Автор: Данченко С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

10 сентября 2021 года Банк России опубликовал критерии, которые позволят банкам выявлять платежные инструменты (платежные карты и электронные кошельки), используемые теневым бизнесом – незаконными онлайн-казино, организаторами финансовых пирамид, нелегальными форекс-дилерами, криптовалютными интернет-обменниками. Так сказано в официальном релизе мегарегулятора.

Но непосредственно в Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц, утвержденных ЦБ РФ 06.09.2021 № 16-МР, речь идет о необходимости повышенного внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц. В связи с чем, даже если гражданин не является участником перечисленных структур, у него есть риск попасть в зону пристального внимания банка. Как этого избежать?

Опасения мегарегулятора

К сожалению, теневой бизнес в России был, есть и в ближайшем будущем будет. Мегарегулятор борется с ним своими методами.

По мнению Банка России, участники теневого бизнеса осуществляют прием платежей от граждан (физических лиц, пользующихся такими услугами) и выплаты не со своих расчетных счетов, а с подконтрольных им банковских карт и электронных кошельков, зачастую оформленных на подставных физических лиц. При этом по таким платежным инструментам не оплачиваются повседневные покупки, коммунальные и прочие услуги, но в то же время с помощью данных карт проводятся необычные по частоте совершения и суммам операции.

Для автоматизированной обработки значительного по объему потока платежей нелегальный бизнес применяет специальные программные модули, которые подключаются к интернет-страницам кредитных организаций с услугами по переводу денег (P2P-сервисов, используемых добросовестными физическими лицами для переводов типа «с карты на карту», «с кошелька на кошелек» и т. д.).

Банк России исходит из того, что переводы в адрес нелегальных структур связаны с высокими рисками потери денег и вовлечения граждан в мошеннические схемы. Мегарегулятор рекомендует кредитным организациям оперативно выявлять подозрительные карты и кошельки и применять в отношении подобных инструментов противолегализационные меры. Банкам следует также обеспечить необходимую защиту P2P-сервисов, чтобы их нельзя было использовать для проведения подозрительных операций.

Методические рекомендации Банка России

В Методических рекомендациях сказано, что в результате осуществления надзорных мероприятий Банком России выявляются случаи использования недобросовестными участниками хозяйственной деятельности услуг кредитных организаций по переводу денежных средств, электронных денежных средств между физическими лицами с применением платежных карт, иных электронных средств платежа (во всех возможных комбинациях применения электронных средств платежа, например переводы типа «с карты на карту», «с кошелька на кошелек», «со счета абонента оператора связи на кошелек или карту» и др.), предоставляемых посредством Интернета. Цель данных манипуляций – легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, осуществление незаконной предпринимательской деятельности, иные противоправные цели, в частности цели, связанные с обеспечением расчетов теневого игорного бизнеса (создание незаконных онлайн-казино и проведение незаконных онлайн-лотерей), нелегальных участников финансового рынка (в том числе лиц, незаконно предлагающих услуги форекс-дилеров, организаторов финансовых пирамид), а также совершение операций в криптовалютных обменниках.

В указанных целях недобросовестные участники хозяйственной деятельности могут использовать платежные карты (иные электронные средства платежа), оформленные на подставных физических лиц (дропов), а также онлайн-сервисы с применением не принадлежащего кредитной организации специального программного обеспечения, которое в автоматическом режиме заполняет необходимые данные для осуществления перевода денежных средств, электронных денежных средств.

Банк России рекомендует кредитным организациям при реализации процедур внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма следующее:

  • проводить анализ обращений к онлайн-сервисам и обновлять их;

  • выявлять банковские счета, оформленные на физических лиц, соответствующие установленным критериям;

  • принимать меры по отношению к таким клиентам.

Анализ обращений к онлайн-сервисам

Кредитным организациям, предоставляющим онлайн-сервисы для перевода физическими лицами денежных средств, электронных денежных средств, рекомендуется:

  • реализовывать меры по анализу обращений к функционалу онлайн-сервисов (например, с помощью логирования данных на веб-сервере, цифрового отпечатка устройства, внешних и внутренних сервисов веб-аналитики и др.), осуществлять их постоянное обновление и совершенствование;

  • использовать протоколы обмена информацией, предусматривающие дополнительные меры аутентификации пользователя (например, MirAccept 2.0);

  • принимать меры, направленные на недопущение использования онлайн-сервисов посредством роботизированного заполнения платежных инструкций, в том числе реализуя решения по распознаванию действий пользователя – физического лица (например, reCAPTCHA, Invisible reCAPTCHA и др.), а также предусматривать постоянное изменение и совершенствование указанных мер;

  • обеспечивать возможность дополнительного подтверждения плательщиком номера счета (идентификатора) получателя при заполнении платежных инструкций;

  • реализовывать меры по выявлению в Интернете неправомерного упоминания и (или) использования онлайн-сервисов и электронных средств платежа кредитной организации, в том числе с указанием на наличие возможности их применения для осуществления расчетов с недобросовестными участниками хозяйственной деятельности.

