Как сотрудничать с самозанятыми и не стать жертвой «репрессий» в 2020?

Несмотря на многочисленные риски, компании продолжат работать с пользователями НПД в следующем году. Поставщиками работ и услуг в рамках режима налогообложения могут выступать индивидуальные предприниматели и физлица, не имеющие предпринимательского статуса.

Что стоит учесть, планируя заключение или пролонгирование договоров с самозанятыми? Как минимизировать налоговые и юридические последствия, не нарваться на штрафы ФНС и проверки Трудовой инспекции? Учитывайте основные риски, грамотно оформляйте документы и выстраивайте правоотношения.

Когда самозанятый остается таковым?

Первый и один из главных критериев для пользователей НПД – размер годового дохода. Физлицо или ИП зарабатывает больше 2,4 млн. в год? Придется выбирать другой режим налогообложения. Мораль для работодателя: «дорогих» специалистов перевести в самозанятые не получится!

ИП, являющийся пользователем НПД, не может сочетать режим налогообложения с любым другим (УСН, ЕНВД и т.п.). Будьте внимательны, заключая договоры с новыми поставщиками услуг и исполнителями работ.

Самозанятый не подчиняется правилам трудового распорядка и утвержденному компанией рабочему графику. Не прописывайте в договоре подобные обязательства. Это даст однозначное основание для переквалификации правоотношений в трудовые.

Самозанятый получает оплату по факту выполненных работ, оказанных услуг. Не используйте повременную оплату. Это чревато переквалификацией договора ГПХ в трудовой, доначислением налогов и штрафами.

Если самозанятый получает в компании регулярные выплаты (аванс, зарплату), он квалифицируется как сотрудник, а не подрядчик. Некорректное оформление трудовых отношений расценивается как уклонение от уплаты налогов.

Бывший сотрудник компании, уволенный меньше 2 лет назад, не может сотрудничать с ней в статусе самозанятого.

И это еще не все. Стоит напомнить, что, выплачивая вознаграждение самозанятому, следует потребовать чек из приложения «Мой налог». Отсутствие первичного документа не позволит компании принять к учету расходы, связанные с оплатой услуг, для уменьшения налоговой базы.

ТОП-3 ошибок при оформлении самозанятых

Типичных ошибок на самом деле больше. Но остановимся на трех самых распространенных:

  1. Оформление договора, похожего на трудовой. Составьте для сотрудничества с самозанятыми отдельный типовой договор, максимально отличающийся от используемых в кадровом делопроизводстве контрактов. Запрещенные формулировки были приведены выше.

  2. Нет штата – есть самозанятые. Не стремитесь все функции передать пользователям НПД. Только один этот факт заставит налоговую присмотреться к компании поближе. Результат предугадать несложно. Фискалы доначислят НДФЛ, страховые взносы, пени и заставят заплатить штрафы.

  3. Много разнородных работ – мало поставщиков. Никто не является универсальным солдатом. У каждого самозанятого есть специализация. Замыкая все на нескольких поставщиках, компания рискует столкнуться с последствиями неэффективного планирования денежных потоков. Регулярные поступления на счет пользователя НПД от одного плательщика – красная тряпка для банка. Он обязательно задаст вопросы по ПОД/ФТ (ФЗ №115). Счет, скорее всего, будет заблокирован, самозанятому придется искать другой банк, а компания останется временно без поставщика услуг. Таких ситуаций лучше избегать, ведь поиск нового поставщика – это время, определенные неудобства и дополнительные риски.