.06.2019 № 03-07-11/44374, от 14.05.2018 № 03-07-11/32094 и др.).

Обратите внимание: в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобождаемых от обложения НДС, организация обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена возможность отказа от применения освобождения от обложения НДС операций, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ. (В силу п. 5 ст. 149 НК РФ отказ возможен только в отношении операций, перечисленных в п. 3 этой статьи.) Тем не менее правоприменительная практика подтверждает:

Эти выводы:

К сведению: в Определении от 27.11.2017 № 307-КГ17-9857 по делу № А56-35772/2016 Судебная коллегия по экономическим спорам указала: общество, приобретавшее у подрядных организаций работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования и получившее от этих подрядных организаций счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе применить соответствующие налоговые вычеты, а подрядные организации обязаны уплатить НДС в бюджет. Эта позиция применима при условии, что налоговый орган не доказал направленности действий общества и подрядных организаций на получение необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, если заказчик и подрядчик являются коммерческими организациями, они могут самостоятельно решать, увеличивать цену работ на сумму НДС или нет.

В случае заключения контракта на выполнение работ для государственного (муниципального) заказчика необходимо учитывать следующее.

С одной стороны, чиновники признают, что если цена работ сформирована с учетом НДС, то сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена победителю закупок в установленном контрактом размере (без уменьшения на величину НДС). При этом подрядчик обязан выставить заказчику счет-фактуру с выделением суммы налога. Такие выводы можно сделать, например, из содержания Письма Минфина России от 10.03.2020 № 24-01-08/17341, разъясняющего вопросы определения НМЦК, включения в нее НДС и установления цены контракта на проведение работ по текущему ремонту на объектах культурного наследия народов РФ.

С другой стороны, практика свидетельствует о том, что включение в цену освобожденных от налогообложения работ суммы НДС может обернуться негативными последствиями для обеих сторон. Заказчику работ могут указать на нецелевое расходование бюджетных средств. Так, из Постановления АС ЗСО от 28.02.2020 № Ф04-7903/2020 по делу № А46-3952/2019 видно, что проверяющие (управление Федерального казначейства) указали госоргану (заказчику) на неправильное определение цены работ с учетом НДС, что повлекло необоснованное завышение цены контракта на проведение реставрационных работ. Арбитры согласились с контролерами, отметив, что госорган (как получатель бюджетных средств) обязан выполнять требования законодательства, регулирующие расходование указанных средств. При заключении контракта заказчик обязан руководствоваться ст. 149 НК РФ, предусматривающей освобождение работ от обложения НДС.

Важно, что полученная подрядчиком сумма НДС может быть признана его неосновательным обогащением и взыскана с организации. Например, из Постановления АС ПО от 23.01.2020 № Ф06-56411/2019 по делу № А55-37184/2018 видно, что областное министерство финансов обратилось в суд со следующими требованиями:

Подрядчик возражал: он не может нести ответственность за ошибку при составлении аукционной документации.

Однако суд удовлетворил иск, отметив, что включение министерством в сметную стоимость работ суммы налога является ошибочным, поскольку работы выполнялись на объекте культурного наследия. Освобождение ремонтных работ от обложения НДС не является льготой, поэтому организация не вправе самостоятельно отказаться от такого освобождения.

В Постановлении АС ПО от 06.07.2017 № Ф06-21813/2017 по делу № А55-12785/2016 заказчику работ тоже удалось добиться признания недействительным условия контракта, предусматривающего увеличение цены работ на сумму НДС.

С учетом изложенного считаем, что включение суммы налога в цену государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия сопряжено с рисками негативных последствий для обеих сторон (заказчика и подрядчика).