Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Что понимается под национальной системой прослеживаемости товаров? Кто является уполномоченным органом, контролирующим данную систему? Какие обязанности возникают у налогоплательщиков в связи с ее введением? Ответы – в нашем материале.
Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»,вступивший в силу 09.11.2020, разработан во исполнение абз. 5 п. 2 Поручения Председателя Правительства РФ от 13.02.2020 № ММ-П14-821.
Закон направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ), предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ).
Под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации указанного соглашения.
НСПТ – это информационная система государства – члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС), обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
Уполномоченным органом в сфере прослеживаемости товаров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, стала ФНС (Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» дополнен ст. 6.2). Служба осуществляет следующие полномочия:
создание, внедрение и сопровождение НСПТ;
сбор, учет, хранение и обработка сведений, включаемых в НСПТ;
обмен сведениями между НСПТ и иными государственными информационными системами;
контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в указанный перечень, утверждаются Правительством РФ.
Статья 23 НК РФ дополнена п. 2.3, согласно которому налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
Обратите внимание: изменения, внесенные Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ в НК РФ, вступают в силу 01.07.2021.
Статья 88 НК РФ дополнена п. 8.9, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика п. 2 ст. 80 НК РФ, гл. 21 НК РФ и гл. 26.2 НК РФ, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика гл. 26.1 НК РФ (за исключением декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком согласно п. 2 ст. 80 НК РФ и гл. 26.1 НК РФ и гл. 26.2 НК РФ, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении указанных несоответствий, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица теперь возможен и при проведении камеральной проверки в случаях, установленных п. 8.9 ст. 88 НК РФ. Соответствующие поправки внесены в ст. 91 НК РФ.
Осмотр территорий и помещений налогоплательщика теперь будет возможен также в случаях, установленных п. 8.9 ст. 88 НК РФ. Соответствующие поправки внесены в ст. 92 НК РФ.
В статью 169 НК РФ внесен ряд норм, касающихся порядка выставления счетов-фактур при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости.
В частности, согласно новым п. 1.1 и 1.2 ст. 169 НК РФ при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:
реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также плательщикам налога на профессиональный доход;
реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС.
Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
При этом лица, не являющиеся плательщиками НДС, и налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не могут заключить соглашение о несоставлении счетов-фактур при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Внесены дополнения и уточнения в п. 5 и 5.2 ст. 169 НК РФ, в которых указаны реквизиты счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, а именно теперь в счете-фактуре должны быть отражены в том числе:
номер платежно-расчетного документа в случае получения оплаты, частичной оплаты или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав;
дополнительно к наименованию поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единицам измерения (при возможности ее указания) будет указываться порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
вместо номера таможенной декларации – регистрационный номер декларации на товары, который проставляется в отношении товаров, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС.
Кроме того, перечень реквизитов счета-фактуры дополнен пп. 16 – 18 п. 5 ст. 169 НК РФ – сведения, предусмотренные ими, указываются в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости:
регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
Аналогичные дополнения внесены в п. 5.2 ст. 169 НК РФ в отношении заполнения корректировочного счета-фактуры. Кроме того, реквизиты корректировочного счета-фактуры дополнены новым пунктом, в котором нужно указывать страну происхождения товара.
При этом ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленныхпп. 16 –18 п. 5 ст. 169 НК РФ, теперь не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
* * *
Приняты и вступили в силу законодательные нормы, направленные на создание НСПТ. Уполномоченным органом в сфере прослеживаемости товаров стала ФНС.
01.07.2021 начнут действовать поправки к НК РФ, внесенные в связи с созданием НСПТ. В частности, у налогоплательщиков появится новая обязанность по представлению в налоговый орган отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые будут установлены Правительством РФ.
Помимо этого, у налоговых органов появятся новые основания для истребования документов при камеральных проверках, а также для доступа на территорию налогоплательщика и осмотра его помещений. Кроме того, счета-фактуры дополнены новыми реквизитами.