ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительством утверждены Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 года №580 «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»).

В связи с упразднением Федерального агентства по сельскому хозяйству Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23 марта 2006 года №157 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федерального агентства по сельскому хозяйству», которое внесло поправки в данные правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций.

Государственным заказчиком по организации создания и использования федерального продовольственного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определено Минсельхозом Российской Федерации.

Минсельхоз Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам определяет уровни цен, при достижении которых проводятся государственные закупочные и товарные интервенции.

Размер платы за услуги по хранению сельскохозяйственной продукции определяется ежегодно Минсельхозом Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Объемы осуществления государственных закупочных и товарных интервенций определяются Минсельхозом Российской Федерации.

Гражданско-правовые основы договоров по закупке сельхозпродукции

Основанием для закупки продукции у сельхозпроизводителей является договор купли – продажи, заключенный с производителями сельхозпродукции.

Договором определяются условия поставки. Например, договором по закупке хлебопродуктов у их производителей, условиями поставки являются: количество, ассортимент, качество, цена за тонну, способ доставки и скидки.

На договорных условиях хлебоприемные предприятия производят закупку муки, крупы, комбикормов и других видов хлебопродуктов у предприятий, производящих эту продукцию, а зерно - у других хлебоприемных предприятий и по импорту.

Порядок оформления договоров по закупке сельхозпродукции

Договор контрактации.

Договор контрактации является одним из видов договора купли-продажи. Отношения по договору регулируются специальным параграфом «Контрактация» главы 30 ГК РФ.

По договору контрактации, согласно пункту 1 статьи 535 ГК РФ, производитель сельхозпродукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами параграфа 5 главы 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 524 ГК РФ), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 – 534 ГК РФ).

Существенным условием договора контрактации является информация о количестве и ассортименте сельхозпродукции, подлежащей передаче заготовителю. Также в договоре контрактации указывается цена сельхозпродукции, качество, место и сроки передачи сельхозпродукции, права и обязанности сторон, а также ответственность сторон договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Продавцом по договору контрактации является производитель сельхозпродукции - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующее собственную сельхозпродукцию.

Покупатель по договору контрактации – это заготовитель, ведущий предпринимательскую деятельность по закупке продукции для ее продажи или переработки. Заготовитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Предмет договора контрактации.

Предметом договора контрактации является самостоятельно выращенная сельхозпродукция или сельхозпродукция, произведенная сельхозяйственным производителем, не подвергнутая промышленной переработке.

Зерно, овощи, фрукты - примеры самостоятельно выращенной производителем сельхозпродукции. Молоко, живой скот, птица, рыба – сельхозпродукция, произведенная сельхозпроизводителем.

При заключении договора контрактации необходимо учитывать особенности предмета договора – сельскохозяйственной продукции. В первую очередь то, что в силу своих физико-химических свойств сельскохозяйственная продукция подвержена естественной убыли, порче и гибели.

Особенности сельскохозяйственной продукции не только влияют на формирование условий об ассортименте продукции, цене и количестве. Особенности данного предмета договора должны найти отражение на специальных условиях: о сроке исполнения договора, нормах естественной убыли и других. Кроме того, особенности сельскохозпродукции должны быть учтены при приемке, хранении, транспортировке продукции, при затаривании и упаковке.

Договором контрактации может быть предусмотрена, например, поставка молока покупателю, а по заявке продавца – поставка покупателем обрата. В договоре может быть предусмотрен, например, пункт о расчете за полученный обрат молоком.

Обязанности по договору контрактации.

Обязанности производителя и заготовителя по договору контрактации прописаны в ГК РФ. Отметим, что договором контрактации может быть установлено иное.

Обязанности заготовителя предусмотрены статьей 536 ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 536 ГК РФ, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

Пунктом 2 статьи 536 ГК РФ предусмотрено: в случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

Также договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (пункт 3 статьи 536 ГК РФ).

Заготовитель несет ответственность за нарушение сроков оплаты полученной сельхозпродукции. В договоре контрактации ответственность заготовителя должна быть оговорена в виде штрафов и пеней за несвоевременную оплату. Например, в Указе Президента Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» установлено, что за несвоевременную оплату произведенной и поставленной сельхозпродукции покупатели уплачивают пени в пользу поставщика в размере 1 процента от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа.

Заготовитель не сможет взыскать с сельхозпроизводителя неустойку за отказ от передачи продукции, если условие о предоплате является существенным в договоре контрактации. Об этом говорит следующий пример из судебной практики.

Пример 1.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2003 года по делу №Ф08-1316/2003.

