Рекомендации Минфина по заполнению полугодовой бухгалтерской отчетности

Как мы помним, в связи с установлением на территории РФ периода нерабочих дней бюджетные (автономные) учреждения были освобождены от представления бухгалтерской отчетности за I квартал 2020 года, а получатели бюджетных средств (ПБС) составляли такую отчетность в упрощенном порядке. Особенности ее составления и представления за полугодие 2020 года освещены Минфином и Федеральным казначейством в совместных письмах от 03.07.2020 № 02-06-07/58289, 07-04-05/02-13139, № 02-06-07/58288, 07-04-05/02-13137.

При составлении полугодовой отчетности прежде всего необходимо учитывать изменения, внесенные приказами Минфина:

Состав отчетности

Бухгалтерская отчетность по состоянию на 1 июля 2020 года представляется бюджетными (автономными) учреждениями в составе следующих форм:

1) отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

2) справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

3) отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

4) отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

5) отчет (ф. 0503738), содержащий данные о принятии и исполнении учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (далее – отчет (ф. 0503738-НП));

6) пояснительная записка учреждения (ф. 0503760). Форма включает:

Получатели бюджетных средств представляют бюджетную отчетность по состоянию на 1 июля 2020 года в составе следующих форм:

1) отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

2) справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

3) отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

4) отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

5) отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), содержащий данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (далее – отчет (ф. 0503128-НП));

6) пояснительная записка (ф. 0503160). Форма включает:

Сроки представления отчетности

Сроки представления бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений устанавливает учредитель (финансовый орган), бюджетной отчетности получателей бюджетных средств – распорядитель (главный распорядитель) бюджетных средств (п. 6 Инструкции № 33н, п. 10 Инструкции № 191н).

Поскольку за I квартал 2020 года бюджетными, автономными учреждениями отчетность не сдавалась, а получатели бюджетных средств сдавали ее в упрощенном порядке, для подготовки отчетности за полугодие потребуется больше времени. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2020 года риски распространения коронавируса сохраняются и деятельность учреждений возобновляется постепенно. В связи с этим сроки сдачи некоторых отчетных форм за полугодие 2020 года могут быть сдвинуты на более поздний срок.

Согласно п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 131н за полугодие 2020 года отчеты (ф. 0503123, 0503128) и сведения (ф. 0503169, 0503173) представляются не позднее срока, установленного для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 года.

В отношении аналогичных отчетов и сведений, представляемых в составе бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений (ф. 0503723, 0503738, 0503769, 0503773), сроки сдачи устанавливаются учредителем (финансовым органом) с учетом сроков, установленных учредителю (финансовому органу) для представления соответствующих отчетов консолидированной отчетности (п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 127н). При этом в п. 2.7 Письма Минфина РФ № 02-06-07/58289, Федерального казначейства № 07-04-05/02-13139 сообщается, что главные администраторы средств федерального бюджета обязаны представить такие формы не позднее 15 августа 2020 года.

Обратите внимание: бухгалтерская (бюджетная) отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Исключением являются случаи, когда у учреждения отсутствует организационно-техническая возможность по формированию электронной отчетности или требование о составление отчетности на бумаге установлено законодательным актом (п. 6 Инструкции № 33н, п. 4 Инструкции № 191н).

Особенности составления отдельных форм отчетности

Приведем в таблице особенности составления отдельных форм полугодовой отчетности.

Бюджетные (автономные) учреждения

Получатели бюджетных средств (ПБС)

Форма отчетности

Особенности составления

Форма отчетности

Особенности составления

Отчет (ф. 0503737)

При отражении в данном отчете показателей по некассовым операциям дополнительная информация (пояснения) раскрывается учреждением в разд. 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» пояснительной записки (ф. 0503760)

Отчет (ф. 0503127)

Отчет составляется и представляется в объеме показателей, предусмотренных для представления на ежемесячную дату в соответствии с п. 63 – 65 Инструкции № 191н. При этом отчет, содержащий данные о бюджетных назначениях, не составляется

Сведения (ф. 0503295)

Составляются в целях раскрытия информации по суммам денежных обязательств по судебным решениям судов судебной системы РФ, подлежащим взысканию за счет денежных средств, размещенных на банковских счетах

