О национальной системе прослеживаемости товаров и не только…

В конце июля 2020 года в Госдуму по инициативе Правительства РФ был внесен законопроект № 991147-7 о прослеживаемости товаров. Документ вносит изменения в Налоговый кодекс. 15.09.2020 законопроект был принят в первом чтении, а 21.10.2020 – сразу и во втором, и в третьем чтениях. Но для начала напомним, что подразумевается под системой прослеживаемости товаров, каковы цели ее создания и на кого она рассчитана.

Введение

Как разъяснено на сайте ФНС, система прослеживаемости товаров разрабатывается в целях создания условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, подтверждения законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, а также обеспечения контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

Она распространяется на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Обратите внимание: перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет утверждаться Евразийской экономической комиссией и Правительством РФ.

Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019 (далее – Соглашение). Документ ратифицирован Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ.

К сведению: в настоящий момент Соглашение не вступило в силу. Это в соответствии со ст. 22 документа произойдет тогда, когда депозитарием будет получено по дипломатическим каналам последнее письменное уведомление о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.

Предполагается создать два сегмента:

Формируемая в Российской Федерации национальная система прослеживаемости товаров будет выполнять функцию национального сегмента прослеживаемости товаров в рамках Союза (Письмо Минфина России от 24.07.2019 № 03-09-10/55238). При этом в основе национальной системы прослеживаемости лежит использование информации из деклараций на товары и счетов-фактур, то есть из документов, оформление которых предусмотрено действующими правилами.

Иными словами, национальная система прослеживаемости касается прежде всего использования информационных ресурсов налоговых и таможенных органов и не связана с увеличением документооборота. Это основной принцип, который лег в основу проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (о создании национальной системы прослеживаемости товаров), о котором пойдет речь далее.

Но прежде напомним: закону предшествовал организованный Правительством РФ эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (см. Постановление от 25.06.2019 № 807). В целях реализации эксперимента ФНС были разработаны рекомендации по его проведению (Письмо от 04.07.2019 № ЕД-4-15/13072@).

Обратите внимание: согласно п. 1 Постановления Правительства РФ № 807 в редакции постановлений Правительства РФ от 06.01.2020 № 2, от 23.06.2020 № 913 срок действия эксперимента истекает 31.12.2020.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 807 эксперимент для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводился добровольно в отношении товаров по перечню, представленному в приложении к данному постановлению. Это бытовые холодильники и морозильники, погрузчики, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, стиральные машины и машины для сушки одежды, мониторы и проекторы, интегральные электронные схемы, детские коляски и иные товары. Цель эксперимента: показать, насколько информационная система готова противодействовать незаконному ввозу и обороту продукции и можно ли распространить систему прослеживаемости на другие виды товаров.

О законопроекте № 991147-7

Итак, Госдума рассмотрела закон в трех чтениях и 22.10.2020 направила его в Совет Федерации (дело – за малым). Планируется, что все изменения НК РФ вступят в силу 01.07.2021. Рассмотрим основные новшества подробнее.

Новая обязанность – предъявить в налоговый орган отчет

Статья 23 НК РФ будет дополнена п. 2.3 следующего содержания: налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее – отчет о прослеживаемых товарах), и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Случаи и порядок представления таких документов будут установлены Правительством РФ.

Подача пояснений по установленному формату

Как известно, налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию в электронной форме, при проведении ее «камералки» подают также пояснения в электронной форме. При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).

Законом данная норма НК РФ корректируется: пояснения должны подаваться по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Если в ходе камеральной проверки отчетности по НДС инспекция запросила пояснения, а налогоплательщик подал их в электронном виде, но не в установленном формате, пояснения не будут считаться представленными (с вытекающими отсюда последствиями).

«Камералка»: когда истребуют счета-фактуры и «первичку» по операциям с прослеживаемыми товарами?

