Документооборот при работе с самозанятым гражданином

Организация планирует заключить договор об оказании транспортных услуг (доставка продуктов питания для кафе гостиницы) с самозанятым гражданином. Какие документы необходимо запросить для заключения данного договора? Как осуществлять документооборот с самозанятым гражданином, учитывая, что он не ведет бухгалтерию и не составляет акты?

Документы при заключении договора

При заключении договора об оказании транспортных услуг с самозанятым гражданином у него можно запросить справку о его постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД).

ФНС на своем официальном сайте ответила на вопрос, каким образом плательщик этого налога может получить справку о постановке на учет. Ответ таков:в мобильном приложении «Мой налог» и веб-кабинете, расположенном на сайте ФНС России https://npd.nalog.ru, «самозанятый» налогоплательщик может самостоятельно сформировать Справку о постановке на учет, в электронном виде, которая приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе.

Кроме того, проверить статус физического лица (является ли он самозанятым гражданином) организация может на официальном сайте ФНС по ссылке https://npd.nalog.ru/check-status/.

Документооборот

Единственный и обязательный первичный документ, который оформляется в рамках взаимоотношений с самозанятым гражданином, – это чек, который сам гражданин обязан сформировать и передать покупателю (заказчику).

Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ организации – плательщики налога на прибыль при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся плательщиками НПД, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном ст. 14 указанного закона.

Таким образом, для организаций, заключивших договор об оказании услуг с самозанятым гражданином – плательщиком НПД, наличие чека, сформированного исполнителем (то есть самозанятым гражданином), обязательно для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. А вот составлять акты оказанных услуг в целях документального подтверждения расходов в виде стоимости оказанных услуг не требуется (Письмо Минфина РФ от 26.03.2020 № 03-11-11/24008). В то же время это не означает, что стороны не могут составить акт оказанных услуг.

В частности, ФНС в Письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@, отвечая на вопрос о возможности учета в составе расходов денежных средств, уплаченных плательщику НПД, на основании акта по итогам месяца, а не на основании чеков, указала следующее.

Согласно положениям ч. 8 – 10 ст. 15 Федерального закона № 422-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей наличие чека, сформированного плательщиком НПД (продавцом, исполнителем), является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы. Акт может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя, например при наличии предоплаты.

Порядок формирования и передачи чека

На основании ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, плательщик НПД обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику). Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» установлены порядком использования данного приложения.

Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

Чек передается покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

В электронной форме чек может быть передан путем:

В связи с этим чек может храниться как в электронной форме, так и в распечатанном виде.

В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) Ф. И. О. (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) ИНН продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

8) ИНН юридического лица или ИП – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе ФНС;

10) ИНН уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

Обязанность передачи чека плательщиком НПД заказчику услуг установлена Федеральным законом № 422-ФЗ и корреспондирует его обязанности по отражению доходов от реализации таких услуг в налоговой базе. В случае нарушения соответствующих положений заказчик вправе сообщить об этом в ФНС, в том числе с использованием сервиса «Обратиться в ФНС России», размещенном на официальном сайте этой службы.

Из новости, размещенной на официальном сайте ФНС 29.10.2019:

Вопрос

Ответ

Каким образом юридическое лицо может оформить сделку с плательщиком налога на профессиональный доход?

При сотрудничестве юридических лиц с плательщиками НПД необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства, в соответствии с которыми сделки можно оформлять устно или письменно, обычным договором или с участием нотариуса.

Если сделка исполняется немедленно, то договор может быть заключен и в устной форме. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчиком денег за оказанные услуги.

Оформление платежных документов при перечислении денег за товары, работы, услуги юридическими лицами происходит в общепринятом порядке.

Как происходит расчет между юридическим лицом и плательщиком налога на профессиональный доход?

При расчетах исполнитель – плательщик НПД обязан сформировать и передать компании-заказчику чек, сформированный в приложении «Мой налог». В нем содержатся такие сведения, как наименование товара, работ, услуг и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя, который является заказчиком услуг. Этот документ и подтверждает расходы юридического лица.

Передача чека юридическому лицу происходит в момент расчета, если этот расчет произведен наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа. При других формах расчета чек передается до 9-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором была произведена оплата

* * *

При заключении договора об оказании транспортных услуг у самозанятого гражданина можно запросить справку о его постановке на учет в качестве плательщика НПД. Самозанятый граждан должен сформировать и передать заказчику чек при произведении расчетов за оказанные услуги.