Кроме того, банки должны будут регулярно (не реже одного раза в течение шести месяцев) проводить оценку эффективности реализуемых мероприятий по недопущению использования онлайн-сервисов с применением специального программного обеспечения и по результатам оценки при необходимости обеспечивать актуализацию названных мероприятий.

Критерии операций, требующих повышенного внимания

Банк России разработал следующие критерии для банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц и используемых посредством онлайн-сервисов для осуществления расчетов с другими физическими лицами:

  • необычно большое количество контрагентов – физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например более 10 в день, более 50 в месяц;

  • необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами – физическими лицами, например более 30 операций в день;

  • значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например более 100 000 руб. в день, более 1 млн руб. в месяц;

  • короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);

  • в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);

  • в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10 % от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;

  • операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);

  • совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адреса, цифрового отпечатка устройства и др.), используемом разными клиентами – физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

В зону повышенного внимания банков попадут банковские счета и электронные средства платежа, открытые на физических лиц, которые одновременно соответствуют двум и более приведенным признакам.

Отметим, что Банк России разработал достаточно конкретные критерии – с четкими и понятными границами.

И что самое важное, вызвать интерес у банка могут и законопослушные граждане. Например, то, что человек не оплачивает коммунальные платежи банковской картой, – весьма распространенное явление, так как не все владеют недвижимостью. Да и платить можно с другой карты (сейчас у многих есть несколько карт). Это означает, что один критерий уже есть. Что же касается второго, то и его найти будет несложно. Например, под большим количеством контрагентов – физических лиц понимается более 10 в день или более 50 в месяц. То есть, если гражданин на работе собирает деньги на юбилей коллеге и ему пришло в день около 30 – 40 переводов, к тому же он не оплачивает коммунальные платежи по карте, он сразу должен вызвать повышенный интерес со стороны банка.

Меры, которые должны принимать банки при выявлении соответствующих критериям банковских счетов

При выявлении банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц, соответствующих приведенным критериям, рекомендуется предпринять следующие меры.

Во-первых, банкам следует обратить повышенное внимание на операции таких клиентов – физических лиц.

Во-вторых, банки должны рассматривать соответствующие операции на предмет наличия подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В случае наличия таких подозрений им следует реализовать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. То есть банки при возникновении вопросов к совершаемым операциям должны их заблокировать.

В-третьих, в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на указанных основаниях банк должен рассмотреть вопрос о реализации предусмотренного п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

При принятии решений по сомнительным операциям физических лиц банки могут руководствоваться в отношении таких клиентов рекомендациями, содержащимися в Письме ЦБ РФ от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)». В этом документе банкам советуют включать в договоры пункт о праве кредитной организации после предварительного предупреждения отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций. При этом кредитным организациям следует принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.

И еще один момент, на который хотелось бы обратить особое внимание. Банк России призывает проводить названные выше мероприятия по оперативному выявлению сомнительных операций с учетом рекомендаций, изложенных в его следующих информационных письмах:

  • от 30.05.2019 № ИН-06-59/46 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых»;

  • от 19.12.2019 № ИН-014-12/94 «Об использовании физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», своих текущих банковских счетов для получения денежных средств в виде профессиональных доходов».

В этих письмах речь идет о работе банков с самозанятыми гражданами, применяющими специальный налоговый режим – НПД. Банк России указывает, что для данной категории налогоплательщиков не установлена необходимость использования конкретных видов банковских счетов. Применение такими физическими лицами своих текущих банковских счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства РФ.

В целях обеспечения условий для работы самозанятых граждан Банк России ориентирует кредитные организации на необходимость учитывать вышеуказанную информацию для недопущения принятия необоснованных решений об отказах от проведения операций по текущему банковскому счету только по причине поступления на данные счета денежных средств в виде профессиональных доходов физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.

* * *

Банк России разработал рекомендации для банков по выявлению сомнительных операций физических лиц с применением платежных карт, иных электронных средств платежа. Указанные меры направлены на защиту интересов потребителей и сокращение подозрительных операций.

Банкам рекомендовано использовать в работе восемь критериев. При соответствии двум из них банк должен уделить повышенное внимание таким счетам и заблокировать операции по ним. При наличии двух и более приостановленных операций за календарный год будет стоять вопрос о расторжении договора банковского счета с клиентом.

Можно предположить, что теперь количество приостановленных операций, а также заблокированных счетов может увеличиться, но осуществлять данные действия банки продолжат. Под удар в первую очередь могут попасть индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане и физические лица, которые совершают операции на теневом рынке.

Но даже те физические лица, которые не делают ничего противозаконного, могут вызвать интерес у банка, не зря Банк России особо напоминает о самозанятых.

Чтобы избежать блокировки счетов, надо изучить разработанные критерии и принять превентивные меры, если физическое лицо имеет реальные шансы попасть в зону повышенного внимания со стороны банка.

А если счет заблокировали, то, как и раньше, банк запросит подтверждающие документы и объяснения по данной транзакции. В этом случае физическому лицу придется доказывать, что он не осуществляет ничего противозаконного.