Специфика формирования систем оплаты труда работников учреждений в сфере культуры, спорта, государственных учреждений ветеринарии

Утверждены рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. Рассмотрим некоторые аспекты Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11.

Системы оплаты труда работников учреждений в сфере культуры

Данный раздел не очень изменился. Пожалуй, следует отметить, что ранее федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении федеральные госучреждения культуры, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры при установлении и изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников было рекомендовано сохранить показатель повышения средней зарплаты работников учреждений. Задача же на 2020 год – не допустить снижения установленного Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 показателя оплаты труда. То есть раньше заработная плата повышалась, а теперь она достигла запланированного уровня и не должна опускаться.

К полномочиям органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей государственных (муниципальных) учреждений так же добавилась возможность применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах) при оплате труда работников сельских учреждений культуры.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физкультуры и спорта

Данный раздел относительно новый. Впервые он появился в рекомендациях в 2017 году и касался оплаты труда на 2018 год.

Отметим, что уровень номинальной заработной платы в среднемпо данной сфере достиг в 2019 году отметки, запланированной Указом Президента РФ № 597, и теперь задача органов власти, как и было сказано выше, не допустить его снижения.

При перераспределении средств, предназначенных для оплаты труда, рекомендовано, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы направлялось не менее 70% фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера) – в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли.

А вот и новое дополнение – трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах эффективного контракта.

К сведению: эффективным контрактом называется трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры соцподдержки (п. 2 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н).

Чтобы подходы к регулированию зарплаты были едиными для всех учреждений данной сферы, рекомендовано устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам заработной платы, а не только к окладам (должностным окладам).

Еще одно дополнение касается применения повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам зарплаты работников за наличие спортивных званий и разрядов, наличие ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград.

В прежних рекомендациях виды выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет начислялись только к окладам (должностным окладам) спортсменов. В 2020 году эта категория расширена – такие выплаты могут начисляться к окладам всех работников государственных и муниципальных учреждений физкультуры и спорта.

Хорошие новости и для тренеров этапа начальной подготовки и тренировочного этапа – им рекомендовано устанавливать стимулирующую выплату за сохранность контингента, сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Стимулирующие выплаты желательно предоставить и тренерам, которые трудоустраиваются в физкультурно-спортивную организацию, где они проходили спортподготовку в качестве спортсмена.

Не забыты и тренеры, работающие в сельской местности: органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта рекомендовано предусмотреть стимулирующие выплаты для таких специалистов.

В 2020 году продолжится популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Для тренеров и иных специалистов учреждений физкультуры и спорта, участвующих в реализации данного направления в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения ГТО, рекомендовано установить стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу).

В 2019 году тренер, ранее участвовавший не менее 2 лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях, имел право на стимулирующую выплату в течение не менее 4 лет с момента достижения спортсменом результатов. В Рекомендациях-2020 данный абзац расширен и конкретизирован. Теперь тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее 2 лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на вышеуказанную стимулирующую выплату, а также на дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений ветеринарии

Раздел совершенно новый, поэтому мы рассмотрим его полностью.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, руководителям государственных учреждений ветеринарии (далее – органам власти и руководителям) при формировании систем оплаты труда работников также рекомендовано сохранять уровень зарплаты работников госучреждений ветеринарии, достигнутый в 2019 году.

При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности рекомендовано предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности. И данные показатели должны быть отражены в нормативных правовых актах субъектов РФ, локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

Органы власти и руководители вправе предусмотреть стимулирующие выплаты следующим специалистам: главным ветврачам, ведущим ветврачам, ветврачам, ветеринарным врачам 1-й категории, ветврачам 2-й категории, ветеринарным врачам-эпизоотологам, ветеринарным врачам-бактериологам, ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

Повышенную оплату труда желательно устанавливать также для ветработников, которые трудятся вне стационарных пунктов. Размер такой оплаты определяется коллективным договором и локальными нормативными актами учреждения.

Кстати, в Рекомендациях-2020 указано, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, должны определять работодатели в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.

Увеличение фондов оплаты труда, в том числе при индексации зарплаты работников, рекомендовано преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов). Кстати, доля выплат по окладам в структуре заработной платы ветработников должна быть не ниже 70% – как и в двух предыдущих случаях. То есть понижение оплаты труда запрещено, а вот повышение за счет всех источников финансирования – приветствуется.

При формировании штатных расписаний госучреждений ветеринарии следует учитывать Профессиональные квалификационные группы должностей работников сельского хозяйства, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.

* * *

При формировании систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, во-первых, нельзя снижать достигнутые в 2019 году показатели, во-вторых, пытаться эти показатели повысить, применяя стимулирующий выплаты и выплаты компенсационного характера. Система оплаты труда должна быть отражена в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.