Дайджест изменений в налоговом и бухгалтерском учете в I квартале 2020 года

I. Внешнеэкономическая деятельность

  1. Срок проведения эксперимента по прослеживаемости товаров продлен до 30.06.2020

Срок проведения на территории РФ эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, продлен до 30.06.2020.

Ранее срок окончания эксперимента был установлен 31.12.2019.

Напомним, что в перечень прослеживаемых товаров входят:

Основание: Постановление Правительства РФ от 06.01.2020 N 2

  1. Уточнение обязанностей резидентов в отношении внешнеторговых договоров (контрактов).

ФНС в своем письме сообщает, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", продолжают свое действие требования Инструкции Банка России № 181-И от 16.08.2017 "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" для внешнеторговых договоров (контрактов) заключенных в иностранной валюте.

В требованиях в частности указывается обязательность учета внешнеторговых договоров (контрактов) в уполномоченном банке в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также обязанность представления в уполномоченный банк, принявший на учет такой внешнеторговый договор (контракт), информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких договоров (контрактов).

Кроме того, для резидентов заключивших договор в иностранной валюте устанавливается обязанность обеспечить получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), в том числе на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации.

Основание: Письма Банка России № ИН-014-12/102, ФТС России № 01-28/80440, ФНС России № ОА-4-17/26935@ от 26.12.2019

"О требованиях валютного контроля в отношении внешнеторговых договоров (контрактов) в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ".

  1. О размещении форм уведомлений о счетах открытых в зарубежных организациях финансового рынка.

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ, для организаций резидентов РФ установлена обязанность уведомлять налоговые органы о счетах (вкладах) открытых не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

На основании указанных требований ФНС разместила на своем сайте рекомендуемые формы уведомлений об открытии, закрытии, изменении реквизитов указанных счетов.

Основание: Письмо ФНС России от 12.02.2020 № КВ-3-14/1063@

II. Налог на прибыль

  1. Опечатки в Порядке заполнения декларации по налогу на прибыль

ФНС России прокомментировала обнаруженные опечатки в Порядке заполнения декларации по налогу на прибыль организаций утвержденных Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.

Некорректные формулировки касаются заполнения Листа 09 декларации контролируемых иностранных компаний (КИК).

  1. Приложение №1 к листу 09 (Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу по налогу с доходов в виде прибыли КИК): значение строк заполняются в рублях, значит, показатель по строке 130 равен показателю строки 150 Раздела Б1 Листа 09 или показателю строки 170 Раздела Б2 Листа 09 (в зависимости от способа определения прибыли контролируемой иностранной компании)";

  1. Значение показателя строки 170 Раздела Б2 Листа 09 Декларации: если при определении прибыли (убытка) КИК получен убыток, то соответствующую сумму убытка следует указывать по строке 170 Раздела Б2 Листа 09 Декларации со знаком минус ("-").Предыдущая оговорка (указание убытка без знака «минус») является технической ошибкой;

  1. По строке 100 Раздела Б3 Листа 09 отражается прибыль или убыток в рублях, в тексте Порядка заполнения допущена опечатка и указано, что показатель по строке 100 приводится в валюте;

  1. При заполнении строки 060 Раздела Б3 Листа 09, сказано о возможном отрицательном значении показателя, и ошибочно приведен номер строки 040. Следует читать: «Если итоговое значение показателя по строке 060 отрицательное, то оно указывается со знаком минус ("-") ».

  1. Форма уведомления об уплате налога на прибыль через ответственное подразделение

ФНС России обновила форму уведомления об уплате налога на прибыль через ответственное подразделение в случае, когда организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ и принимает решение платить налог через одно ответственное подразделение. Новая форма объединила в себе три формы, ранее существовавшие в виде отдельных документов.

Основание: Письмо ФНС России от 26.12.2019 N СД-4-3/26867@.

  1. Обоснование расходов копиями первичных документов

Минфин РФ дает разъяснения по вопросу неправомерности применения скан копий или фотокопий, документов выполненных с оригинала на бумажном носителе для подтверждения понесенных расходов.

