Если благотворительный фонд предоставляет бюджетному учреждению пожертвование – оплату товарно-материальных ценностей непосредственно поставщику?

Благотворительный фонд предоставляет бюджетному учреждению пожертвование в форме оплаты товарно-материальных ценностей непосредственно поставщику. Процедура оформляется следующими документами: договором купли-продажи, в котором сторонами выступают поставщик и БУ в качестве покупателя (в договоре указывается, что плательщиком является благотворительный фонд); договором о пожертвовании между фондом (благотворителем) и БУ (благополучателем), причем предметом данного договора выступает благотворительное пожертвование в форме оплаты товарно-материальных ценностей в ассортименте и количестве согласно договору купли-продажи между поставщиком и бюджетным учреждением. Нужно ли проводить закупку по Закону о контрактной системе?

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных данным законом контрактов. К числу этих контрактов относятся гражданско-правовые договоры (контракты), заключаемые бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8.1 ст. 3 Закона о контрактной системе). Бюджетные учреждения, являясь заказчиками, по общему правилу осуществляют закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением случаев, обозначенных в ст. 15 Закона о контрактной системе, которой предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением Закона № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе).

Напомним, что под закупкой товара, работы, услуги в Законе о контрактной системе понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика или подрядчика, исполнителя (далее также – контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, предписанном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо (в установленных этим законом случаях) с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершая заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Контракт, заключаемый бюджетным учреждением, является гражданско-правовым договором (п. 8.1 ст. 3 Закона о контрактной системе), и к нему применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе. Сторонами в обязательстве, в том числе возникшем из договора, являются должник и кредитор (п. 1, 2 ст. 307, п. 1, 2 ст. 308 ГК РФ). По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров, при этом обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308, ст. 526 ГК РФ). Значит, даже если в упомянутый в вопросе договор (контракт) поставки товара включат указание, согласно которому оплата товара будет производиться третьим лицом (благотворителем), не являющимся стороной контракта, заказчиком по такому контракту и лицом, обязанным произвести оплату, останется бюджетное учреждение и у поставщика сохранится право предъявить требование об оплате товара к данному учреждению (см., например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 № 18АП-1646/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 № 09АП-51552/2018). Поэтому подобная закупка должна производиться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заключения трехстороннего контракта с условием об оплате лицом, не являющимся заказчиком (см. письма Минфина РФ от 21.11.2019 № 24-03-07/90032, Минэкономразвития РФ от 14.06.2016 № Д28и-1614). Соответственно, благотворитель не может быть наряду с заказчиком стороной упомянутого в вопросе контракта. Но это не означает, что обязательства заказчика по оплате работ, возникшие из заключенного им в соответствии с Законом о контрактной системе договора, не могут быть исполнены другим лицом. Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. В некоторых случаях, в частности при просрочке исполнения должником денежного обязательства, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, даже если должник исполнение на третье лицо не возлагал (п. 2 ст. 313 ГК РФ). В остальных случаях кредитор не обязан, но вправе принять от третьего лица исполнение, предложенное им за должника. Следовательно, третье лицо (в том числе и благотворитель) может по своей инициативе исполнить имеющееся у учреждения обязательство перед поставщиком по оплате товаров путем внесения (перечисления) поставщику соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность учреждения по оплате товаров будет считаться прекратившейся.

Судебная практика подтверждает возможность оплаты по контрактам за заказчика третьими лицами (см., например, постановления АС СКО от 27.05.2015 № Ф08-3198/2015, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 № 12АП-7641/2014, АС УО от 04.06.2019 № Ф09-2275/19 по делу № А50-16460/2018). Такая оплата может производиться и в силу договора пожертвования (см., например, постановления АС УО от 09.08.2018 № Ф09-3079/18 по делу № А50-9583/2017, от 02.03.2018 № Ф09-4239/17 по делу № А50-20783/2016, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 № 17АП-2532/2018).

Не противоречит закону и возложение заказчиком исполнения обязательства по оплате товаров, работ или услуг по контракту на третьих лиц (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 № 15АП-7566/2018). Однако необходимо учитывать, что такие обязательства до их исполнения сохраняются именно за заказчиком. То есть в приведенной ситуации упомянутый в вопросе договор должен быть заключен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, но обязанность оплатить товары по нему может быть исполнена за заказчика благотворителем.