Автор: Влад О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» эксперимент по взиманию курортного сбора завершается 31.12.2022. Законодатели указали, что взимание курортного сбора в целом дало положительный эффект. Так, за период 2018–2021 годов по результатам эксперимента было собрано в Алтайском крае 115,6 млн руб., Краснодарском крае 538,1 млн руб. и Ставропольском крае 904,5 млн руб. При этом размер курортного сбора составлял не более 50 руб. в сутки с человека. Указанные средства были направлены на создание и реконструкцию курортной инфраструктуры. Согласно проекту федерального закона № 202320-8, внесенному в ГД РФ 29.09.2022, всем регионам предлагается с 01.01.2023 предоставить право вводить туристический сбор.

Величина туристического сбора

В законопроекте указано, что размер туристического сбора не может превышать 100 руб. Его можно будет дифференцировать в зависимости:

  • от сезона (в том числе снижен до 0 руб.);

  • от времени пребывания плательщика туристического сбора в объекте размещения;

  • от значения курорта в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;

  • от места нахождения территорий муниципальных образований, федеральных территорий, в которых вводится туристический сбор.

Плательщики туристического сбора

В качестве таковых предложено считать физических лиц, достигших совершеннолетия и проживающие в объектах размещения более 24 часов.

В статье 6 законопроекта приведен перечень лиц, освобождаемых от уплаты сбора. Среди них:

  • инвалиды войны, инвалиды I и II групп;

  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;

  • лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

  • малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом № 178-ФЗ, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в субъекте РФ;

  • лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта РФ, в котором введен туристический сбор;

  • лица, постоянно работающие на территории субъекта РФ, в котором введен туристический сбор, на основании трудового договора или служебного контракта;

  • лица, имеющие место жительства на территории региона, в котором введен туристический сбор;

  • лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории субъекта РФ, в котором введен туристический сбор.

Порядок исчисления туристического сбора

Законопроектом предусмотрено, что сумма туристического сбора, подлежащая уплате, будет исчисляться как произведение количества дней фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения и соответствующего размера сбора. При определении количества дней проживания не нужно учитывать дни заезда в объект размещения и выезда из него. Сумма туристического сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Туристический сбор предлагается взимать не позднее момента выезда из объекта размещения.

Повторное взимание туристического сбора за один и тот же период проживания на территории муниципального образования, федеральной территории, в которых введен туристический сбор, не допускается.

Порядок уплаты и перечисления туристического сбора

Законопроектом определено, что туристический сбор зачисляется в бюджет соответствующего субъекта РФ в отношении средств, собранных с территорий муниципальных образований, на территории которых введен туристический сбор. Туристический сбор зачисляется в бюджет федеральной территории в отношении средств, собранных с федеральной территории, на территории которой введен туристический сбор.

Оператор туристического сбора перечисляет сбор в бюджет по истечении срока фактического проживания плательщика туристического сбора в объекте размещения в соответствии с территориальной расположенностью объекта размещения.

При перечислении сбора оператором в бюджет комиссионное вознаграждение кредитными организациями не взимается. При перечислении плательщиками туристического сбора денежных средств в счет уплаты сбора на расчетный счет оператору комиссионное вознаграждение кредитными организациями также не взимается. Оператор туристического сбора при взимании его у плательщика обязан выдать последнему документ, подтверждающий факт уплаты сбора.