Налоговое ведомство в своих выводах указывает на то, что копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли.

Основание: Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 03-03-06/1/9882

  1. О списании кредиторской задолженности

При ликвидации кредитора организация должна отразить доход от списания кредиторской задолженности в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора, указывает в своем письме Минфин РФ.

Однако задолженность не может быть списана в доход, если кредитор исключен из реестра по одному из следующих оснований:

В этих случаях доход от списания кредиторской задолженности возникнет только по истечении срока исковой давности.

Основание: Письмо Минфина России от 07.02.2020 № 03-03-06/2/7955

  1. Изменения в формате расчета по налогу на прибыль для организаций, уплачивающих налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

Приказом ФНС России в п.1 ст.310 НК РФ внесены изменения, предусматривающие распространение обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организаций на индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, в формат расчета внесены изменения, касающиеся отражения данных о налоговом агенте (в части сведений об индивидуальном предпринимателе), а также уточнен порядок заполнения расчета.

Новый формат расчета применяется с предоставления отчетности за отчетные (налоговые) периоды 2020 года.

Основание: Приказ ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-3/639@, начало действия документа - 29.03.2020.

III. НДС

  1. Обложение НДС при ввозе некоторых категорий медицинских товаров.

Освобождение от НДС ввоза некоторых категорий медицинских товаров предусмотренных ст.149 НК РФ не распространяется на контактные линзы с нулевой рефракцией. При этом тот факт, что такие линзы могут использоваться в терапевтических целях, не имеет значения. Об этом указывает Минфин в своем письме от 23 декабря 2019 года.

Основание: Письмо Минфина России от 23.12.2019 N 03-07-14/100528

  1. Иностранный индивидуальный предприниматель не обязан вставать на учет в российских налоговых органах.

Если индивидуальный предприниматель нерезидент РФ оказывает электронные услуги местом реализации, которых признается Россия, то вставать на учет в налоговых органах он не обязан. Российская организация покупатель при этом становится налоговым агентом по уплате НДС.

Основание: Письмо Минфина России от 09.01.2020 N 03-07-08/38

  1. О выставлении второго корректировочного счета – фактуры

Министерство финансов в своем письме разъясняет, что в случаях, когда на первоначально составленный счет-фактуру был оформлен корректировочный документ на определенные позиции, а позже возникла необходимость корректировки других позиций первоначального счета-фактуры, то составляется второй корректировочный счет-фактура, где в строке 1б которого указываются номер и дата первоначального счета-фактуры.

Основание: Письмо Минфина России от 07.02.2020 N 03-07-11/7830

  1. Изменение контрольных соотношений к декларации по НДС

В пункт 1.50 Контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость для налоговых агентов внесены дополнения. В частности графа расчета КС дополнена следующими кодами операций, осуществляемыми налоговыми агентами: 1011716, 1011717, 1011718

Основание: Письмо ФНС России от 13.02.2020 № СД-4-3/2460@

  1. Дополнен перечень товаров облагаемых по ставке 10%

В Перечне кодов видов продовольственных товаров, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 дополнен перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10% молокосодержащими продуктами с заменителем молочного жира.

Для целей применения терминов "молокосодержащий" и "молокосодержащий с заменителем молочного жира" необходимо руководствоваться их определениями, утвержденными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67.

Основание : Постановление Правительства РФ от 09.03.2020 N 250 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908".

IV. Налог на имущество

  1. Налогообложение предмета аренды при применении нового ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды".

Согласно правилам ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" плательщиком налога на имущество организаций в отношении предмета аренды признается та сторона договора, у которой объект недвижимого имущества учитывается на балансе в составе основных средств.

В случаях, когда раннее применение нового ФСБУ состоялось только у одной стороны договора, могут возникнуть ситуации, когда переданные в аренду объекты недвижимого имущества и права пользования ими отражаются в составе основных средств одновременно у арендодателя и арендатора.

