Автор: Демидов Г. И., эксперт журнала

Журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение" № 4/2020

Роскомнадзор на своем официальном сайте 12.03.2020 опубликовал Методические рекомендации по порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, а также Методические рекомендации по порядку ввода в эксплуатацию сетей электросвязи, расположенных на территории нескольких субъектов РФ (далее – Методические рекомендации). О том, какой порядок действий операторов связи и территориальных органов Роскомнадзора предложило ведомство при вводе в эксплуатацию сетей (фрагментов сетей) электросвязи, в том числе расположенных на территории нескольких субъектов РФ, читайте в статье.

Методические рекомендации подготовлены на основании Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 26.08.2014 № 258 (далее – Требования).

Положения Требований распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования. Сеть электросвязи вводится в эксплуатацию:

  • либо в целом;

  • либо отдельными фрагментами, которыми являются ее части, образованные средством связи или линией связи и единовременно вводимые в эксплуатацию.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» даны следующие определения:

  • сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;

  • средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями;

  • линии связи – линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Транспортные сети представляют собой линии передачи, которые обеспечивают организацию цифровых сетевых трактов и каналов с использованием оборудования цифровых систем передачи синхронной цифровой иерархии (SDH) и оборудования спектрального уплотнения каналов (WDM, DWDM).

Состав вводимой в эксплуатацию сети электросвязи или фрагмента данной сети определяет оператор связи.

К сведению

Требования не распространяются на ввод в эксплуатацию физических цепей и сооружений связи, включая ее линейно-кабельные сооружения.

Операторы связи один раз в год не позднее 1 марта представляют по запросу Россвязи информацию:

  • о технологических возможностях сетей связи;

  • о перспективах развития сетей связи;

  • о средствах и линиях связи по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года.

К сведению

Порядок представления перечисленной информации и ее состав приведены в приложении 1 к Требованиям. Россвязь обеспечивает доступ к этой информации Роскомнадзору, а также уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Требованиями предусмотрено, что оператор связи обязан направлять в Роскомнадзор письменные уведомления в двух случаях:

1) при начале работ в случае создания сети (фрагмента сети) электросвязи на территории нескольких субъектов РФ (п. 4 Требований). При этом руководителем Роскомнадзора или лицом, исполняющим его обязанности, территориальный орган Роскомнадзора назначается головным по вводу сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию, на который возлагается обязанность по общей координации работ;

2) при вводе в эксплуатацию сети электросвязи (п. 14 Требований). Уведомление направляется в течение 10 рабочих дней после ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора, на подведомственной территории которого размещается эта сеть (ее фрагмент).

Рекомендации по порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию транспортной сети (ее фрагментов) с использованием оборудования SDH, WDM, DWDM. Данные линии (транспортные сети), которые по определению являются частями сетей электросвязи, подлежат вводу в эксплуатацию либо в составе сети электросвязи, либо в качестве отдельного фрагмента сети электросвязи с участием представителей Роскомнадзора в случае, если эти сети являются сетями электросвязи, указанными в п. 8 Требований, то есть если они относятся к сетям:

  • междугородной и международной телефонной связи;

  • фиксированной зоновой телефонной связи;

  • местной телефонной связи проектной емкостью 3 000 номеров и выше;

  • подвижной радиосвязи;

  • подвижной радиотелефонной связи;

  • подвижной спутниковой радиосвязи;

  • передачи данных проектной скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше;

  • для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, за исключением распределительных систем кабельного телевизионного вещания проектной емкостью до 2 500 абонентских подключений.

Ввод в эксплуатацию транспортных сетей связи, предназначенных исключительно для оказания услуг по предоставлению каналов связи, и возможность отнесения их к сетям передачи данных. Положения Требований распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования (ССОП).

К сведению

ССОП включает в себя телефонные сети связи (определяемые и не определяемые географически) и сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (сети передачи данных, телеграфные сети связи и сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) (п. 2 – 5 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 № 161).

Линии передачи, предназначенные для оказания услуг по предоставлению каналов связи, обеспечивают организацию цифровых сетевых трактов и каналов с использованием оборудования цифровых систем передачи плезиохронной (синхронной) цифровой
иерархии (PDH/SDH), оборудования спектрального уплотнения каналов (CWDM, DWDM, HDWDM).

Такие линии передачи не могут быть отнесены к сетям передачи данных (сети ПД). Дело в том, что нормативные правовые акты в области связи не содержат системного определения понятия «сеть передачи данных». При этом из взаимосвязанного толкования нормативных правовых актов в области связи следует, что сеть ПД – это совокупность узлов связи, обеспечивающих коммутацию пакетов информации, и каналов передачи данных. Сеть ПД имеет присоединение к ССОП и в соответствии с установленными протоколами передачи данных обеспечивает обмен пакетами информации между абонентскими терминалами, подключенными абонентскими линиями к узлам связи.