Заготовитель не произвел предоплату сельхозтоваропроизводителю, то есть не выполнил существенное условие договора контрактации. Суд постановил, что неисполнение заготовителем условия о предоплате лишает права на взыскание с производителя неустойки за отказ от передачи сельхозпродукции.

Окончание примера.

Статьей 537 ГК РФ предусмотрена обязанность производителя: передать заготовителю выращенную (произведенную) сельхозпродукции в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.

Рассмотрим ответственность сторон по договору контрактации на примере из судебной практики. Продавец осуществил поставки зерна покупателю по договорам контрактации на общую сумму 506500 рублей. Покупатель оплатил продавцу зерна 10 000 рублей. В результате задолженность составила 496500 рублей.

Продавец обратился в суд о взыскании задолженности по договорам контрактации. Покупатель утверждает, что от продавца были получены семена ячменя низкого качества. Поэтому настаивает на том, что оплату следует производить из расчета 1700 рублей за тонну, а не 5000 рублей за тонну, как это предусмотрено договором контрактации с продавцом семян.

Низкое качество поставленных семян не было доказано покупателем, поэтому суд правомерно взыскал с ответчика задолженность по договорам контрактации.

Пример 2.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2006 года №А33-29411/05-Ф02-2306/06-С2 по делу №А33-29411/05.

ЗАО «МалКор» обратилось с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (СХПК) о взыскании 496500 рублей - задолженности по договорам контрактации.

По условиям договора контрактации продавец - ЗАО «МалКор» - обязался передать в собственность покупателя семена овса «Сельма» IV репродукции, а покупатель СХПК обязался принять товар и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.

В пункте 2.1 договора предусмотрено, что продавец обязан отгрузить покупателю семена овса в количестве 50 тонн при показателях качества: всхожесть 74%, чистота 3 класса.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 стоимость товара определяется сторонами в размере 5000 рублей за тонну, а покупатель обязуется произвести оплату за товар в срок до 1 декабря 2004 года.

В соответствии с пунктом 3.3 продавец обязуется произвести отгрузку товара в срок до15 мая 2004 года.

В пункте 4.2 договора стороны установили, что в случае просрочки сроков оплаты (после 1 декабря 2004 года) продавец имеет право изменить цену товара по сложившимся ценам на момент оплаты.

Во исполнение договора продавец 29 мая 2004 года передал покупателю семена овса в количестве 42,05 тонны на общую сумму 210250 рублей.

ЗАО «МалКор» и СХПК 7 февраля 2004 года заключили между собой второй договор, согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя семена ячменя сорта «Ача» II репродукции, а покупатель обязался принять товар и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.

Согласно пункту 2.1 договора, продавец обязан отгрузить покупателю семена в количестве 60 тонн при показателях качества: всхожесть - 88%, чистота соответствует 3 классу, а покупатель обязан оплатить товар в порядке и в сроки, предусмотренные договором.

В пунктах 3.1, 3.2, 3.3 договора стороны определили стоимость товара в размере 5000 рублей за тонну семян и срок оплаты товара до 1 августа 2004 года, а продавец обязался произвести отгрузку товара в срок до 15 мая 2004.

В случае просрочки оплаты в пункте 4.2 договора предусмотрено условие о том, что в случае просрочки сроков оплаты (после 01.12.2004), продавец имеет право изменить цену товара по сложившимся ценам на момент оплаты.

Во исполнение второго договора с мая по июнь 2004 года продавец передал покупателю семена ячменя в количестве 59,25 тонны на общую сумму 296250 рублей.

На оплату поставленной продукции истец выставил ответчику счет на сумму 506500 рублей.

СХПК перечислил ЗАО «МалКор» сумму 10000 рублей.

В связи с тем, что ответчик имеет задолженность за поставленные ему семена, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями о взыскании долга.

В ходе дела ответчик утверждал, что он получил от истца семена ячменя в количестве 59,25 тонны, но данные семена не соответствуют ГОСТу, в связи с чем оплату следует производить из расчета 1700 рублей за тонну. В подтверждение низкого качества семян ячменя (в том числе всхожесть 40%) ответчик представил удостоверение о качестве, выданное Иланским районным филиалом Госсеминспекции.

В соответствии с Правилами проведения сравнительных анализов семян сельскохозяйственных растений в спорных случаях, утвержденными Приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 6 октября 1999 года №689, проведение сравнительных анализов посевных качеств семян в спорных случаях осуществляется по заявлению поставщика или потребителя, и их проводят аккредитованные органы по сертификации семян по поручению Государственной семенной инспекции Российской Федерации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Арбитражный суд Красноярского края сделал обоснованный вывод о том, предоставленное покупателям семян удостоверение о качестве семян не может служить доказательством некачественности полученных от истца в июне 2004 года семян ячменя.

