Проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой отчетности

Комментарий к письму Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553.

В силу ст. 11 Закона № 402-ФЗ[1] активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок ее проведения, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательной инвентаризации (она проводится в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами). Таким образом, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами организации утверждаются документы учетной политики, которые в том числе устанавливают порядок проведения инвентаризации активов, имущества, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

Как отметили чиновники финансового ведомства в Письме от 01.08.2019 № 02-07-10/58207, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора. Вместе с тем отдельные положения указаний, не противоречащие законодательству РФ, субъект учета вправе включить в документы учетной политики.

В комментируемом Письме от 10.02.2020 № 02-07-10/8553 Минфин обратил внимание на проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности. В письме сделан акцент на том, что нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской отчетности, не содержат указания на обязанность проведения инвентаризации исключительно по завершении финансового (отчетного) года. Как уже было отмечено, случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением в положениях учетной политики.

Следовательно, определение процедурных мероприятий, сроков проведения контрольного мероприятия объектов бухгалтерского учета (с учетом специфики их вовлечения в хозяйственный оборот и применяемых методов учета) относится к компетенции учреждения. Определение даты, на которую проводится инвентаризация в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года), как один из методов предварительного финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Дополнительно к вышесказанному в письме отмечено, что основное требование к годовой бухгалтерской отчетности – ее достоверность. Согласно п. 68 СГС «Концептуальные основы»[2] достоверность информации означает ее полноту, нейтральность и отсутствие в ней существенных ошибок.

Условие о достоверности информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, предусматривает возможность отражения в ней данных в условных (прогнозных), вероятностных, относительных и иных аналогичных значениях (показателях).

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только с их правовой формой.

Таким образом, субъективная оценка качества проведенной инвентаризации без указания на факты выявленных существенных отклонений в показателях отчетности (существенных ошибок) не является основанием для формирования суждения о недостоверности отчетности.


[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.