Ошибки и нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд

На сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru) размещен Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в I полугодии 2019 года. Указанный обзор содержит в том числе перечень нарушений (недостатков), допущенных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. О нарушениях в сфере закупок мы и поговорим в статье.

Нарушения, допускаемые при обосновании закупок.

Согласно ст. 18 Закона о контрактной системе[1] обоснование закупки осуществляется учреждением при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект (объекты) закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных исходя из ст. 19 данного закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования приведены в Постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 (далее – Правила № 555).

В ходе контрольных мероприятий установлены следующие нарушения в сфере закупок:

1) в планы-графики закупок включались закупки в отсутствие обоснования выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе указания обоснования в графах 9, 10 формы обоснования закупок (п. 2 ч. 3 ст. 18 Закона о контрактной системе);

2) отдельными заказчиками в формах обоснования закупок отдельные графы не заполнялись, заполнялись некорректно и (или) не полностью:

В качестве недостатков в части соблюдения правил нормирования отмечены следующие нарушения в контрактной системе закупок:

Ошибки при определении НМЦК.

Напомним, что начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В ходе контрольных мероприятий выявлены факты некорректного применения методов обоснования НМЦК:

Кроме того, имеют место следующие нарушения требований Закона о контрактной системе в части обоснования НМЦК:

В качестве недостатков при планировании закупок и обосновании НМЦК установлены факты:

Указанные недостатки при формальном соблюдении требований, установленных ст. 22 Закона о контрактной системе, создают риски завышения НМЦК и неэффективного расходования бюджетных средств.

Неисполнение требований по обеспечению исполнения обязательств.

В силу ст. 3 Закона о контрактной системе под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных и муниципальных нужд.

По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон о контрактной системе предусматривает возможность заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, предусмотренных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В ходе контрольных мероприятий выявляются факты внесения изменений в условия контракта, повлекшие поставку товара с ухудшенными характеристиками, что противоречит положениям ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Также следует отметить, что Закон о контрактной системе устанавливает перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В ходе проверки Федеральным казначейством устанавливаются факты невыполнения положений Закона о контрактной системе в части применения ответственности за неисполнение контрактных обязательств. В частности, выявляются нарушения в закупках:

Нарушения в контрактной системе закупок.

Кроме того, нередки случаи выявления фактов несоблюдения порядка расчета пеней (штрафа), подлежащих уплате в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Напомним, что Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Ошибки при заключении и исполнении контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В ходе контрольных мероприятий должностными лицами Федерального казначейства установлены следующие недостатки, допускаемые при заключении и исполнении контрактов:

1) в нарушение требований ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе отдельными заказчиками вносились изменения в условия контрактов, повлекшие за собой:

2) в нарушение требований ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил № 1042, а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками не начислялись и не взыскивались с поставщиков штрафы за ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактами.

Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В силу ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов может проводиться заказчиком своими силами, а также к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе контрольных мероприятий установлено, что отдельными заказчиками не проводилась экспертиза поставленных поставщиком товаров (также в контракты включались условия, согласно которым поставщики напрямую передавали конечным получателям товары без участия в приемке товаров заказчиков, в связи с чем экспертиза товара заказчиками фактически не проводилась).

Исходя из ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая должна состоять не менее чем из пяти человек.

В силу ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо в те же сроки заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В ходе проверок устанавливаются случаи приемки выполненных работ (их результатов), не соответствующих условиям контрактов, а именно:

Также следует отметить, что в нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе, п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 1084, выявлялись факты ненаправления проверяемыми учреждениями в органы Федерального казначейства информации об исполнении государственных контрактов для включения в реестр контрактов либо ее направления с нарушением установленного срока. Напомним, что информация о заключении контракта должна быть направлена в Федеральное казначейство в течение пяти рабочих дней. В случае внесения изменений в контракт, его исполнения, расторжения, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги информация об этом подлежит направлению также в течение пяти рабочих дней с даты соответствующих изменений.

* * *

В заключение отметим, что в силу ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность согласно законодательству РФ. Надеемся, что наша статья поможет учреждениям не допустить нарушения в контрактной системе закупок в своей деятельности.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».