К сведению

Линии передачи, предназначенные исключительно для оказания услуг по предоставлению каналов связи (транспортные сети), не подпадают под действие пп. «ж» п. 8 Требований и вводятся в эксплуатацию оператором связи самостоятельно без участия представителей Роскомнадзора.

Установление проектной скорости передачи данных в сети передачи данных (пп. «ж» п. 8 Требований). Нормативные правовые акты в области связи не устанавливают требования к построению сетей ПД, в связи с чем операторы связи могут применять различные сетевые архитектуры.

К сведению

Как указано в Письме Роскомнадзора от 27.03.2015 № 07ИО-28054 «О разъяснении отдельных положений Приказа Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258», классическая архитектура сетей ПД предусматривает три ключевых уровня иерархической структуры: уровень ядра сети (Core Level), уровень агрегации (распределения) (Distribution Level), уровень доступа (Access Level).

Ядро сети обеспечивает маршрутизацию трафика как внутри сети ПД, так и при межсетевом взаимодействии с ССОП, в связи с чем проектной скоростью передачи данных сети ПД является величина скорости, которая суммарно обеспечивается внешними интерфейсами оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации ядра сети, используемыми для присоединения к ССОП.

В случае если проектная скорость передачи данных сети ПД составляет 10 Гбит/с и выше, то есть для присоединения к ССОП (к Интернету) используется оборудование с портами Ethernet 10G, ввод в эксплуатацию такой сети осуществляется с участием представителей Роскомнадзора.

Повторный ввод в эксплуатацию ранее введенных сетей связи. В Требованиях отсутствуют положения, которыми была бы установлена обязанность оператора связи направлять в территориальный орган Роскомнадзора уведомление о вводе в эксплуатацию сетей электросвязи, введенных в эксплуатацию в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Требований. В связи с этим у операторов связи отсутствует необходимость повторного ввода в эксплуатацию тех сетей электросвязи, которые уже были введены в эксплуатацию в соответствии с Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Мин­связи РФ от 09.09.2002 № 113.

Ввод в эксплуатацию АСР. Автоматизированные системы расчетов (АСР) представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные для следующих целей (п. 2 Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных Приказом Мининформсвязи РФ от 26.08.2014 № 73):

  • обеспечение автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи;

  • информационная поддержка проведения взаиморасчетов между операторами связи;

  • предварительная обработка исходной информации об оказанных услугах связи.

На основании приведенных понятий и определений АСР не относятся ни к техническим, ни к программным средствам, используемым для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи, ни к техническим и программным средствам, используемым при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Следовательно, положения Требований не распространяются на ввод в эксплуатацию АСР.

К сведению

АСР в соответствии с п. 19 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.07.2009 № 532, должна иметь сертификат соответствия системы сертификации в области связи.

Рекомендации по порядку действий при вводе в эксплуатацию сетей (фрагментов сетей) электросвязи, расположенных на территории нескольких субъектов РФ

После того как оператор связи направил в центральный аппарат Роскомнадзора письменное уведомление о начале работ по вводу в эксплуатацию сетей, руководитель Роскомнадзора (или лицо, исполняющее его обязанности) распоряжением назначает один из территориальных органов Роскомнадзора головным по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, располагающейся на территории нескольких субъектов РФ. Распоряжение о назначении одного из территориальных органов Роскомнадзора головным направляется:

  • оператору связи;

  • во все территориальные органы Роскомнадзора, на подведомственной территории которых планируется создание сети электросвязи (ее фрагмента).

На головной территориальный орган Роскомнадзора возлагается обязанность по общей координации работы представителей территориальных органов Роскомнадзора, на подведомственной территории которых будет находиться (находится) вводимая в эксплуатацию сеть (фрагмент сети) электросвязи.

Оператор связи должен:

  • уведомить головной территориальный орган Роскомнадзора о формировании приемочной комиссии;

  • запросить назначение представителя этого органа для включения в состав приемочной комиссии, в которую от головного территориального органа
    Роскомнадзора может, как правило, предлагаться только один представитель. В отдельных случаях по решению головного территориального органа Роскомнадзора в состав приемочной комиссии по согласованию с оператором связи могут предлагаться представители других территориальных органов ведомства.

В свою очередь головной территориальный орган Роскомнадзора обязан:

  • осуществить регистрацию уведомления;

  • определить требуемое количество специалистов в создаваемой в головном территориальном органе Роскомнадзора рабочей группе, необходимость и степень участия специалистов территориальных органов ведомства в других субъектах РФ в составе рабочей группы. Если это необходимо, для участия в работе приемочной комиссии может создаваться рабочая группа из представителей головного территориального органа Роскомнадзора и других территориальных органов ведомства;

  • назначить представителя головного территориального органа Роскомнадзора для работы в приемочной комиссии и в течение пяти рабочих дней направить оператору связи предложения о включении в состав приемочной комиссии представителя с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии).

Для уточнения состава специалистов, включаемых в рабочую группу, головной территориальный орган Роскомнадзора при необходимости может запросить у оператора связи дополнительные сведения о подготовленной к вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи: виды услуг, для предоставления которых предназначена сеть или ее фрагмент, местоположение сети, данные о размещении элементов сети и др.