ФНС в своем письме разъясняет, как избежать двойного налогообложения в таких случаях. Стоимость объекта, который учитывается арендодателем на балансе в составе основных средств, арендатором при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций в расчет не включается.

При этом в письме еще раз подчеркивается, что с 1 января 2020 года вне зависимости от правил бухгалтерского учета арендуемых объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, налог на имущество организаций уплачивается организацией, являющейся собственником или владельцем на праве хозяйственного ведения этих объектов недвижимого имущества.

Такой же порядок применяется и в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих иностранной организации на праве собственности, переданных в финансовую аренду (лизинг) российской организации.

Основание: Письмо ФНС России от 23.01.2020 N БС-4-21/926@.

  1. Об упрощенном порядке предоставления декларации по налогу на имущество облагаемого по среднегодовой стоимости.

Федеральная налоговая служба в своем письме обобщила информацию по типовым вопросам применения упрощенного порядка преставления декларации по налогу на имущество, в отношении объектов недвижимости на территории субъекта РФ, облагаемых по среднегодовой стоимости.

К каждому вопросу приведены письма ФНС России, содержащие соответствующие разъяснения, в частности в письме даны рекомендации по заполнению и предоставлению уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество, а также перечислены условия применения упрощенного порядка представления налоговой декларации.

Основание: Письмо ФНС России от 12.02.2020 № БС-4-21/2240@

"О рекомендациях по типовым вопросам применения упрощенного порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса Российской Федерации".

  1. Об отзыве ранее опубликованного письма ФНС о некоторых особенностях разграничения объектов движимого и недвижимого имущества.

Ранее опубликованное Письмо ФНС России от 14.02.2020 N БС-4-21/2584@ "О рекомендациях по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организации" (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 "Об отнесении объектов, входящих в состав имущественного комплекса атомной станции, к объектам недвижимого имущества"), в котором рассмотрены такие понятия как "объект капитального строительства" в градостроительном законодательстве и "недвижимая вещь" в гражданском законодательстве, отозвано Федеральной налоговой службой и потеряло свою силу.

Основание: Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@ "Об отзыве письма ФНС России от 14.02.2020 N БС-4-21/2584@".

V. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

  1. О порядке исчисления авансовых платежей

С января 2020 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В частности изменился порядок исчисления авансовых платежей. До 2020 года авансовые платежи рассчитывались одинаково: одна четвертая часть платы за предыдущий год.

Теперь налогоплательщики могут выбрать один из способов:

- в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;

- одна четвертая платы, при расчете которой базу определяют исходя из объемов или массы выбросов и сбросов в пределах нормативов, лимитов на размещение отходов, а также из временно разрешенных уровней выбросов и сбросов;

- произведение платежной базы, определенной на основании данных экологического контроля в предыдущем квартале, и ставки с учетом коэффициентов.

Для каждого вида НВОС можно выбрать любой из указанных способов. Выбранный способ нужно будет указать в декларации.

Кроме того установлен коэффициент 1,08 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2020 год. В прошлом году значение коэффициента составляло 1,04.

Основание : Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 N 39; Федеральный закон от 27.12.2019 N 450-ФЗ.

  1. О расчете платежной базы при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ дало разъяснение по вопросу определения платежной базы при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I; III и IV категорий.

Так для объектов I категории следует применять формулу, указанную в пункте 17 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 27.12.2019).

Для объектов III категории необходимо учитывать загрязняющие вещества, включаемые в отчет в соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля утвержденными Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74: "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля"

По объектам IV категории (для лиц, осуществляющих деятельность одновременно на объектах I и (или) II и (или) III и IV категории) платежная база определяется как объем или масса выбросов загрязняющих веществ и как объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления по данным учета в области обращения с отходами, без применения к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 или 25.

При этом объем или массам выбросов загрязняющих веществ определяется по данным инвентаризации стационарных источников, проводимой в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Основание : Письмо Минприроды России от 03.02.2020 № 19-47/2482 "Об определении платежной базы".

VI. Транспортный налог

  1. О расширении списка автомобилей для расчета транспортного налога с учетом повышающего коэффициента.

