Нужно ли возвращать часть субсидии, выданной на 2020 год, при невыполнении плановых показателей задания из-за приостановки деятельности АУ?

Расхождение в годовом отчете о выполнении задания плановых и фактических показателей вызвано вводимыми в 2020 году ограничительными мерами. Повлияет ли это на сумму и саму необходимость возврата субсидии в бюджет?

Объем финансового обеспечения задания, определяемый на основании Положения № 640 и аналогичных нормативных актов, действующих «на местах», рассчитывается исходя из обычных условий финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Здесь не принимаются во внимание чрезвычайные ситуации (Письмо Минфина РФ от 13.08.2020 № 02-06-10/73034). Введение ограничительных мер не относится к обычным условиям, а значит, и расчет финансового обеспечения (суммы возврата субсидии) должен быть иным.

Для учреждений из наиболее пострадавших отраслей, приостанавливавших (частично или полностью) свою работу, законодатели предусмотрели две меры поддержки.

Сначала органы власти определили перечень расходов, которые в 2020 году не надо учитывать при расчете остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет при невыполнении задания. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.05.2020 № 1390-р, принятому в отношении федеральных учреждений, в список таких расходов вошли ключевые затраты – оплата труда, уплата налогов и сборов, страховых взносов, расходы на коммунальные платежи и содержание имущества. На эти цели федеральным БУ и АУ разрешено направлять субсидию на госзадание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности независимо от объема оказанных услуг (выполненных работ).

К сведению: если учреждение в 2020 году приостанавливало работу и из-за этого не достигло количественных и (или) качественных показателей, задание не будет считаться невыполненным. Эта норма действует для АУ всех уровней подчинения.

Некоторые регионы поддержали федеральную инициативу и ввели у себя аналогичные меры. Так поступили, к примеру, Тульская область (Положение, утвержденное Постановлением Правительства Тульской области от 25.08.2015 № 396) и Алтайский край (Распоряжение Правительства Алтайского края от 28.07.2020 № 244-р).

Затем законодатели пошли дальше. Они распространили меры поддержки на учреждения всех уровней подчинения, приостанавливавших (хотя бы частично) свою деятельность в 2020 году. Причем новые меры были адресованы не учреждениям из наиболее пострадавших отраслей, а всем, кто подвергся воздействию ограничительных мер в связи с профилактикой и борьбой с распространением коронавирусной инфекции.

Согласно ч. 3, 5 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-ФЗ (далее – Закон № 327-ФЗ) требования к выполнению государственного (муниципального) задания, выданного учреждениям на 2020 год, значительно смягчены. Если АУ приостанавливало работу и из-за этого не достигло количественных и (или) качественных показателей, задание не будет считаться невыполненным. Возвращать остаток субсидии, выделенной на 2020 год, не придется.

Общефедеральные нормы имеют два важных для учреждений последствия.

1. Требования смягчаются для всех – «на местах» не нужно принимать дополнительные нормативные акты. Иными словами, если в регионе ранее не была предусмотрена возможность изменить допустимые отклонения к показателям задания и не было иных послаблений для тех, кто пострадал от ограничительных мер, такой акт уже не понадобится. Не возвращать остатки субсидии автономные учреждения могут на основании норм названного закона.

2. Вместо перечня расходов учреждений, не учитываемых при расчете суммы возврата субсидии, сейчас речь идет о сохранении остатка субсидии, образовавшегося из-за невыполнения задания, в полной сумме. В первом случае частичный возврат средств подразумевается, а во втором – нет.