Статья 88 НК РФ будет дополнена п. 8.9, согласно которому при «камералке» налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ (речь идет о единой (упрощенной) налоговой декларации), гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог РФ НК)» (за исключением декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использующим такое право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Указанное право возникает у налоговиков при выявлении несоответствий:

Кстати, если есть названные противоречия, налоговики смогут в рамках «камералки» проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (будут внесены изменения в п. 1 ст. 91 НК РФ и абз. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Вместе с тем налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, «первичку» и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении указанных в п. 8.9 ст. 88 НК РФ несоответствий, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые будут установлены Правительством РФ.

Счета-фактуры

Форма счета-фактуры.

По общему правилу при реализации прослеживаемых товаров счета-фактуры, в том числе корректировочные, нужно выставлять в электронной форме. На это указано в новом п. 1.1 ст. 169 НК РФ.

Соответственно, организации и ИП при приобретении прослеживаемых товаров обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (новый п. 1.2 ст. 169 НК РФ).

Установлены и случаи-исключения, когда электронный счет-фактура при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, не потребуется:

Реквизиты счета-фактуры.

Движение прослеживаемого товара плательщики НДС будут отражать в счетах-фактурах. Идентифицируются такие товары по регистрационному номеру партии, соответственно, этот номер и включается в счета-фактуры. Кроме того, сюда надо будет вносить единицу измерения прослеживаемого товара и его количество в этих единицах (новые пп. 16 – 18 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Обратите внимание: неверное указание таких сведений в счете-фактуре не будет основанием для отказа в вычете налога. Вместе с тем нельзя будет не выставлять счета-фактуры при реализации прослеживаемых товаров неплательщикам НДС (в отличие от других товаров, что возможно по соглашению сторон).

Реквизиты «авансовых» счетов-фактур (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ) дополнят необходимостью указания в счете-фактуре сведений, позволяющих идентифицировать документ об отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав. Что любопытно, но оговорок относительно прослеживаемых товаров данная поправка не содержит. Впрочем, как и другая, внесенная в пп. 5 этой же нормы, согласно которой (наряду с наименованием товаров, описанием услуг, работ) в счете-фактуре будут отражаться порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания).

Вместо предусмотренного в настоящее время реквизита «номер таможенной декларации» в обновленном счете-фактуре будет указываться: «регистрационный номер декларации на товары» (пп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Обратите внимание: сведения, предусмотренные пп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС (сейчас – только Российской Федерации).

Корректировочные счета-фактуры.

Аналогичные изменения будут внесены и в реквизиты корректировочных счетов-фактур (вносятся поправки в п. 5.2 ст. 169 НК РФ: в новой редакции будет изложен пп. 4, пп. 14 – 18 будут дополнены).

Административно-контрольные функции ФНС

Кроме того, рассматриваемый закон вносит изменения в Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 6.2 которого будет дополнена. Данные изменения вступят в силу со дня официального опубликования закона. Согласно этой норме ФНС (уполномоченный орган в сфере прослеживаемости товаров) обеспечивает:

Как уже было отмечено, перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в него, утвердит Правительство РФ.

* * *

Ближайшие правительственные планы – создание национальной системы прослеживаемости товаров, о которой есть договоренность со странами ЕАЭС. Администрированием системы займется ФНС.

Закон об этом (на момент выпуска журнала) принят Госдумой в трех чтениях (то есть текст его уже не изменится) и направлен в Совет Федерации. Закон вносит изменения в обе части НК РФ, а также в Закон РФ № 943-I.

Система прослеживаемости будет только документарной, без нанесения контрольно-идентификационных знаков на сам товар (в отличие от действующей в настоящее время системы маркировки некоторых товаров). Прослеживаемость будет реализовываться в электронном виде с участием операторов ЭДО.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, определит Правительство РФ. Следить за ними с помощью счетов-фактур и корректоровочных счетов-фактур (для чего в формы вносятся изменения), а также с помощью отчетов о прослеживаемости товаров будут при ввозе товаров на территорию РФ, при их реализации на ее территории. Прослеживаемость будет прекращаться после того, как товар будет продан физическим лицам для личных нужд или вывезен за границу. Кстати, при возврате продавцу товар будет возвращаться в систему прослеживаемости.