Автор: Семенов М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Совсем недавно Минкомсвязь и ФСБ утвердили типовые требования к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий (Приказ № 391, № 437 от 01.08.2017). Что же это за документ и как он должен применяться операторами связи в своей повседневной деятельности? Какие финансовые показатели затрагивает выполнение названного плана?

Главный для операторов Закон о связи возлагает на организации, оказывающие услуги связи, немало обязанностей. Одна из них – содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. А началось все с Указа Президента РФ от 01.09.1995 № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств». Документом было закреплено, что оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ), сопряженные с подключением к станционной аппаратуре предприятий связи (объекты связи), в интересах органов, осуществляющих ОРМ, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов ФСБ. При отсутствии у последних на объектах связи оперативно-технических возможностей эти мероприятия проводятся органами внутренних дел, в том числе в интересах иных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

К сведению: развитие оперативно-технических возможностей на объектах связи должно осуществляться органами федеральной службы безопасности или органами внутренних дел Российской Федерации при долевом финансировании других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Не секрет, что отношения у операторов связи со спецслужбами сложились уже давно, однако эти отношения непростые, в первую очередь для самих операторов, которые не только должны содействовать силовикам, но и заботиться о необходимом техническом оснащении сетей связи для проведения ОРМ. В Законе о связи есть отдельная ст. 64, во исполнение которой Правительством РФ утвержден порядок взаимодействия операторов связи с государственными органами, осуществляющими ОРМ или обеспечение безопасности РФ (Постановление от 27.08.2005 № 538).

В документе сказано, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения ОРМ и устанавливаемым Минкомсвязью по согласованию с ФСБ. Данные требования утверждены несколькими приказами: от 16.01.2008 № 6, от 27.06.2016 № 285.

Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора производится в соответствии с разработанным ФСБ совместно с оператором планом мероприятий по внедрению технических средств (план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. При вводе в эксплуатацию новых средств связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи орган ФСБ совместно с оператором принимает решение о разработке нового плана.

Как видим, этот план является достаточно важным документом, устанавливающим обязанности оператора связи и подразумевающим определенные действия.

Требования к составлению плана в новой редакции

План разрабатывается в срок до трех месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган ФСБ. Сам план составляется в трех экземплярах, один из которых остается у оператора, другой передается в Роскомнадзор, а последний отправляется в территориальное управление ФСБ. Выделим основную информацию, указываемую в этом плане СОРМ (Приказ Минкомсвязи РФ № 391, ФСБ РФ № 437 от 01.08.2017).

Как видим, требований предостаточно, поэтому прежде, чем утвердить план мероприятий совместно с уполномоченным органом, оператору связи нужно запланировать в деятельности компании все вышеуказанные мероприятия и назначить ответственных лиц, которые проследят за соблюдением установленных в плане сроков.

К плану мероприятий прилагаются схема построения сети связи оператора; план нумерации, используемый в сети связи оператора; копия договора, регулирующего взаимоотношения операторов связи. План мероприятий утверждается руководителем или иным уполномоченным им лицом взаимодействующего с оператором связи подразделения уполномоченного органа и руководителем оператора связи.

На заметку: план мероприятий оператора для сети местной телефонной связи по согласованию с уполномоченным органом может предусматривать использование для проведения ОРМ на данной сети технических средств присоединяющего оператора.

Разработке плана по внедрению средств ОРМ предшествует обращение оператора связи в орган ФСБ в 60-дневный срок с даты получения им лицензии. К плану мероприятий прилагаются: копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг связи; схема построения сети оператора; план нумерации, используемый в сети связи оператора. В итоге разработка плана СОРМ связана с выполнением лицензионных условий, которое обязан контролировать Роскомнадзор.

И еще: ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Роскомнадзором и оператором. По сути, указанный акт является документом, подтверждающим выполнение условий о реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ и обеспечения безопасности на сети электросвязи в соответствии с планом СОРМ. Таким образом, оператор как обладатель лицензии на оказание тех или иных услуг связи должен иметь план СОРМ и акт ввода в эксплуатацию технических средств. Отсутствие данных документов может расцениваться как нарушение лицензионных требований.

За чей счет «прослушиваются» абоненты?

Ответ на этот вопрос важен со всех точек зрения. С одной стороны, Закон о связи обязывает операторов обеспечивать реализацию установленных требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ уполномоченными органами. В рамках реализации указанного требования действует отдельный порядок взаимодействия операторов с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности. С другой стороны, Закон об оперативно-розыскной деятельности к расходным обязательствам Российской Федерации относит обеспечение деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Но ни последним законом, ни каким-либо иным нормативным актом не предусмотрена обязанность УФСБ вводить в эксплуатацию технические средства для проведения ОРМ на сети оператора связи.