Утвержден список легковых автомобилей марок "Land Rover", "Porsche", "Audi", "Bentley" и "Mercedes-Benz" расчет транспортного налога, по которым должен производиться с учетом повышающего коэффициента.

Основание: Письмо ФНС России от 07.02.2020 N БС-4-21/2026.

  1. Размещен перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2020 года

Для налогоплательщиков-организаций, на которых возложена обязанность по исчислению сумм авансовых платежей по транспортному налогу с учетом повышающего коэффициента (п.2.1 ст.362 НК РФ) на Минпромторга России размещен Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для расчета авансовых платежей налогового периода 2020 года.

VII. ЕНВД

Срок введения обязательной маркировки лекарств перенесен на 1 июля 2020 года

Федеральным законом от 27.12.2019 N 462-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" перенесен срок обязательной маркировки лекарств. Большинство препаратов произведенные до 1 июля 2020 года, будут хранить, перевозить, отпускать, реализовывать, передавать, применять без нанесения средств идентификации до истечения срока годности. По новому закону средства идентификации могут отсутствовать и на препаратах, которые произведены до 31 декабря 2019 года. Их можно не изымать из оборота до истечения срока годности.

Введение штрафов за некорректную работу в системе мониторинга движения лекарств также отложили до 1 июля 2020 года.

Кроме того в своем письме от 20.12.2019 Минфин разъясняет, что в отношении предпринимательской деятельности по розничной продаже указанных лекарств, не подлежащих обязательной маркировке, в 2020 году можно применять ЕНВД.

Основание: Федеральный закон от 27.12.2019 N 462-ФЗ; Федеральный закон от 27.12.2019 N 448-ФЗ; Письмо Минфина от 20.12.2019 № 03-11-09/100308.

VIII. Законодательные инициативы

  1. Расширение перечня разрешенных валютных операций

Проектом Федерального закона N 891654-7 предлагается расширить перечень случаев зачисления на счета представительств или филиалов юридических лиц - резидентов в зарубежных банках денежных средств, полученных от нерезидентов.

К таким зачислениям могут быть отнесены :

Предлагается также расширить перечень разрешенных случаев зачета встречных требований с нерезидентами за международные перевозки и связанные с ними услуги, если расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с правилами, принятыми международными организациями в области международных перевозок, устанавливающими порядок проведения таких взаиморасчетов.

В настоящий момент документ рассмотрен ГД в первом чтении.

Основание: Проект Федерального закона N 891654-7 "О внесении изменений в статьи 12 и 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части расширения перечня разрешенных валютных операций, а также случаев нерепатриации денежных средств".

  1. Переходный период для налогоплательщиков на УСН

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится на рассмотрении проект федерального закона N 875580-7 предусматривающий установление для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, переходного налогового периода, который позволяет налогоплательщикам продолжать применять упрощенную систему налогообложения в случае превышения установленных главой 26.2 Кодекса ограничений по доходам и (или) численности сотрудников.

Переходным периодом смогут воспользоваться налогоплательщики на УСН, у которых по итогам отчетного налогового периода не соблюдены следующие условия:

В частности законопроектом предусматривается применение налоговой ставки в переходный период для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов - 8 %, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения являются "доходы минус расходы» - 20%.

Основание : Проект Федерального закона N 875580-7 "О внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.02.2020)

  1. Отмена налоговых деклараций для организаций применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы».

Государственной думой принят в первом чтении законопроект, направленный на исключение обязанности предоставления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и применяющих он-лайн ККТ.

Планируется, что сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, будет исчисляться самим налоговым органом на основании поступивших сведений об осуществленных расчетах, прошедших через он-лайн ККТ или по данным из личного кабинета налогоплательщика. По итогам налогового (отчетного) периода налогоплательщику через его личный кабинет будет направляться уведомление о сумме налога (авансовых платежей по налогу), подлежащего уплате. При этом сумма налога (авансовых платежей) исчисляется налоговым органом с учетом ее уменьшения на суммы заявленных страховых взносов, уплачиваемых на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, торгового сбора, пособий по временной нетрудоспособности.