К сведению

Копию приказа о назначении приемочной комиссии оператор связи должен направить в головной территориальный орган Роскомнадзора. После ее получения приемочная комиссия оператора связи может начать работу.

В рамках общей координации работ головной территориальный орган Роскомнадзора информирует соответствующие территориальные органы Роскомнадзора о начале работы приемочной комиссии и рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора, а также определяет порядок взаимодействия специалистов, участвующих в этой работе.

К сведению

Приказ о проведении работ по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи издается в каждом территориальном органе Роскомнадзора, специалисты которого участвуют в этих работах и входят в состав рабочей группы.

Головной территориальный орган Роскомнадзора письменно информирует оператора связи о направлении специалистов рабочей группы на места для участия в работе по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи и составе рабочей группы, а оператор связи обеспечивает возможность их работы на местах.

Специалисты рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора на местах проводят проверку полноты представления оператором связи необходимых документов, изучают и анализируют их, оценивают соответствие сети (фрагмента сети) электросвязи указанным документам и ее готовность к оказанию услуг связи.

В перечень документов, представляемых оператором связи для рассмотрения в приемочную комиссию, входят (приложение 1 к Методическим рекомендациям):

  • проектная документация на вводимую в эксплуатацию сеть (фрагмент сети) электросвязи;

  • копии свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств (при наличии данных средств);

  • копии договоров о присоединении к другим сетям электросвязи;

  • копии документов, подтверждающих выделение ресурсов нумерации;

  • перечень используемых средств связи с указанием наименования типа и номера сертификата соответствия на средства связи или декларация о соответствии средств связи;

  • акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети (фрагменте сети) электросвязи. По согласованию с органом ФСБ допускается вместо акта ввода в эксплуатацию направление утвержденного плана по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети (фрагменте сети) электросвязи. В этом случае направляется также составленное на бумажном носителе в свободной форме письменное подтверждение выполнения оператором связи утвержденного плана мероприятий на дату представления его в приемочную комиссию, подписанное руководителем территориального управления ФСБ.

Для оценки готовности сети электросвязи к оказанию услуг связи территориальным органом Роскомнадзора проводится проверка (приложение 2 к Методическим рекомендациям):

  • соответствия назначения применяемых средств связи условиям применения, указанным в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии средств связи;

  • наличия резервных автономных источников питания, обеспечивающих при нарушении внешнего электроснабжения функционирование средств связи, входящих в состав узлов связи, точек присоединения сети связи, базовых станций фиксированного абонентского доступа, а также базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи и сети подвижной радиосвязи, не менее четырех часов при нагрузке, соответствующей часу наибольшей нагрузки;

  • наличия предусмотренных нормативными правовыми актами в области связи присоединений вводимых в эксплуатацию сетей электросвязи к соответствующим сетям электросвязи;

  • обеспечения соединения узлов связи сетей подвижной радиосвязи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной спутниковой радиосвязи и местной телефонной связи с узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб.

По результатам указанных работ специалисты рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора, не являющихся головными, формируют письменное сообщение, содержащее выводы о возможности ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, а при наличии обоснованных возражений – мотивированное заключение с обоснованием невозможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи и с ссылками на нормативные правовые акты в области связи.

К сведению

Письменное сообщение по системе электронного документооборота Роскомнадзора за подписью руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа Роскомнадзора направляется в головной территориальный орган Роскомнадзора.

Головной территориальный орган ведомства на основании результатов собственных работ и с учетом письменных сообщений территориальных органов делает выводы о возможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, а при наличии обоснованных возражений – формирует обобщенное мотивированное заключение с обоснованием невозможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи и ссылками на нормативные правовые акты в области связи.

При наличии выводов о возможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи представитель головного территориального органа Роскомнадзора – член приемочной комиссии подписывает акт о вводе сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении 2 к Требованиям, в связи с чем оператор связи по своему усмотрению вправе использовать иную форму акта, в том числе форму первичной учетной документации КС-14, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а.

К сведению

Акт является документом, предназначенным в том числе для зачисления технических средств сети (фрагмента сети) электросвязи в состав основных фондов (основных средств) оператора связи, поэтому не допускается внесение в акт дополнительных записей, ограничивающих срок эксплуатации сети (фрагмента сети) электросвязи сроком действия лицензий на оказание услуг связи, для оказания которых эта сеть (ее фрагмент) предназначена.

При наличии обоснованных возражений против ввода в эксплуатацию:

  • представитель головного территориального органа Роскомнадзора – член приемочной комиссии направляет обобщенное мотивированное заключение должностному лицу оператора связи, назначившему приемочную комиссию, в течение 10 рабочих дней со дня, назначенного комиссией для приемки сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию;

  • оператор связи после получения обобщенного мотивированного заключения определяет меры к устранению выявленных недостатков и назначает дату повторной приемки в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, о чем информирует головной территориальный орган Роскомнадзора.

Датой ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи считается дата утверждения акта.