На основании сказанного можно заключить, что возложение на оператора обязанности по выполнению работ по организации линий связи между узлом сети связи оператора и пунктом управления уполномоченного органа не противоречит законодательству. А значит, финансирование мероприятий по организации взаимодействия с ФСБ осуществляется за счет оператора, который, в свою очередь, включает данные затраты в себестоимость услуг связи, и в конечном итоге все оплачивают абоненты. Если бы финансирование шло через бюджет, для этого тоже использовались бы средства граждан, являющихся абонентами операторов связи.

Приведем еще один аргумент в пользу того, что абоненты прослушиваются уполномоченными органами за счет вносимых ими же средств на свои лицевые счета. Одним из условий осуществления деятельности в сфере оказания различных услуг связи, услуг по передаче данных является обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ. При этом такие требования включены в условия осуществления деятельности в соответствии с выданными оператору лицензиями. Значит, требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ расцениваются как лицензионные условия. Как правило, выполнение данных требований является условием осуществления деятельности хозяйствующего субъекта, сама же деятельность финансируется за счет поступлений от покупателей (заказчиков). Следовательно, связанные с проведением рассматриваемых мероприятий затраты должны учитываться как расходы по обычным видам деятельности, относимые в уменьшение выручки от оказания услуг.

Как учитывать технические средства?

Эти средства обеспечивают передачу на пульт управления ФСБ различной информации об абонентах оператора (об их местонахождении, о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов). Технические средства для проведения ОРМ в сети связи оператора отвечают всем критериям признания в составе объектов ОС. Причем не менее важно определиться с инвентарным объектом. Сами технические средства могут включать в себя несколько составляющих, которые работают как единое целое для выполнения установленных действий при проведении ОРМ. К техническим средствам может быть отнесено и соответствующее программное обеспечение, настроенное согласно плану СОРМ (Постановление АС ЦО от 28.09.2016 № Ф10-3488/2016).

В итоге весь комплекс технических средств для реализации плана СОРМ может быть признан единым инвентарным объектом ОС, для которого бухгалтеру следует установить срок полезного использования исходя из срока службы основной ее составляющей (главного блока или узла системы технических средств).

Корреспонденция счетов оператора связи по учету системы технических средств такова:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отраженно приобретение технических средств для выполнения требований плана СОРМ

08

60

Отражены работы по установке и настройке технических средств в целях выполнения плана СОРМ*

08

60

Оплачены купленные средства и выполненные работы

60

51

Система средств СОРМ введена в эксплуатацию в составе отдельного объекта ОС

01

08

Начислена амортизация по данному виду оборудования**

23, 25

02

* Произведенные расходы на настройку эксплуатируемых технических средств плана СОРМ квалифицированы нами как капитальные затраты, увеличивающие стоимость всего комплекса средств плана СОРМ.

** Начисляемая по техническим средствам плана СОРМ амортизация отнесена нами в состав косвенных затрат, не связанных непосредственно с оказанием услуг связи. Для этого может быть выбран один из указанных счетов учета: вспомогательных затрат или общепроизводственных расходов (в зависимости от учетной системы). Использование счета учета расходов основного производства не совсем корректно, и не только потому что теоретически оказывать услуги связи можно и без технических средств плана СОРМ на сетях связи. Данные затраты по своей сути ближе к условно-постоянным (косвенным), чем к условно-переменным расходам (прямым), так как величина этих затрат мало зависит от объема оказываемых абонентам услуг.

К сведению: перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством РФ, включает в себя оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, позволяющее выполнять установленные действия при проведении ОРМ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 № 09АП-11312/2017).

Обязанность по обеспечению соответствия используемого на сетях (узлах) связи оборудования требованиям законодательства, в том числе в части обеспечения взаимодействия с органами ФСБ, возложена на операторов связи, а не на производителей оборудования (Постановление АС ПО от 08.02.2017 № Ф06-17795/2017).

Как оператору связи можно все упростить?

Оказывается, для этого присоединяемому оператору достаточно использовать технические средства для проведения ОРМ присоединяющего оператора связи. У последнего, как правило, есть возможность не только присоединить сеть другого оператора, но и предоставить свои технические средства для выполнения установленных требований отраслевого законодательства.