Исследовав в совокупности все представленные в дело доказательства, Арбитражный суд Красноярского края пришел к правомерному выводу о недоказанности ответчиком некачественности и нестандартности поставленных семян.

Суд правомерно взыскал с покупателя задолженность по договорам контрактации.

Окончание примера.

Особенностью договора контрактации является то, что производство сельхозяйственной продукции находится в зависимости от различных случайных факторов: погодные условия, вредители растений, заболевание скота или птицы и прочее. Поэтому производитель освобождается от ответственности по поставке сельхозпродукции при условии отсутствия его вины (статья 538 ГК РФ). При этом сельхозпроизводитель должен доказать, что его вина отсутствует. Приведем пример из судебной практики.

Пример 3.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №А33-7805/04-С1-Ф02-88/05-С2.

Производителю зерновых культур причинены убытки от потери урожая зерновых, вызванного засухой. Сельхозпроизводитель в этом случае доказал, что его вины в этом нет. Поэтому производитель зерновых культур за непоставку зерна заготовителю ответственности не несет.

Окончание примера.

Сельхозпроизводитель будет нести ответственность, если не докажет в суде почему он не смог исполнить обязательства по поставке.

Пример 4.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2004 года по делу №А52-3059/2003/1.

У сельхозпроизводителя из-за неблагоприятных погодных условий погибло не все количество засеянной пшеницы и производитель не представил доказательств, что он не мог исполнить обязательство за счет урожая пшеницы с оставшейся площади. Поэтому в этом случае сельхозпроизводитель несет ответственность по договору контрактации.

Окончание примера.

Сельхозпроизводитель будет нести ответственность, если при заключении договора контрактации известно об ожидаемых неблагоприятных погодных условиях.

Пример 5.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2004 года по делу №А52-3059/2003/1.

Суд установил, что в момент заключения договора контрактации производитель уже знал о неблагоприятных погодных условиях и предполагаемом снижении урожая. В ходе судебного заседания вина производителя установлена, и он понес ответственность за непоставку сельхозпродукции по договору контрактации.

Окончание примера.

Особенности бухгалтерского учета в организациях, осуществляющих закупку, хранение и отпуск сельхозпродукции

Минсельхозом Российской Федерации в 2003 году утверждены «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях» (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с государственными нормативными актами, касающимися вопросов бухгалтерского учета, учетной политики, на основании НК РФ и с учетом поправок к главе 25 НК РФ. Методические рекомендации разработаны с учетом отраслевых особенностей ведения бухгалтерского учета при многообразии условий деятельности хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий системы хлебопродуктов.

Методические рекомендации разработаны для предприятий, осуществляющих закупку хлебопродуктов, хранение и отпускающих хлебопродукты федерального и регионального фондов.

Хлебопродукты федерального и регионального фондов предприятиями отгружаются, отпускаются покупателям на основании нарядов (приказов) организаций, ведающих этими фондами. Отпуск, отгрузка хлебопродуктов из коммерческих ресурсов производится самостоятельно предприятием, имеющим такие ресурсы.

В Методических рекомендациях приведен порядок поступления хлебопродуктов в порядке закупки их у сельхозпроизводителей.

Поступающее на предприятие зерно взвешивается на автомобильных весах, результаты взвешивания записываются в журнал (форма №ЗХС-28), а по окончании суток на каждую культуру составляется реестр накладных по форме №ЗХС-3 с определением качества по среднесуточному образцу или реестр по форме №ЗХС-4 на принятое зерно с определением качества каждой отдельной партии.

На основании реестров накладных выписываются приемные квитанции по форме №ПК-9 или №ПК-10 по закупкам в федеральный или региональный фонды с пометкой в верхнем правом углу «Федеральный фонд», «Региональный фонд». Поступление зерна в коммерческие ресурсы, на давальческую переработку и обмен оформляется выпиской приходной квитанции по форме №13.

Стоимость поступивших хлебопродуктов определяется в реестрах накладных формы №ЗХС-3 и №ЗХС-4 и приемных квитанциях по формам №ПК-9, №ПК-10 и №13 исходя из зачетного веса и цены, установленной договором, с добавлением других платежей или удержанием расходов, предусмотренных договором, с добавлением НДС.

Зачетный вес устанавливается путем определения процента зачетного веса. Для этого из 100 процентов вычитается процент скидки по влажности и сорной примеси, после чего физический вес умножается на процент зачетного веса и делится на 100.

