ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Иногда строительным организациям приходится приостанавливать работы и консервировать объекты, причиной может послужить нехватка денег, несоответствие строящегося объекта современным требованиям, банкротство инвестора и так далее.

Решение о консервации строящегося объекта принимает заказчик. Это решение он оформляет приказом или распоряжением, где должны быть указаны сроки, в которые будет:

·  разработана документация, необходимая для консервации;

·  проведена инвентаризация недостроенного объекта строительства.

Заказчик, после принятия решение о консервации, обязан уведомить об этом подрядчика, оплатить подрядчику все выполненные работы; возместить ему расходы, вызванные консервацией.

На практике, как правило, все работы связанные с консервацией, выполняет подрядчик. Поэтому заказчику необходимо согласовать с ним смету на строительно-монтажные, ремонтные и восстановительные работы, а также на охрану объекта.

Перед тем как начать консервацию недостроенного объекта, необходимо провести инвентаризацию. В состав комиссии по проведению инвентаризации входят представители генподрядчика, субподрядчиков, а также проектной организации. Комиссия составляет инвентаризационные описи с указанием наименования объекта, его элементов (например, этажей здания), которое решено законсервировать, стадии, на которой находятся строительно-монтажные работы по этому объекту.

Инвентаризационная комиссия должна проверить:

·  в каком состоянии находятся строительные объекты, которые должны быть законсервированы;

·  нет ли оборудования, которое было передано в монтаж, но так и осталось не смонтированным.

Иногда комиссия выявляет завышение или занижение стоимости работ, причины которого могут быть различными, например:

·  неправильно применены сметные нормы и расценки, поправочные коэффициенты пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен и другие нормативы, из которых складывается договорная цена строительной продукции;

·  в стоимость выполненных работ вошли расходы, не относящиеся к строительству (например, затраты на покупку оборудования, устранение дефектов оборудования, на пусконаладочные работы и так далее);

·  в расчетных документах искажены данные об объемах строительно-монтажных работ.

После инвентаризации описи передают в бухгалтерию заказчика и подрядной строительной организации, чтобы в учет были внесены необходимые исправления.

Заказчик и подрядчик должны документально оформить решение законсервировать строящийся объект. В течение месяца со дня принятия такого решения им следует подписать Акт о приостановлении строительства, который составляется по форме КС-17, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», в двух экземплярах: первый передается подрядчику, второй - заказчику (застройщику). В акте указывают:

·  договорную (сметную) стоимость работ;

·  сметную стоимость работ, которая выполнена на данный момент;

·  расходы, которые понес застройщик к моменту, как были приостановлены работы;

·  затраты, необходимые для консервации и охраны строительства.

Для получения необходимой информации о затратах заказчик, подрядчик и проектная организация составляют специальный перечень работ и затрат, согласно которому проектная организация разрабатывает смету консервации и охрану строительного объекта.

На основании сметы подрядчик будет выполнять строительно-монтажные работы, которые будут оговорены в дополнительном соглашении к генеральному договору подряда на капитальное строительство. Дополнительным соглашением устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов, указывают сроки, в которые подрядной организации возместят убытки.

В Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденном Письмом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №160, сказано, что затраты на консервацию не включаются в стоимость строящегося объекта. Как правило, их не предусматривают в сводных сметных расчетах. Положение по учету долгосрочных инвестиций рекомендует заказчику вести учет таких затрат на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств» к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». А на основании Плана счетов бухгалтерского учета данные затраты являются внереализационными, их следует отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В данной ситуации лучше руководствоваться Планом счетов.

Заказчик не только несет расходы по консервации объекта, но и оплачивает содержание недостроенного объекта (охрану, освещение и тому подобное), эти расходы также следует отражать на счете 91.

Пример 1.

В мае прошлого года ООО «Луна» (заказчик) заключило с ООО «Строй подряд» (подрядчиком) договор на строительство офиса. Однако в январе текущего года из-за нехватки денег заказчик вынужден был приостановить строительство и законсервировать объект. ООО «Луна» заказало проектной организации документацию, необходимую для консервации офиса. За услуги проектной организации заплатили 12 000 рублей (в том числе НДС – 1 831 рубль).

Согласно дополнительному соглашению ООО «Стой подряд» проводит работы по консервации незавершенного строительства офисного помещения. Затраты подрядчика на эти работы составили 150 000 рублей (в том числе НДС - 22 881 рубль). Кроме того, ООО «Луна» уплатило подрядчику 100 000 рублей за нарушение условий договора подряда. На содержание законсервированного цеха ООО «Луна» ежемесячно тратило 60 000 рублей (заработная плата сторожей с учетом единого социального налога).