Сведения (ф. 0503296)

Составляются в целях раскрытия информации по суммам денежных обязательств по решениям судов судебной системы РФ, подлежащим взысканию за счет денежных средств, размещенных на банковских счетах

Сведения (ф. 0503769)

Показатели расчетов в данной форме отражаются по номерам счетов без указания в 24 – 26-м разрядах номера счета соответствующей подстатьи КОСГУ (увеличение прочей дебиторской задолженности, увеличение кредиторской задолженности)

Сведения (ф. 0503169)

В этих сведениях показатели расчетов отражаются по номерам счетов без указания в 24 – 26-м разрядах номера счета соответствующей подстатьи КОСГУ (увеличение прочей дебиторской задолженности, увеличение кредиторской задолженности)

Сведения (ф. 0503779)

При отражении бюджетными учреждениями в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) данных по банковским счетам, за исключением счетов, открытых для расчетов с иностранной валютой, дополнительная информация по основаниям открытия указанных счетов (со ссылкой на нормы федеральных законов) раскрывается в пояснениях к сведениям (ф. 0503779) в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760).
При наличии остатков на банковских счетах, открытых учреждению в кредитной организации, в отношении которой ЦБ РФ было принято решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, дополнительная информация по наименованию кредитной организации и суммы денежных средств, отнесенной на счет 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» при отзыве лицензии на осуществление банковских операций, раскрывается в текстовой части разд. 4 пояснительной записки (ф. 0503760). При этом остатки по таким счетам в сведениях (ф. 0503779) не отражаются.
Отражение в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) несуществующих номеров банковских счетов (например, «123456789») не допускается.
Показатель по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражается в разд. 1 сведений (ф. 0503779) в структуре «00000000000000000000».
При этом в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) следует указать факторы, оказавшие влияние на размер остатков денежных средств на счетах учреждений, раздельно по каждому виду деятельности

Сведения (ф. 0503178)

Составляются и представляются, за исключением сведений об остатках по средствам во временном распоряжении.
В разделе 1 «Счета в кредитных организациях» сведений (ф. 0503178) раскрывается информация о наличии банковских счетов, открытых ПБС, в том числе при условии нулевых остатков денежных средств по ним на начало и на конец отчетного периода в структуре «xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx».
При этом в графе 1 разд. 1 «Счета в кредитных организациях» сведений (ф. 0503178) показатели по счету 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения кредитной организации в пути» отражаются в структуре «00000000000000000000»

Сведения (ф. 0503773)

Составляются и представляются только при необходимости раскрытия информации по исправлению ошибок прошлых лет в части ведения бухгалтерского учета, по пересчету показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования бухгалтерской отчетности, по проведенной в течение финансового года реорганизации (ликвидации) субъекта бухгалтерской отчетности

Сведения (ф. 0503173)

Составляются и представляются только при необходимости раскрытия информации по исправлению ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета, по пересчету показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования бюджетной отчетности, по проведенной в течение финансового года реорганизации (ликвидации) субъекта бюджетной отчетности

Сведения (ф. 0503164)

Данные сведения составляются и представляются по разд. 1 «Доходы бюджета» и 2 «Расходы бюджета». Раздел 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» не заполняется.
Получатель бюджетных средств (администратор доходов) раскрывает показатели исполнения бюджета (графа 5 сведений (ф. 0503164) по данным бухгалтерских регистров (по соответствующим счетам бюджетного учета) в аналогичном порядке, предусмотренном для отражения соответствующих показателей в графе 5 разд. 1 «Доходы бюджета» и графе 6 разд. 2 «Расходы бюджета» отчета (ф. 0503127), с учетом критериев, установленных для раскрытия информации о причинах отклонений в бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств

* * *

В отличие от отчетности, представляемой за I квартал 2020 года, в состав полугодовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности включаются практически все формы, которые необходимо было представлять прежде. При этом по некоторым отчетным формам продлены сроки сдачи. При формировании отчетности на 1 июля 2020 года необходимо учитывать особенности, установленные:

В целях выверки взаимосвязанных показателей также следует применять контрольные соотношения, размешенные 30 июня 2020 года на сайте www.roskazna.ru («Альбомы КС для отчетности за 1 полугодие 2020 года»).