Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения

Зачастую бухгалтеры учреждений государственного сектора не придают значения учету резервов предстоящих расходов. А государство тем временем ввело СГС для того, чтобы резервы формировались верно и своевременно. Поэтому рассказываем про порядок учета резервов предстоящих расходов, и в том числе про его отражение в программе «1С».

Резервы предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов — сведения о резервируемых средствах на расходы, которые предназначены для использования в будущих периодах.

Обратите внимание: часто бухгалтера при работе с резервами не разделяют два понятия: резерв предстоящих расходов и расходы будущих периодов. Необходимо отметить, что расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы, где размер и признание по периоду в бухгалтерском учете определены. Резервы предстоящих расходов — нет четкой суммы и времени исполнения.

Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124 утвержден СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее СГС «Резервы»). Данный стандарт регламентирует работу с резервами предстоящих расходов учреждений государственного сектора начиная с 01.01.2020.

С целью корректного применения стандарта «Резервы» следует дополнительно руководствоваться методическими рекомендациями к СГС «Резервы», изложенными в письме Минфина России от 05.08.2019 №02-07-07/58716.

Стандарт «Резервы» определяет следующие виды резервов:

Например, учреждение является одной из сторон судебного разбирательства. По предположению собственной юридической службы есть высокая доля опасения, что решение скорее всего не удовлетворят.

Например, в учреждении планируется провести реструктуризацию. Формирования резерва в части реструктуризации может включать: расходы на консультационные услуги для организации процесса реструктуризации; прекращение договора аренды помещения, а как следствие — расходы за неустойку; сокращение штата сотрудников, что приведет к затратам на переобучение/перемещение оставшихся работников.

Например, учреждение занимается производством и продажей товаров, оказанием услуг. После продажи товара или оказания услуги возможны случаи наступления гарантийных обязательств в части гарантийного ремонта или гарантийного обслуживания. В целях равномерного списание расходов для выполнения гарантийных обязательств учреждение формирует соответствующих резерв.

Например, учреждение арендует помещение, но в деятельности использует его частично, тем самым убыточно.

Например, учреждение создает объект, который в дальнейшем будет демонтирован и участок, где он располагался, восстановлен.

Обратите внимание: важно учесть, что при возникновении и формировании резервов должны соблюдаться следующие критерии их признания (п. 9 стандарта «Резервы»):

Также стоит обратить внимание, что существуют резервы, которые определены отдельными НПА:

Например, учреждение бюджетной сферы реализует товары, которые с течением времени утратили свои первоначальные свойства полностью либо частично, или рыночные цены на аналогичные товары снизились. Реализация товара происходит по цене ниже балансовой стоимости или безвозмездно.

Например, учреждение создает резерв в текущем году для использования в будущем, который служит для выплат накапливаемых отпусков, компенсаций за неиспользованные отпуска, взносов во внебюджетные фонды.

Учреждение вправе вносить изменения или списывать суммы резервов на текущую дату, на дату составления отчетности или реорганизации. Изменение сумм производится на основе инвентаризации, утвержденной учетной политикой.

Стоит обратить внимание на то, что произвести расходы из сформированного резерва в учете можно только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Полное или частичное списание резервов осуществляется при признании расходов и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан (п. 28 СГС «Резерв»).

Резерв, в случае если он не был израсходован в текущем году, переносится на следующий год с учетом статьи расходов.

Учетная политика

Например, учреждение принимает решение о формировании резерва предстоящих расходов. В данном случае важно, чтобы данное решение было зафиксировано в учетной политике учреждения. В учетной политике необходимо определить:

Бухгалтерские проводки

В бухгалтерском учете государственного учреждения для учета резервов используется счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (пункте 302.1 Инструкции №157н).

Пример отражения бухгалтерских операций по резервам в государственном учреждении:

Формирование резерва:

Дт 0 401 20 200 (0 109 00 000) – Кт 0 401 60 000

Изменена сумма резерва при проведении инвентаризации/ переоценке:

Дт 0 401 20 200 (0 109 00 000) – Кт 0 401 60 000 (метод «красное сторно»)

Начисление расчетов по обязательствам за счет сумм резервов:

Дт 0 401 60 000 – Кт 0 302 00 73Х (0 303 00 73Х)

Отражение в «1С»

Для ведения аналитического учета по видам резервов в типовом решении «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2, предназначен справочник «Резервы и оценочные обязательства» («Справочники» — «Резервы и оценочные обязательства»).

Изначально содержание справочника «Резервы и оценочные обязательства» не заполнено. Пользователь самостоятельно заполняет справочник данными по резервам предстоящих расходов в соответствии с учетной политикой учреждения.

Данный справочник используется в качестве аналитического показателя учета счета 0 401 60 000 (рис. 1).

Рис. 1

Отражение операций по учету, изменению и списанию резервов используется документ «Операция (бухгалтерская)».

Для отражения резервов по отпускам сотрудников следует использовать специальный документ «Начисление резервов по отпускам» из раздела «Учет и отчетность».

В табличной части документа необходимо заполнить вкладку «Оценочные обязательства» в части детализации начислений. На вкладке «Бухгалтерская операция» выбрать вид резерва (рис. 2).

Рис. 2

Документ формирует печатную форму бухгалтерской справки (ф. 0504833).