Для перехода на исчисление налога (авансовых платежей по налогу) налоговым органом налогоплательщику необходимо будет направить уведомление в электронной форме через свой личный кабинет. В уведомлении должна содержаться информация о применяемой налоговой ставке и дате, с которой налогоплательщик изъявляет желание перейти на исчисление налога налоговым органом.

Основание: Проект Федерального закона N 875583-7 "О внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации", (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.02.2020).

  1. Электронная транспортная накладная

Минтранс вводит новое понятие в электронный документооборот: электронную транспортную накладную. ЭТрН представляет собой электронный документ, подписанный электронными подписями. Такие изменения подготовлены Минтрансом в проекте изменений Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). В проекте изменений предусмотрено также введение целого раздела, посвященного организации электронного документооборота. В настоящее время проект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА

Основание : Проект постановления Правительства РФ https://regulation.gov.ru/projects#npa=99737

IX. Цифровизация и информатизация

  1. Усиление требований к электронной цифровой подписи

С 1-го июля 2020 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Внесенные изменения направлены на усиление требований к электронной цифровой подписи. В частности вводятся понятия «доверенная третья сторона» и «метка доверенного времени».

Доверенная третья сторона - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Метка доверенного времени - достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью, создаваемая и проверяемая доверенной третьей стороной, удостоверяющим центром или оператором информационной системы и полученная в момент подписания электронного документа электронной подписью.

В документе также определены условия признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях.

Кроме того усилены требования к аккредитованным удостоверяющим центрам, регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи при участии в различных правоотношениях: физических и юридических лиц, лиц замещающих государственные должности и пр. Установлен порядок оформления доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи.

Основание: Федеральный закон от 27.12.2019 N 476-ФЗ

  1. Запущен эксперимент для внедрения электронной транспортной накладной и электронного путевого листа

17 февраля Минтранс России запустил эксперимент для внедрения электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) при пассажирских и грузовых автоперевозках.

Он будет проводиться до 30 октября 2020 года на территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.

Макет единой государственной информационной системы для сбора, обработки и хранения данных из ЭПЛ и ЭТрН разрабатывает ФГУП "ЗащитаИнфоТранс". В эксперименте примут участие, в том числе, "Совтрансавто", "Деловые линии" и другие перевозчики, которые сотрудничают с такими крупными ретейлерами, как "Магнит", X5 Retail Group, а также с "Мираторгом" и другими.

Также в рамках эксперимента "Яндекс.Такси" предоставит технологии собственной разработки для дистанционных пред рейсовых осмотров водителей.

Основание: информация, опубликованная на сайте Министерства транспорта РФ https://www.mintrans.ru/press-center/news/9428.

X. Правоприменительная практика

  1. Верховный суд запретил включать в рыночную стоимость недвижимости НДС

Организация обратилась в суд с иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости без НДС.

Решением Московского городского суда от 12 декабря 2017 года кадастровая стоимость объектов недвижимости была установлена в размере, равном их рыночной стоимости, с учетом НДС.

Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 10 апреля 2019 года решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года изменено, кадастровая стоимость названных объектов недвижимости установлена в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по итогам проведения дополнительной судебной экспертизы без учета НДС.

Однако Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы подали кассационную жалобу на данное определение и просили отменить апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 10 апреля 2019 года, оставив в силе решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года. Заявляя при этом, что определение рыночной стоимости объектов недвижимости с выделением или исключением НДС противоречит законодательству об оценочной деятельности.

Кассационная жалоба поступила в Верховный суд, по итогам которого верховная инстанция пришла к выводу, что включение НДС в рыночную стоимость недвижимости противоречит нормам законодательства об оценочной деятельности. При этом она поставила на разрешение эксперта вопрос определения рыночной стоимости без учета НДС, и эксперт определил ее с выделением налога.

Основание : кассационное определение ВС от 05.02.2020 № 5-КА19-66

  1. Верховный суд РФ отменил норму по ускоренной амортизации ОС, указанную в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующим второго предложения подпункта "б" пункта 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. В данном пункте заложена возможность ускоренной амортизации при способе уменьшаемого остатка – для малого бизнеса (коэффициент 2) , а также для движимых объектов лизинга (коэффициент 3).

Применение данного положения налоговыми органами при определении размера налога на имущество привело к привлечению общества к ответственности за неуплату налога.

Однако применение указанных в подпункте «б» п.54 Методических указаний коэффициентов предусмотрено с оговоркой «в соответствии с законодательством РФ». В ПБУ 6/01 – «Учет основных средств » написано, что при способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости, нормы амортизации и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Таким образом, в сравнении с ПБУ 6/01 Методические указания ограничивают возможность применения коэффициента ускорения. В ходе налоговой проверки, представители налоговых органов применили именно Методические указания, а не ПБУ 6/01, которое имеет большую юридическую силу, в результате чего балансовая стоимость имущества организации пересчитана без коэффициента ускорения и оказалась выше, чем она учитывала в целях налога на имущество.

Кроме того, оспариваемая часть Методических указаний не соответствует установленным статьей 259.3 НК РФ правилам применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.

С учетом изложенного ВС РФ решил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу второе предложение подпункта "б" пункта 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н.

Основание: Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2020 N АКПИ19-899

XI. Бухгалтерский учет

  1. Изменились сроки хранения некоторых бухгалтерских документов.

С 18 февраля 2020 года вступил в действие приказ Росархива от 20.12.2019 № 236, утвердивший Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности госорганов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. В частности он установил новые сроки хранения бухгалтерских документов.

Прежний перечень, утверждённый Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, утратил силу. Он включал в себя 1003 наименования, новый перечень содержит 657 типовых управленческих архивных документов с указанием сроков хранения.

Так, например, согласно новому приказу счета-фактуры нужно будет хранить пять лет вместо четырех. Срок хранения документов о получении зарплаты повысили с пяти до шести лет. Кроме того в 15 раз снизили срок хранения реестров сведений о доходах физических лиц. Теперь этот срок 5 лет вместо 75

Налогоплательщики, применяющие УСН, должны будут хранить книги учета доходов и расходов не постоянно, а всего пять лет.

Основание : Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236

  1. Закрепление в Учетной политике способа ведения бухгалтерского учета для организаций применяющих МСФО.

17.03.2020 вступил в действие Приказ Минфина России от 07.02.2020 № 18н вносящий изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).

Приказом установлено, что стандарты бухучета, утвержденные организацией и обязательные к применению ее дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухгалтерского учета, выбранные в соответствии с положениями п. 7 ПБУ.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 организация при формировании учетной политики может руководствоваться федеральными стандартами бухучета с учетом требований МСФО. В частности, не применять способ ведения бухучета, установленный ФСБУ, когда такой способ приводит к несоответствию её учетной политики требованиям МСФО.

Основание: Приказ Минфина России от 07.02.2020 № 18н.

  1. Представление исправленной бухгалтерской отчетности

В марте вступил в силу Приказ Минфина России от 07.02.2020 N 19н, который внес изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010).

Изменения предусматривают обязанность повторного предоставления бухгалтерской отчетности пользователям при исправлении существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных в бухгалтерской отчетности после ее подписания.

Ранее исправленная бухгалтерская отчетность подлежала замене на пересмотренную бухгалтерскую отчетность.

Основание: Приказ Минфина России от 07.02.2020 № 19н.

  1. Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета

С 1 января 2021 г. утрачивают силу: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н); Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н).

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год применяется новый ФСБУ 5/2019 "Запасы".

Новый стандарт не применяется:

Организация может принять решение не применять новый стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд.

Основание: Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2020 N 57837).

XII. Налоговый контроль

  1. О внесении изменения в Уголовный кодекс РФ

Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». В частности Законом вводятся изменения в Примечания 1 к статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов».

Размер ущерба бюджету из-за неуплаты налогов переведен в абсолютные величины. Крупным размером ущерба за период в пределах трех финансовых лет теперь считаются суммы свыше 15 млн. руб., а особо крупным - более 45 млн. руб.

В действующих правилах прописан способ определения размера ущерба с учетом срока образования недоимки (за три финансовых года) и процентного соотношения (больше 25 или 50% от общей суммы налогов и взносов).

Такие же нормы предлагается закрепить для преступлений в виде неисполнения обязанностей налогового агента.

При неисполнении обязанностей страхователя по уплате взносов на травматизм, за период в пределах трех финансовых лет крупным размером ущерба будут считаться суммы более 6 млн. руб., а особо крупным - свыше 30 млн. руб. Также исключена возможность рассчитать размер ущерба с привязкой к сроку и общему объему уплаченных взносов.

Основание: Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

  1. Расширены возможности он-лайн взаимодействия организаций с налоговыми органами.

Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга. Планируется, что цифровизация налогового контроля с вступлением в силу новой концепции выйдет на новый уровень.

Налоговый мониторинг – представляет собой форму налогового контроля, при которой организация добровольно предоставляет налоговому органу постоянный прямой доступ к бухгалтерской учетной системе и данным своего бухгалтерского и налогового учета. Налоговый орган вместо проведения камеральных и выездных проверок контролирует расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации о выявленных ошибках.

С 2016 года подключаться к налоговому мониторингу могли лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд. рублей и активами на 3 млрд. рублей, при этом сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна была составлять не менее 300 млн. рублей.

Новая концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн. рублей в которую могут быть также включены уплаченные страховые вносы и НДФЛ. Требования к объему годовых доходов и стоимости активов снижены до 1 млрд. руб. Для перехода на налоговый мониторинг достаточно будет соответствовать одному критерию, а не трем одновременно как это действовало ранее.

Для того чтобы стать участником налогового мониторинга, необходимо представить заявление в инспекцию по месту нахождения организации, в следующие сроки:

Основание: Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».

  1. О соблюдении требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги.

Для организаций на которые распространяются требования ст.7.1 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 01.03.2020), подготовлена Памятка, которая информирует о правах и обязанностях, в частности, адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и (или) бухгалтерских услуг, совершающих сделки с недвижимым имуществом, и пр.

Согласно правилам, перечисленным в Памятке, лица, указанные в ст. 7.1 которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

обязаны разработать и обновлять:

Основание: "Памятка для субъектов статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ" (утв. Росфинмониторингом).

  1. Обязательная маркировка обуви отложена до 1-го июля 2020 года.

Согласно Постановлению Правительства, вступившему в силу 11.03.2020, обязательная маркировка обуви отложена да 1-го июля 2020 года.

В Постановлении указывается, что ввод в оборот обувных товаров без средств идентификации, а также оборот и вывод из оборота немаркированной обуви разрешен до 1 июля 2020 года. Нераспроданные до этого момента товары должны быть промаркированы до 1 сентября 2020 года. Обувь, приобретенная по импорту до 1 июля, но хранившаяся на таможенном складе , может быть промаркирована до 1 августа 2020 года.

Основание: Постановление Правительства РФ от 29.02.2020 N 216

  1. Порядок предоставления информации из государственного информационного ресурса ГИР БО.

17.03.2020 года вступил в силу Приказ ФНС России от 25.11.2019 № ММВ-7-1/586@

устанавливающий порядок предоставления информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО).

Приказом регламентированы срок предоставления государственной услуги, а также порядок, размер и основания взимания госпошлины и иной платы за ее предоставление.

Запрос на предоставление информации могут направлять физические лица (в том числе ИП) и юридические лица (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, Банка России) либо их представители.

Информация, содержащаяся в ГИР БО, предоставляется ФНС России и территориальными налоговыми органами в форме абонентского обслуживания, а также в электронном виде с использованием Интернет-сервиса о конкретном экономическом субъекте.

Основание: Приказ ФНС России от 25.11.2019 № ММВ-7-1/586@