Как отсутствие перевода квартиры в нежилое помещение стало препятствием для получения медицинской лицензии

Настоящий материал может быть интересен оптикам, оказывающим медицинские услуги (в том числе по диагностированию зрения и подбору очков офтальмологом).

Нужна медицинская лицензия.

Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона № 99‑ФЗ[1]).

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, другим ценностям, причинение которого в лицензируемой деятельности не исключено (ч. 1 ст. 2 Закона № 99‑ФЗ).

Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, установлен в приложении к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Он, в частности, включает офтальмологию.

Положение о лицензировании медицинской деятельности[2] утверждено тем же документом – Постановлением № 291.

Соискатель лицензии подает в лицензирующий орган соответствующее заявление, прилагая документы.

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о получение медицинской лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном ст. 19 Закона № 99‑ФЗ, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (ч. 1 ст. 14 закона).

Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, производимая лицензирующим органом, не исключает обязанности лицензирующего органа по проверке полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также соответствия представленных документов требованиям Положения о лицензировании медицинской деятельности).

Решение о получить медицинская лицензия или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (ч. 2 Закона № 99‑ФЗ).

Основанием отказа в получить медицинская лицензия является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пп. 2 ч. 7 ст. 14 закона).

Наличие помещения – одно из лицензионных требований.

Подпунктом «а» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности к числу лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, отнесено наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

А может ли это быть помещение, предназначенное для жилья?

Статьей 17 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч. 1). При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ч. 2).

В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Из сказанного можно сделать вывод: для соблюдения лицензионных требований нужно обладать (на праве собственности или ином законном праве) нежилым помещением. Это подтверждает и судебная практика.

Об одном судебном решении.

С чего все началось.

Имея намерение получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по офтальмологии, индивидуальный предприниматель обратилась (19.06.2018) в региональный ОУЗ (департамент, лицензирующий орган) с соответствующим заявлением, к которому (в числе прочих документов) были приложены:

Руководителем департамента 22.06.2018 был издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки по поступившему заявлению, для которой определен период с 25.06.2018 по 20.07.2018. В этот же день (22.06.2018) сотрудником департамента был составлен акт документарной проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, а 20.07.2018 – акт о проведенной внеплановой документарной проверке в отношении ИП, включающий информацию о несоответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пп. «а» и «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Приказом департамента от 23.07.2018 (со ссылкой на акт проверки от 20.07.2018) ИП отказано в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем в ее адрес направлено уведомление (от 24.07.2018) с сообщением причин, послуживших основаниями отказа. В частности, использование ИП указанного в договоре аренды помещения недопустимо до его перевода квартира в нежилое помещение по правилам, установленным ЖК РФ.

Предприниматель попыталась оспорить отказ в выдаче лицензии и обратилась в суд. Одновременно она указала, что лицензирующий орган нарушил порядок проведения проверки, проведя внеплановую документарную проверку после того, как оформлен акт документарной проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о получение медицинской лицензии.

Решения арбитров.

В первой инстанции ИП проиграла, но апелляция заключила, что:

Однако в кассации (Постановлением АС ЦО от 17.10.2019 по делу № А84-3052/2018) это мнение не устояло. Суд округа подчеркнул:

документарная проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и прилагаемых документах, и внеплановая документарная проверка соискателя – это разные проверки, и одна не исключает другую;

использовать спорное помещение для медицинской деятельности можно только после его перевода в категорию нежилых, поскольку медицинская деятельность подлежит лицензированию, лицензирование имеет своей целью предотвратить ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан и другим ценностям, причинение которого в лицензируемой деятельности не исключено, а следовательно, оно (лицензирование) предполагает неукоснительное соблюдение законодательно установленных требований к использованию помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Дальнейшие попытки отстоять свои интересы не увенчались успехом. Верховный суд отказал индивидуальному предпринимателю в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам – Определение от 13.01.2020 № 310‑ЭС19-25252.

* * *

Лицензирование предполагает неукоснительное соблюдение законодательно установленных требований к использованию помещений для ведения бизнеса. В частности, для медицинской деятельности использовать помещение можно только после его перевода в категорию нежилых.


[1] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[2] Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).