Раздельный учет при отгрузке готовой продукции по договору государственного оборонного заказа

Как осуществляется раздельный учет, если организация отгружает готовую продукцию (имеющуюся в наличии) по договору государственного оборонного заказа?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Корректировки в ранее сделанные записи по выпущенной готовой продукции не вносятся.

Отгружаемую в рамках государственного оборонного заказа продукцию целесообразно учитывать на соответствующих субсчетах, открытых к счетам 43 "Готовая продукция" и 90 "Продажи".

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Учет расходов в бухгалтерском учете регулируется нормами ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).

Так, в общем случае на основании п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются в том числе расходы, связанные с выполнением работ (п. 5 ПБУ 10/99).

Согласно п. 9 ПБУ 10/99 себестоимость выполненных работ формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей выполнения работ и их продажи.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (абзац 2 п. 9 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 10 ПБУ 10/99 правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Учитывая данную норму, считаем, что организации необходимо учитывать также и отраслевые особенности хозяйственной деятельности, в частности, Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа (утвержден приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334, далее - Порядок).

В силу п. 1 Порядка учет фактических затрат осуществляется в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее - Правила).

В п. 1 Правил определено, что организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому контракту.

Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее - продукция).

Пункт 3 Правил предусматривает, что фактические затраты на производство продукции группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.).

При этом производственная себестоимость продукции включает в себя прямые затраты и накладные расходы (пп.пп. 1, 2 п. 3 Правил).

Накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией (пп. 2 п. 3 Правил).

В свою очередь, коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией (пп. 3 п. 3 Правил).

Как видим, накладные (управленческие) и коммерческие расходы согласно Правилам формируют себестоимость продукции, выполняемой по государственному заказу. То есть положения абзаца 2 п. 9 ПБУ 10/99 в подобных случаях не применяются.

Как мы полагаем, в данном случае указанное требование в части выпущенной ранее продукции выполнено не было, поскольку отгружаться будет продукция, изначально предназначенная не для поставок в рамках государственного оборонного заказа.

Однако данное обстоятельство, на наш взгляд, не свидетельствует о допущенной ошибке в понимании п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", так как информация о поставке продукции по госконтракту не была доступна организации на момент отражения факта хозяйственной деятельности (формирования ее себестоимости).

В связи с изложенным мы придерживаемся позиции, что в анализируемой ситуации оснований для внесения каких-либо корректировок в ранее совершенные записи в бухгалтерском учете не имеется.

Вместе с тем считаем, что себестоимость реализуемой в рамках гособоронзаказа готовой продукции, ранее не предназначенной для этого, целесообразно перенести на соответствующий субсчет, открытый к счету 43 "Готовая продукция" (при наличии такого). Соответственно, ее реализацию следует отразить также на субсчетах, открытых в целях реализации положений о раздельном учете. Например, на субсчетах 90-1-2 "Выручка по гособоронзаказу", 90-2-2 "Себестоимость по гособоронзаказу".

Мы не располагаем разъяснениями уполномоченных органов применительно к рассматриваемому случаю. Приведенная выше позиция является нашим экспертным мнением.

Налог на прибыль

Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции в целях гособоронзаказа. В п. 2 ст. 274 НК РФ установлено, что налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Например, ведение раздельного учета для целей налогообложения предусмотрено при осуществлении налогоплательщиком операций в рамках целевого финансирования, целевых поступлений, при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, при применении пониженных ставок налога и др. обстоятельствах (пп. 14 п. 1 ст. 251п. 2 ст. 251п. 4 ст. 261ст. 284321332 НК РФ).

Поэтому, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации какие-либо корректировки в данные налогового учета организацией не вносятся.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

7 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.