Организация обучения детей на дому или в стационаре

Совсем недавно два ведомства (Минздрав и Минпросвещения) подготовили Методические рекомендации об организации обу­чения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации[1] (далее – Методические рекомендации). В статье представлен обзор наиболее интересных положений этого документа.

В силу ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ[2] для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских учреждениях.

Обучающимся, нуждающимся в длительном лечении, признается:

В Перечень заболеваний внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации.

В письмах Минздрава РФ от 07.08.2018 № 05-283, от 14.09.2016 № 15-3/10/2-5810 уточнено, что врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии у него медицинских показаний для обучения по основным общеобразовательным программам на дому, исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья, независимо от того, внесено ли заболевание в указанный перечень.

Кроме этого, все состояния, требующие соблюдения длительного (более месяца) постельного режима, после перенесенных травм, хирургических вмешательств должны быть отнесены к медицинским показаниям для обучения на дому.

Порядок организации обучения ребенка.

Дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут обучаться (п. 2):

Основаниями для организации обучения ребенка, находящегося на длительном лечении, на дому или в стационаре являются заключение медицинской организации о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня (включая дневной стационар) и письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 3 Методических рекомендаций).

Согласно п. 3 Методических рекомендаций заключение медицинской организации о необходимости лечения или медицинской реабилитации ребенка составляется в произвольной форме с проставлением ее штампа или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяется личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медорганизации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.

Обращаем внимание на то, что обучение ребенка, находящегося на лечении в медицинском стационаре кратковременно (менее 21 дня), осуществляется образовательной организацией по месту жительства, обучающимся которой он является (п. 3 Методических рекомендаций).

При этом если краткосрочное лечение ребенка в медицинском стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении ребенка в различных медицинских организациях, осуществляющих лечение, реабилитацию и санаторно-курортное лечение, или на дому, то его обучение может быть организовано по одной из моделей организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, с учетом преемственности и взаимодействия образовательных организаций, участвующих в организации обучения такого ребенка.

В пункте 4 Методических рекомендаций в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ разъяснено, что образовательная деятельность (в том числе образовательная деятельность организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей) подлежит лицензированию. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности на территории медицинских организаций.

Образовательная деятельность, осуществляемая образовательной организацией с обучающимися, находящимися на длительном лечении, на дому, не требует внесения изменений в уже действующую лицензию на образовательную деятельность.

Организация обучения детей в условиях медицинского стационара основывается на заключении договора между медицинской и образовательной организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ о сетевой форме реализации образовательных программ (п. 3 Методических рекомендаций).

При обучении ребенка в условиях медицинского стационара образовательная организация по его месту жительства обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение.

Согласно п. 5 Методических рекомендаций право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний, либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок.

В последнем случае после выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения.

Обучение ребенка.

Учебная нагрузка

Индивидуальный учебный план, расписание занятий, необходимые для реализации образовательной программы (п. 6 Методических рекомендаций):

Режим и продолжительность занятий определяются психофизическим состоянием ребенка с учетом рекомендаций лечащего врача, а также актуальными познавательными возможностями и ограничениями жизнедеятельности обучающегося.

Наиболее популярной организацией процесса обучения детей, находящихся на длительном лечении, является классно-урочная система обучения, при которой обучающиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени, причем все обучающиеся работают над усвоением одного и того же материала по расписанию.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки на обучающихся установлен:

Формы обучения и организации образовательного процесса.

В Письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 сказано, что для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрены, например, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение уроков в школе).

Об актуальности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сказано в Методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (приложены к Письму Минобрнауки РФ от 10.12.2012 № 07-832).

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816.

Справка об обучении и аттестация.

В пункте 9 Методических рекомендаций сказано, что по окончании длительного лечения госпитальная школа выдает обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией, с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету.

Эта справка обязательна к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.

Образовательная организация по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в госпитальной школе, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.

Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации (п. 8 Методических рекомендаций).

Согласно п. 10 Методических рекомендаций проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы основного и среднего общего образования в медицинских организациях или на дому, обеспечивает уполномоченный орган исполнительной власти в сфере образования того субъекта РФ, на территории которого находится медицинская организация или проживает ребенок, нуждающийся в длительном лечении.

Пунктом 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018) и п. 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018) предусмотрено проведение государственной итоговой аттестации в медицинских организациях, на дому. При этом основанием для организации экзамена является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

В Письме Минобрнауки РФ от 20.04.2018 № 08-1051 «Об организации пункта проведения экзаменов на дому» разъяснено, что для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций ПМПК. На основании представленных документов орган управления в сфере образования обеспечивает организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также все специальные условия, указанные в заключении ПМПК.

Выводы.

Появление документа, содержащего рекомендации по организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, можно только приветствовать, поскольку он:

Надеемся, что вслед за данным документом появятся официальные разъяснения и уточнения контролирующих органов по соответствующим вопросам. 


[1] Утверждены Минздравом РФ 17.10.2019, Минпросвещения РФ 14.10.2019.

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».