Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Правила, по которым с 2021 года будет работать новый механизм социального заказа, начинают проясняться: принятый в июле Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ дополняется подзаконной базой. В ней регулируются действия органов власти, обязанных формировать соцзаказ. Руководителям учреждений надо быть в курсе этих новаций – хотя бы для того, чтобы понимать, в каких регионах поставщикам государственных (муниципальных) услуг готовиться к конкуренции.
Как сказано в ч. 1 ст. 28 Закона № 189-ФЗ, социальный заказ сначала внедрят в экспериментальных регионах. Их перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2020 № 2579-р. Сюда входят 16 субъектов РФ: Белгородская, Воронежская, Калининградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Некоторые из перечисленных регионов (или находящиеся на их территории муниципальные образования) уже участвовали в апробации соцзаказа и даже формировали его на 2020 год. Минфин рассказывал об этом эксперименте на своем официальном сайте.
Но если раньше инициатором мог выступить регион или отдельный муниципалитет, то сейчас к эксперименту подключаются субъекты РФ в целом – вместе со всеми входящими в их состав городами и муниципальными районами (п. 1 Общих требований № 1678, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2020 № 1678).
Чтобы начать внедрять у себя на территории соцзаказ, орган власти субъекта РФ или муниципального образования должен заключить с Минфином соглашение о сотрудничестве. В этом соглашении в том числе устанавливается перечень услуг, включенных в государственные (муниципальные) социальные заказы, по которым исполнителей планируется определять по результатам отбора (посредством конкурса или выдачи потребителям социального сертификата).
В течение месяца после подписания такого соглашения орган власти принимает решение об организации оказания услуг в социальной сфере. Согласно п. 3 – 5 Общих требований № 1678 решение, в частности, должно содержать:
перечень услуг, включенных в региональные (муниципальные) соцзаказы, по которым исполнителей планируется определять путем отбора;
план апробации механизмов организации оказания услуг в социальной сфере;
порядок, условия и сроки применения положений ст. 8 Закона № 189-ФЗ об информационном обеспечении соцзаказа (например, перечень документов, которыми стороны обмениваются в электронной форме, информацию о сайтах, где проводится конкурсный отбор исполнителей услуг, требование об использовании усиленных квалифицированных электронных подписей для подписания электронных документов).
Как видим, орган власти с самого начала должен заявить о сферах, в которых апробирует соцзаказ (доступные сферы перечислены в ч. 2 ст. 28 Закона № 189-ФЗ), и выбрать конкретные услуги, на которые заказ формируется. Кроме того, можно отсрочить на год введение электронного обмена документами между участниками системы соцзаказа, при этом определив временные правила обмена документами.
Примерные форма и структура соцзаказа утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.10.2020 № 1694. В форму включаются общие сведения о соцзаказе, информация об объеме и качестве оказания в его рамках государственных (муниципальных) услуг. Все данные расписываются на три года вперед, а при необходимости срок планирования выходит за пределы названного периода.
Отметим, что количественные и качественные показатели могут устанавливаться в отношении укрупненной услуги. Под ней понимается несколько государственных (муниципальных) услуг, соответствующих одному виду кода ОКВЭД 2 и объединенных органом власти исходя из показателей, характеризующих содержание услуги и (или) условия (формы) ее оказания. Отражать в соцзаказе информацию в разрезе укрупненных услуг допускается, если это предусмотрено порядком формирования соцзаказа, утвержденным в регионе или муниципальном образовании.
Примерная структура соцзаказа – понятие более широкое. Помимо описания услуг, предоставляемых в рамках соцзаказа, сюда должна войти информация об органе власти, формирующем заказ, и направлении деятельности, которое соответствует направлению из перечня, установленного ч. 2 ст. 28 Закона № 189-ФЗ. Таким образом, именно на этот перечень (а не на общее описание сфер применения в ч. 1 ст. 1 Закона № 189-ФЗ) надо ориентироваться регионам при выборе сферы применения нового механизма.