Пример 6.

Принято 10000 кг пшеницы мягкой с повышенной влажностью на 3,5% и повышенной сорной примесью на 1,7%.

В этом случае общая скидка составит 5,2% (3,5 + 1,7) и процент зачетного веса равняется (100 - 5,2) = 94,8%. Зачетный вес равен (10000 х 94,8) / 100 = 9480 кг.

Окончание примера.

Разработка первичных документов и учет поступления хлебопродуктов должны обеспечить накопление учетных данных, необходимых для:

- своевременного составления оперативного отчета о поступлении хлебопродуктов в зачетном и физическом весе;

- проверки со складскими отчетами физического веса принятых за день хлебопродуктов, обозначенных в приемных квитанциях;

- определения стоимости поступивших культур;

- проверки полноты и правильности денежных расчетов с поставщиками;

- составления годового отчета о закупках в федеральный и региональный фонды;

- контроля за использованием приемных квитанций как бланков строгой отчетности.

Этим целям служат журналы, которые приводятся в Методических рекомендациях с примером их заполнения.

В Методических рекомендациях освещаются особенности методики ведения бухгалтерского учета в организациях системы хлебопродуктов, которые не освещены в методических указаниях Минфина и Минсельхоза Российской Федерации. В частности, такие, как порядок закупки и учета зерна и продуктов его переработки; учет затрат на приемку, хранение, сушку, очистку; вопросы реализации хлебопродуктов и учет оказываемых услуг на хлебоприемных предприятиях; формирование и учет затрат на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции и другое.

Сопровождающим документом при поставке сельхозпродукции железнодорожным или водным транспортом является железнодорожная или водная накладная. При поступлении груз взвешивается получателем на вагонных или иных весах. При выявлении отклонений веса, определенного при взвешивании, от веса, указанного в железнодорожной или водной накладной, органами транспорта составляется соответствующий документ (коммерческий акт, акт общей формы) или делается отметка в железнодорожной или водной накладной.

После приема груза материально-ответственное лицо выписывает на поступившие грузы приемный акт по форме №14 при многовагонном поступлении или приемный акт по форме №15 при одновагонном поступлении груза и при отчете представляет их в бухгалтерию.

Расчеты с поставщиками производятся по договорной цене за физический вес без каких-либо скидок или надбавок.

Методические рекомендации содержат примеры заполнения журнала поступления хлебопродуктов и тары.

Излишки, выявленные при инвентаризации и периодических зачистках всех мест хранения, приходуются по среднесложившейся цене по дебету субсчета 41-1 «Товары на складе» в корреспонденции с кредитом счета 99 «Прибыли и убытки».

Как указано в Методических рекомендациях, к числу излишков хлебопродуктов при хранении относятся также собранные сметки зерна, муки, крупы. Сметки приходуются по цене возможной их реализации на основании акта, подписанного руководителем предприятия, заместителем руководителя по качеству, заведующим лабораторией и заведующим складом. В акте указывается вид и сорт муки, крупы и зерна, от которых образовались сметки, причины их образования и лица, виновные в этом.

Если излишек используется на перекрытие неоправданной недостачи, составляется счетная проводка, которая применяется при перекрытии одноименных, а также менее ценных культур:

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в сумме, числящейся на субсчете 73-2.

Если излишком перекрывается неоправданная недостача более ценной культуры (например, излишком ячменя недостача пшеницы), то недостача перекрывается только в пределах недостачи пшеницы по цене ячменя (например, недостача пшеницы 5 тонн стоимостью 5000 рублей, излишки ячменя 10 тонн стоимостью 6000 рублей, то зачтено может быть только 5 тонн стоимостью 3000 рублей).

Хлебопродукты федерального и регионального фондов предприятиями отгружаются, отпускаются покупателям на основании нарядов (приказов) организаций, ведающих этими фондами. Отпуск, отгрузка хлебопродуктов из коммерческих ресурсов производится самостоятельно предприятием, имеющим такие ресурсы.

Хлебопродукты, отгруженные (отпущенные) покупателям со складов предприятий, списываются на основании отгрузочных документов (квитанций железных дорог - при отгрузке железнодорожным транспортом и товарно-транспортных накладных - при отпуске на месте). Списание отгруженных (отпущенных) хлебопродуктов производится по среднесложившейся цене каждой культуры, сорта за данный месяц, которые определяются на основе данных по количеству и стоимости остатков на начало месяца и количеству и стоимости поступивших в данном месяце.

Разработка документов осуществляется в «Журнале отгрузки и реализации хлебопродуктов».

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».