Заказчик отражает затраты на консервацию цеха следующими проводками:

Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
91-2
60
10 169
отражены затраты на подготовку сметной документации по консервации здания цеха
19
60
1 831
учтен НДС по затратам на подготовку сметной документации
91-2
60
127 119
отражены расходы по оплате работ подрядчика по консервации здания цеха
19
60
22 881
учтен НДС по расходам по консервации
60
51
162 000
оплачены счета проектной организации и подрядчика (150 000 рублей + 12 000 рублей)
68-1
19
24 712
отнесен па расчеты с бюджетом НДС (22 881 рублей + 1 831 рублей)
91-2
51
100 000
уплачен штраф ООО «Строй подряд» за нарушение условий договора подряда
91-2
70 (69)
60 000
начислена заработная плата сторожам, охраняющим законсервированный объект, и единый социальный налог

В налоговом учете затраты на консервацию и содержание такого объекта отражаются как внереализационные расходы. На основании пункта 9 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на их сумму.

Окончание примера.

Строительство офиса подрядчик может вести поэтапно. Пока он не сдаст построенный объект, затраты на отдельные этапы своих работ он учитывает на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». После того как этап завершен, затраты на него списывают со счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Далее этап работ сдают заказчику. При этом подрядчик делает записи на счетах реализации, так как право собственности на работы переходит к заказчику.

Если строительство ведется в один этап, то все расходы по выполнению строительно-монтажных работ учитывают на счете 20 «Основное производство».

Независимо от того, каким способом ведется строительство, расходы по его консервации подрядчик отражает на счетах по учету затрат на строительство. Оплата же за работы, которые подрядчик выполнил в процессе консервации, включается в общий объем СМР и является его выручкой.

Пример 2.

ООО «СУ-4» заключило с заказчиком договор на строительство гаража. Предусмотрено два этапа работ. Общая стоимость работ-1860000 рублей (включал НДС - 283729 рубля):

- I этап - 837000 рублей (в том числе НДС - 127678 рублей);

- II этап - 1023000 рублей (в том числе НДС - 156051 рубль).

ООО «СУ-4» выполнило первый этап работ и сдало их заказчику. Первый этап стоил подрядчику 600000 рублей. Заказчик оплатил эти работы и решил законсервировать строительство гаража. Выручка ООО «СУ-4» за работы по консервации составила 45 000 рублей (в том числе НДС - 6 864 рубля), а затраты на эти работы - 30 000 рублей. Согласно дополнительному соглашению заказчик возмещает ООО «Спец строй» ущерб в сумме 57 300 рублей и выплачивает штраф за то, что были нарушены условия договора, - 37 000 рублей. Для целей налогообложения ООО «СУ-4» исчисляет НДС «по отгрузке».

В бухгалтерском учете подрядчика выполнение первого этапа строительно-монтажных работ отражается такими проводками:

Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
62
46
837 000
Отражена договорная стоимость первого этапа строительно-монтажных работ
46
90-1
837 000
Отражена выручка от реализации первого этапа работ, принятых заказчиком
90-3
68-1
127 678
Начислен НДС со стоимости первого этапа работ
90-2
20
600 000
Списаны затраты, относящиеся к первому этапу работ
90-9
99
109 322
Отражен финансовый результат от сдачи первого этапа строительно-монтажных работ (837000 рублей - 127678 рублей – 600000 рублей)
51
62
837 000
Оплачен заказчиком первый этап строительно-монтажных работ

Выполнение работ, связанных с консервацией гаража, в бухгалтерском учете ООО «Спец строй» отразит следующим образом:

Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
62
90-1
45 000
Отражена выручка от реализации работ по консервации гаража
90-3
68-1
6 864
Начислен НДС со стоимости работ по консервации гаража
90-2
20
30 000
Списаны затраты, относящиеся к работам по консервации гаража
90-9
99
8 136
Отражен финансовый результат от сдачи работ по консервации гаража (45 000 рублей - 6 864 рубля - 30 000 рублей)
51
62
45 000
Оплачены заказчиком работы по консервации гаража
Возмещенный ущерб и полученный штраф бухгалтер ООО «Спец строй» отразится следующим образом:
51
91-1
94 300
Учтены в составе внереализационных доходов компенсация за ущерб и штраф за нарушение условий договора подряда
91-2
68-1
14 385
Начислен НДС с компенсации за ущерб и со штрафа за нарушение условий договора подряда (94 300 рублей х 18% : 118%)

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в строительных организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Строительство».

Автор статьи консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.

Тел./факс (095 ) 937- 34 -51 (многоканальный) E-mail: aev@interkom.omsktele.com  сайт www.rosec.ru
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Тел./Fax: (095) 937-3451 (многоканальный) Internet: www.rosec.ru