План мероприятий оператора для сети местной телефонной связи по согласованию с уполномоченным органом может преду­сматривать использование для проведения ОРМ на данной сети технических средств для проведения ОРМ присоединяющего оператора, обеспечивающих реализацию требований к сети и средствам связи для проведения ОРМ на присоединяемой сети, в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • узел связи присоединяемой сети местной телефонной связи выполняет функции только оконечного узла связи;

  • сеть местной телефонной связи присоединяемого оператора должна присоединяться к телефонной сети связи общего пользования только через один оконечно-транзитный или транзитный узел связи присоединяющего оператора;

  • оператор присоединяемой сети местной телефонной связи должен обеспечить прохождение всего трафика от абонентов (к абонентам) своей сети через технические средства для проведения ОРМ присоединяющего оператора связи;

  • наличие технической возможности и согласие присоединяющего оператора с прохождением всего трафика присоединяемой сети через свои технические средства для проведения ОРМ;

  • согласование уполномоченным органом списка предоставляемых оператором присоединяемой сети местной телефонной связи услуг дополнительных видов обслуживания;

  • техническая возможность проведения ОРМ на присоединяемой сети местной телефонной связи с использованием технических средств для проведения ОРМ присоединяющего оператора связи должна быть отражена в акте ввода в опытную эксплуатацию системы ОРМ присоединяемого оператора по результатам приемо-сдаточных испытаний.

Как видим, требований не так уж много, при этом самое главное – договориться операторам о совместном использовании технических средств для реализации плана СОРМ. К указанному плану в обязательном порядке прикладывается копия договора, регулирующего взаимоотношения операторов связи (присоединяющего и присоединяемого). Очевидно, что названные отношения подразумевают возмездность, то есть оплату одним оператором предоставленных другим технических средств и иного необходимого оборудования. Как квалифицировать данные отношения?

У операторов связи на этот счет есть хороший пример (аналог). Речь идет об услуге, которая именуется арендой каналов связи. По своей правовой природе такое заключенное между операторами соглашение является договором возмездного оказания услуг с элементами договора аренды. Речь идет о смешанном договоре, содержащем две стандартные правовые конструкции. Хотя на первый взгляд может показаться, что аренда каналов связана лишь с арендой имущества, это не совсем так. Ведь присоединяющий оператор не только предоставляет технические средства, но и осуществляет их эксплуатацию в своей сети и в сети связи присоединяемого оператора.

К договору возмездного оказания услуг применяются правила, установленные гл. 39 ГК РФ, независимо от того, как стороны назвали договор. Приоритет данной правовой конструкции (возмездного оказания услуг) над арендными отношениями. Другой вопрос, что по ценообразованию будет преобладать методика расчета платы за аренду имущества, в частности за технические средства для проведения ОРМ в сетях связи. Здесь нужно знать, что арендная плата является договорной ценой (не регулируемой государством), за исключением случаев, когда действующее законодательство устанавливает иное. А иного отраслевым законодательством в сфере связи не предусмотрено. При этом при равных условиях арендная плата, предъявляемая различным арендаторам, должна быть одинаковой. В противном случае к оператору могут быть предъявлены претензии по нарушению антимонопольного законодательства.

Следует также определиться с бухгалтерским учетом. Для этого можно воспользоваться международной методологией учета, описанной МСФО (IFRS) 17 «Аренда». Предоставление технических средств для проведения ОРМ в сетях связи является примером операционной аренды. Ведь сами технические средства – элементы сети связи, которая является собственностью оператора, именно сеть связи приносит ему основные выгоды от использования. Присоединяемый оператор непосредственно не получает выгоды от предоставления ему технических средств для проведения ОРМ.

В итоге у присоединяемого оператора корреспонденция счетов будет такая:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены расходы по договору с партнером за предоставленные им технические средства

23, 25

60

Оплачены услуги партнера – присоединяющего оператора

60

51

У присоединяющего оператора корреспонденция счетов по учету технических средств, используемых как им самим, так и присоединенным оператором, будет аналогична рассмотренной ранее (с отражением в составе объектов ОС системы технических средств по плану СОРМ) с дополнением доходов, полученных от партнера.

* * *

В завершение скажем несколько слов об ответственности. Требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ прописаны в Перечнях лицензионных условий для многих компаний, оказывающих услуги связи. Лицензиат обязан реализовать устанавливаемые органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. За нарушение требований к сетям связи для проведения ОРМ привлечь можно любого оператора, а если им не будут предприняты меры, то контролирующий орган вправе будет приостановить действие лицензии и тем самым бизнес оператора будет вне закона.