Нарушение в расходовании средств ОМС на приобретение основных средств

В Постановлении АС ДВО от 18.05.2020 № Ф03-1545/2020 по делу № А24-4775/2019 был рассмотрен спор о нецелевом использовании средств ОМС в связи с приобретением основных средств стоимостью свыше 100 000 руб.

Суть спора

Из материалов дела следует, что в государственном бюджетном учреждении проходила проверка целевого и эффективного использования средств ОМС за 2018 год. В результате ТФОМС выявила следующие нарушения:

1) нецелевое использование средств ОМС в сумме 700 000 руб., выразившееся в приобретении медицинского оборудования (стоматологическая установка);

2) неиспользование средств нормированного страхового запаса по приобретению оборудования (стоматологическая установка).

ТФОМС направил в адрес учреждения требование о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и об уплате штрафа, а также о возврате средств нормированного страхового запаса.

Учреждение с выводами фонда не согласилось и обратилось в суд.

Решение суда

Суд при рассмотрении спора указал, что в силу положений ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ и ч. 1 ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, установленные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Как следует из п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

Напомним, что в силу п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления этих средств.

В соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в частности, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.

В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 утверждены Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса ТФОМС для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.

Согласно п. 2 этих правил средства нормированного страхового запаса ТФОМС для финансового обеспечения перечисленных выше мероприятий предоставляются фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ ОМС, при соблюдении условий, предусмотренных данными правилами, на основании соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, заключенного территориальным фондом с медицинской организацией.

Как установил апелляционный суд, на основании данных положений между территориальным фондом и учреждением было заключено соглашение о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования «установка стоматологическая» стоимостью 700 000 руб.

Документом было определено, что перечисление денежных средств ТФОМС субъекта РФ осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня предоставления учреждением документов, подтверждающих факт поставки и приемки оборудования в соответствии с договором.

Судьи указали, что рассматриваемое медицинское оборудование было приобретено учреждением на основании договора поставки от 23.03.2018, заключенного с поставщиком оборудования. Срок оплаты по договору – по факту поставки оборудования в течение 15 рабочих дней после подписания заказчиком акта ввода оборудования в эксплуатацию.

27.04.2018 учреждение получило необходимое медицинское оборудование и с письмом от 08.05.2018 в соответствии с условиями соглашения представило в ТФОМС соответствующие документы (подтверждающие поставку и ввод в эксплуатацию оборудования) с целью получения денежных средств для оплаты по договору поставки от 23.03.2018. Денежные средства в размере 700 000 руб. были перечислены ТФОМС субъекта РФ по платежному поручению от 11.05.2018.

Между тем учреждение оплатило оборудование поставщику платежным поручением от 07.05.2018, то есть до получения средств от фонда.

Таким образом, поскольку фактически для оплаты учреждением были использованы денежные средства, перечисленные ему по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а не по соглашению, апелляционный суд, руководствуясь положениями ч. 7 ст. 35, ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ, обоснованно признал законным требование фонда к учреждению:

Кроме того, в соглашении было предусмотрено, что фонд может направить требование о возврате медицинской организацией средств, полученных в соответствии с соглашением, в случае несоблюдения медицинским учреждением условий, прописанных в этом соглашении.

Поскольку учреждение оплатило стоматологическую установку за счет средств ОМС, предназначенных для оплаты медицинской помощи, а средства нормированного страхового запаса находились на его лицевом счете, арбитры признали правомерными выводы апелляционного суда о возврате средства нормированного страхового запаса.

* * *

Итак, учреждение должно расходовать средства ОМС по целевому назначению.

Средства нормированного страхового запаса, выделяемые ТФОМС, также являются целевыми. Их следует расходовать в соответствии с правилами, прописанными в соглашении, на основании которого они предоставляются учреждению.

За использование не по целевому назначению медицинским учреждением средств, перечисленных ему по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, оно обязано уплатить в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты.