Рекомендации Федерального казначейства по проведению проверок

Федеральное казначейство 31.12.2019 утвердило Методические рекомендации по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций (далее – Методические рекомендации). Данный документ разработан для использования в работе подразделениями данного ведомства и УФК по субъектам РФ при проведении контрольных мероприятий и носит рекомендательный характер. Отдельные положения рекомендаций могут быть полезны также для учреждений бюджетной сферы. В материале рассмотрим, на что обращают внимание органы Федерального казначейства в ходе проверки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности учреждением.

Проверка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности органами Федерального казначейства осуществляется на предмет соблюдения требований объектами контроля законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе такой проверки в учреждениях изучаются:

В ходе проверки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности проводится последовательный анализ соответствия данных, содержащихся в регистрах учета, данным, содержащимся в главной книге, журналах учета, отчетности и в первичных учетных документах.

Какие направления бухгалтерского учета проверяются органами Федерального казначейства?

Направления проверки бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора детально представлены в таблице на основе Методических рекомендаций.

Направление проверки

Что проверяется

Проверка правильности применения плана счетов и правильности отражения фактов хозяйственной жизни на счетах

1. Правильность учета фактов хозяйственной жизни, финансовых результатов в соответствии с рабочим планом счетов.

2. Правильность применения метода начисления при ведении учета.

3. Своевременность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

4. Правомерность принятия или непринятия первичных учетных документов.

5. Раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о факте финансово-хозяйственной жизни и его оценке в денежном выражении.

6. Указание полной и достоверной информации о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта).

7. Формирование информации на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования

в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.

8. Сопоставимость данных бухгалтерского учета и сформированной на их основе отчетности.

9. Непрерывность применения плана счетов субъекта учета, требований к структуре аналитического учета, а также соблюдение условий обеспечения сопоставимости показателей учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период) при внесении в них изменений.

10. Отсутствие в бухгалтерском учете информации, содержащей существенные ошибки и искажения, влекущие невозможность обеспечить ее достоверность для использования внешними пользователями.

11. Правильность учета имущества, находящегося в пользовании (управлении, на хранении).

12. Правильность составления и ведения регистров бухгалтерского учета.

13. Соответствие оборотной (оборотно-сальдовой) ведомости, оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета информации, отраженной в главной книге и в бухгалтерской отчетности.

14. Соответствие показателей остатков денежных средств учреждений, отраженных в отчетности, показателям, отраженным на лицевых счетах, открытых в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства, а также на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях ЦБ РФ и в кредитных организациях.

15. Иные вопросы

Проверка своевременности, полноты и достоверности отражения в первичных учетных документах учета фактов хозяйственной жизни

1. Наличие первичных учетных документов, подтверждающих факт хозяйственной жизни субъекта учета.

2. Принятие к учету документов, которыми оформлены исключительно имевшие место факты хозяйственной жизни.

3. Своевременность составления первичных учетных документов о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

4. Достоверность отражения в первичных учетных документах информации о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге.

5. Правильность заполнения и полнота граф первичного учетного документа в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов.

6. Отражение хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов.

7. Иные вопросы

Проверка соблюдения порядка составления и представления бухгалтерской отчетности

1. Соответствие состава отчетных форм, включаемых в состав отчетности, положениям документов.

2. Правильность заполнения отчетных форм и числовых показателей, включаемых в них.

3. Своевременность представления отчетных форм.

4. Соблюдение контрольных соотношений.

5. Соблюдение требований инструкций № 191н*, 33н**, СГС «Отчет о движении денежных средств»***, «Представление отчетности»****, «Бюджетная информация...»*****.

6. Наличие пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) и правильность ее составления.

7. Соответствие между данными бухгалтерского учета и показателями, отраженными в отчетных формах.

8. Соответствие требованиям к внесению исправлений в отчетность по результатам проведения проверки.

9. Соблюдение процедуры представления отчетности.

10. Иные вопросы

Проверка сделок, подлежащих согласованию с учредителем

Соответствие требованиям законодательства РФ при совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью (операциях с аффилированными лицами)

Проверка соблюдения требований к документам учетной политики

1. Соответствие документов учетной политики правилам ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

2. Применение документов учетной политики.

3. Изменение документов учетной политики в текущем финансовом году, раскрытие надлежащим образом в бухгалтерской (бюджетной) отчетности изменений в документах учетной политики, а также причин данных изменений

* Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

** Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

*** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 278н.

**** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н.

***** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 37н.

Далее подробнее рассмотрим особенности осуществления проверки основных средств и объектов учета аренды.

Каковы особенности проверки основных средств?

Проверка соответствия требованиям нормативных актов.

Бухгалтерский учет объектов основных средств в учреждениях государственного сектора осуществляется в соответствии с СГС «Основные средства» и методическими указаниями Минфина по применению данного стандарта (письма от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).

При проведении контрольного мероприятия проверяется соблюдение требований указанных нормативных правовых актов, в частности, закреплены ли в учетной политике учреждения:

При проверке обращается внимание, отражены ли в составе основных средств материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании субъекта учета на условиях:

Раскрытие информации об основных средствах.

В бухгалтерской отчетности учреждения подлежит раскрытию информация об основных средствах (результатах операций с ними) в соответствии с требованиями СГС «Основные средства», в том числе:

Основные вопросы, подлежащие контролю со стороны проверяющих органов.

В части проверки отражения в учете и отчетности основных средств и операций, с ними связанных, рекомендуется проверять (приложение 2 к Методическим рекомендациям):

На какие моменты обращают внимание проверяющие органы?

К ним относятся:

Особенности проверки объектов учета аренды

Проверка соответствия требованиям нормативных актов.

Бухгалтерский учет объектов аренды осуществляется с помощью СГС «Аренда» и Методических рекомендаций по применению данного стандарта (письма Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, № 02-07-07/83463).

При проведении контрольного мероприятия проверяется соблюдение требований СГС «Аренда» и положений учетной политики.

В силу п. 11 указанного стандарта объекты бухгалтерского учета при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования классифицируются:

В отношении таких объектов в учетной политике учреждения должны быть закреплены:

При проверке договоров аренды рекомендуется анализировать своевременность исполнения арендаторами обязательств по данным договорам. При возникновении задолженности по арендным платежам следует обращать внимание на наличие исковых требований к арендаторам и исполнение исковых требований.

Раскрытие информации об объектах аренды в отчетности.

В бухгалтерской отчетности представляется информация о следующих объектах учета аренды (с делением их на краткосрочные и долгосрочные) (п. 31 СГС «Аренда»):

Дополнительно в пояснениях к отчетности раскрывается информация об объектах учета аренды в соответствии с п. 32 СГС «Аренда».

Сведения об активах и обязательствах в бухгалтерской отчетности представляются развернуто и не подлежат взаимоисключению (взаимозачету).

* * *

Мы ознакомили вас лишь с отдельными рекомендациями Федерального казначейства в отношении проведения проверок в части бухгалтерского учета и отчетности. Необходимо отметить, что примерный перечень вопросов проверки по объектам учета (в том числе основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы, затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг, денежных средств и денежных документов, финансовых вложений, расчетов по доходам и обязательствам, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) приведен в приложении 2 к Методическим рекомендациям.