Андрей Приходько, руководитель департамента
налогового и финансового консалтинга
АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в журнале "Главбух" №1, 2009

Приказ Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н. Зарегистрирован Минюстом России 24 ноября 2008 г. № 12717. Вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года.

С отчетности за этот год введено в действие ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». В основу нового ПБУ легли правила IAS 11 «Договоры подряда». Однако следует признать, что «копия» не во всем соответствует «оригиналу». Кроме того, не внесены предполагавшиеся одновременно с поправками в «строительное» ПБУ изменения в План счетов, а также в ПБУ 9/99.

ПБУ 2/2008 применяется вместо утратившего силу ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». И если старое ПБУ устанавливало правила бухучета операций застройщиков и подрядчиков при капитальном строительстве, то новый документ касается более широкого круга компаний.

Так, под его действие подпадают не только организации, выступающие в качестве подрядчиков в договорах строительного подряда, но и организации, оказывающие услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом. Кроме того, если организация выполняет работы по реконструкции, модернизации, ремонту основных средств, по их ликвидации (разборке), то она тоже должна отражать свои операции в соответствии с новым ПБУ.

В то же время, несмотря на такой обширный список лиц, обязанных применять новый стандарт, в этот перечень не вошли организации-застройщики. Для них осталось только Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). Также ПБУ 2/2008 не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Кроме того, новое положение нужно применять, только если выполняется одно из условий:

– срок договора строительного подряда составляет более одного отчетного года;

– сроки начала и окончания строительства попадают на разные отчетные годы.

Что подлежит учету

Бухучет доходов, расходов и финансовых результатов теперь должен вестись раздельно в разрезе каждого исполняемого договора. ВЫНОС 2 А в ряде случаев организации обязаны вести раздельный учет по отдельным объектам. Например, в ситуации, когда договором предусмотрено строительство комплекса объектов. Если на каждый объект есть техническая документация и может быть достоверно определены доходы и расходы, то при строительстве каждого объекта должен быть организован отдельный учет.

Комментирует Игорь СУХАРЕВ, управляющий партнер Бухгалтерского методологического центра:

– В тексте нового ПБУ многократно используется понятие «техническая документация», которое не имеет специальной расшифровки. В общем смысле под технической документацией понимаются документы, на основании которых непосредственно происходит процесс строительства и иных смежных работ. При этом, как правило, техническая документация есть не только на каждый объект строительства, но и на каждый элемент объекта: конструктивные элементы, коммуникации, электропроводку, лифтовое, газовое оборудование и т.д., вплоть до дверных ручек и выключателей.

Получается, что условие ПБУ 2/2008 об отдельном учете объекта, если на него есть техническая документация, бессмысленно, поскольку выполняется практически всегда для любой детализации проектов. Вместе с тем это условие почему-то подменило собой два других, присутствующих в аналогичной норме IAS 11: наличие отдельного предложения на сооружение каждого объекта и обособленность переговорного процесса с возможностью принятия и отклонения условий по каждому объекту. Этих условий в ПБУ 2/2008 нет.

Учет доходов и расходов

По новым правилам доходы и расходы по договорам строительного подряда нужно признавать на основе ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Но, разумеется, с учетом соответствующей специфики, о которой речь пойдет ниже.

Доходы. Главное нововведение – поэтапное признание выручки подрядчиков вне зависимости от формального графика подписания актов сдачи-приемки с заказчиком.

При этом в ПБУ 2/2008 сказано, что величина выручки, определенная в общем порядке, должна корректироваться, на отклонения или изменения в стоимости работ. Как сказано в новом ПБУ, такие отклонения могут быть, в частности, обусловлены выполнением работ, более сложных по сравнению с предусмотренными в технической документации, либо не предусмотренных в ней вовсе.

Комментирует Игорь СУХАРЕВ, управляющий партнер Бухгалтерского методологического центра:

– На мой взгляд, термин «техническая документация» и в этом случае используется некорректно. Ведь вполне резонно возникают сомнения, имеет ли право строительная организация вообще проводить работы не в соответствии с технической документацией. В этом случае нарушаются параметры безопасности конструкций или иные нормативы, соблюдение которых предусмотрено законодательством. На практике как раз может оказаться, что работы проведены в точном соответствии с технической документацией, но состав этих работ оказался иным, чем был определен сторонами при установлении параметров сделки. Именно о таких отклонениях по смыслу должна идти речь в ПБУ 2/2008, а не об отклонениях от технической документации.

Кроме того, выручка может корректироваться и в других случаях. Скажем, на суммы поощрительных платежей, выплачиваемых организации дополнительно сверх сметы по условиям договора, например, за сокращение сроков строительства. Либо на суммы, которые заказчик возмещает подрядчику в случае превышения сметы.

Расходы. Что же касается расходов по договору, то, согласно ПБУ 2/2008, они подразделяются на прямые, косвенные и прочие. ВЫНОС 3 Кроме того, новый стандарт выделяет в отдельную категорию расходы, непосредственно связанные с подготовкой и подписанием договора.

К прямым расходам в целях нового ПБУ относятся, например, зарплата строителей, стоимость МПЗ, использованных в процессе строительства, и т. д. Кроме того, к прямым расходам относятся так называемые «предвиденные расходы», которые возмещаются заказчиком по условиям договора. Такие расходы принимаются к учету двумя способами:

– по мере того, как они возникают в процессе выполнения работ по строительству;

– за счет резерва на покрытие предвиденных расходов, если их можно достоверно определить.

Комментирует Игорь СУХАРЕВ, управляющий партнер Бухгалтерского методологического центра:

– В пункте 12 ПБУ 2/2008 названы только два признака признания предвиденных расходов: согласие заказчика их возместить, предусмотренное договором, и возможность достоверно их определить. В подавляющем большинстве случаев этим условиям соответствуют все расходы, которые планируются при заключении договора подряда. Организация может признавать подобные расходы путем создания резерва. Получается, что все расходы по договору подряда можно признать немедленно после его заключения. Такой порядок учета явно противоречит целям самого ПБУ. В связи с этим целесообразность прописанной нормы непонятна. Этот пункт является явным отступлением от требований МСФО, поскольку в международных стандартах возможностей для создания подобных резервов ни в каких случаях не предусмотрено.

К косвенным расходам относится часть общих затрат организации на исполнение договоров. Это, например, зарплата административно-хозяйственного персонала, иные общехозяйственные расходы. Косвенные расходы нужно распределять по разным договорам. Подробных рекомендаций, как это делать, ПБУ 2/2008 не содержит. Таким образом, организации придется самостоятельно разработать свой способ и закрепить его в учетной политике.

Учет финансового результата

С 2009 года при подсчете прибыли или убытка можно использовать только один способ – «по мере готовности». ВЫНОС 4 ПБУ 2/94 позволяло использовать два способа:

– доход по стоимости работ по мере их готовности;

– доход по стоимости объекта строительства.

Комментирует Елена КОРНЕТОВА, ведущий консультант ООО «ФинЭкспертиза»:

– Надо сказать, что возможность определять выручку способом «по мере готовности» сама по себе не является новацией, так как уже давно установлена пунктом 13 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Однако детальный порядок учета выручки в соответствии с данным способом отсутствовал. Новое ПБУ устранило этот пробел для договоров строительного подряда. Остальным организациям в отсутствие каких-либо установленных правил при признании выручки остается ориентироваться на тот же подход.

ПБУ 2/2008 содержит детальное описание способа «по мере готовности». Выручка и расходы по договору определяются исходя из того, какая часть работ завершена на отчетную дату. И доходы, и расходы признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы вне зависимости от того, предъявлены ли эти работы к оплате заказчику.

Признанная выручка учитывается до полного завершения работ или этапа как отдельный самостоятельный актив – «не предъявленная к оплате начисленная выручка». Следует отметить, что в действующем Плане счетов бухгалтерского учета не предусмотрено счета для учета подобных активов, хотя такие изменения и предполагались. На наш взгляд, наиболее подходящим вариантом будет использование соответствующего субсчета к счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Если в соответствии с договором организация может выставлять заказчику промежуточные счета на оплату выполненных работ, то выручка списывается с этого субсчета на дебиторскую задолженность по мере предъявления таких счетов.

При этом в бухгалтерском балансе нужно показать разницу между двумя показателями. А именно не предъявленную к оплате выручку, которая признана в отчете о прибылях и убытках за предыдущие и текущий отчетные периоды, нужно сравнить с величиной начисленной выручки по предъявленным к оплате промежуточным счетам. Возникшая разница отражается:

– в качестве актива как не предъявленная к оплате начисленная выручка (если разница положительная);

– в качестве обязательства как задолженность перед заказчиками (если разница отрицательная).