ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Вышеназванное конституционное положение нашло свое отражение в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), в которой закреплено, что за исключением случаев предусмотренных федеральным законом не допускается:

«какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

В то же время работодатель вправе самостоятельно подбирать работников, соответствующих вакантной должности по профессиональным и деловым качествам. ТК РФ не содержит норм, которые обязывали бы работодателя заполнять вакантные места и заключение трудового договора с каким-либо конкретным лицом не является обязанностью работодателя. Согласно статье 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных ТК РФ, а также иными федеральными законами.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под деловыми качествами работника следует понимать:

«способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)».

В начале рассмотрим общие ограничения при приеме на работу установленные трудовым законодательством.

Исходя из смысла статьи 65 ТК РФ трудовой договор не может быть заключен с лицами, не обладающими специальными знаниями (специальной подготовкой) и не имеющими документа, который бы удостоверял их наличие (документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний) в случае, если характер работы требует таких специальных знаний или навыков.

В соответствии со статьей 47 Уголовного кодекса Российской Федерации лица, лишенные вступившим в законную силу приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, соответственно не могут заключать трудовой договор, предполагающий выполнение соответствующей работы в течение назначенного судом срока.

Статьей 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) установлено, что лица, подвергнутые административному наказанию в виде дисквалификации, не имеют права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Запрещается заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, а если такой трудовой договор был заключен, то он соответственно подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 84 ТК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (далее Постановление №163) утверждены перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, соответственно, женщин и лиц моложе восемнадцати лет.

Также для отдельных категорий граждан установлен обязательный медицинский осмотр перед приемом на работу. Так, например, Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» утвержден порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, также принимаются на работу только после прохождения предварительного медицинского осмотра и до достижения возраста восемнадцати лет ежегодно проходят медицинские осмотры.

Поступление на работу в организацию торговли имеет свои особенности. Во-первых, они связаны с ограничениями работ в сфере торговли в связи с защитой труда лиц в возрасте до восемнадцати лет при выполнении тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда. Во-вторых, особенности поступления на работу в организацию торговли обусловлены деятельностью государственных органов направленной на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и обеспечение здоровья населения, так как спецификой деятельности организаций торговли являются постоянные непосредственные контакты с продукцией, клиентами и населением.

Согласно статье 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, например, таких как производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами.

Частью 2 статьи 265 ТК РФ:

«запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы».

Как уже отмечалось, Постановлением №163 утвержден «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». В соответствии с данным Перечнем запрещаются:

§   работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную в случае превышения установленных норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

§   работы по торговле и хранению вина, спирта и ликероводочной продукции и пива, а также табачных изделий.

Установление данных запретов обусловлено тем, что выполнение таких работ может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних.

В целях определения соответствия состояния здоровья работника поступающего на работу в организацию торговли проводятся предварительные медицинские осмотры (обследования).

Медицинские осмотры (обследования) работников торговли.

Медицинский осмотр – это лечебно-профилактическое мероприятие, проводимое в целях выявления каких-либо нарушений в состоянии здоровья работника, а также в целях охраны здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с частью 2 статьи 213 ТК РФ в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования).

Особое условие содержит статья 69 ТК РФ о том, что:

«обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Обратите внимание!

Медицинские осмотры (обследования) проводятся на платной основе и осуществляются за счет средств работодателя (часть 3 статьи 213 ТК РФ, статьи 212 и 266 ТК РФ).

В целях охраны здоровья ТК РФ придает немаловажное значение прохождению медицинских осмотров (обследований).

Статьей 214 ТК РФ на работников возлагается обязанность по прохождению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Медицинский осмотр при поступлении на работу проводится в целях решения вопроса о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе.

Положительный результат прохождения предварительного медицинского осмотра лицом, поступающим на работу, это своего рода условие поступления на работу в организацию торговли.

Работодателю целесообразно оформлять трудовые отношения только после получения медицинского заключения, в противное случае если результат прохождения медицинского обследования будет неудовлетворительным, работодателю придется расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 2 части 1 статьи 84 ТК РФ вследствие заключения трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном законом порядке, но только в том случае если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

В соответствии с частью 2 статьи 84 ТК РФ, если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине работника:

«работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

В случае отсутствия вакансий работодатель обязан выплатить работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Медицинский осмотр может быть не только предварительным (при поступлении на работу), но и периодическим, то есть осуществляться в период трудовой деятельности.

Прохождение медицинского осмотра это не только обязанность, но одновременно и право работника (статья 219 ТК РФ). Например, работник имеет право на прохождение внеочередного медицинского осмотра, в период прохождения которого за ним также сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

Работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование) работодатель обязан отстранить от работы (статьи 76, 212 ТК РФ).

В то же время ТК РФ устанавливаются гарантии: на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работником, сохраняется место работы (должности) и средний заработок по месту работы (статьи 185, 212 ТК РФ), то есть работник не может быть уволен или переведен на другую работу либо должность в период прохождения медицинского осмотра.

Обратите внимание!

На основании части 7 статьи 70 ТК РФ время прохождения медицинского осмотра при поступлении на работу не засчитывается в период прохождения испытательного срока.

Направление работника на периодический осмотр оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

Срок прохождения медицинского осмотра может быть продлен, в случае если работник не может пройти осмотр не по своей вине (например, в случае временной нетрудоспособности). В таком случае работнику производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В случае если работник не проходит медицинский осмотр по своей вине (отказ от прохождения осмотра), работодатель издает приказ об отстранении такого работника от работы и вправе применить к нему дисциплинарное взыскание.

Отметим, что это право работодателя, а не обязанность.

Прежде чем применить к работнику дисциплинарное взыскание работодатель должен затребовать от него письменное объяснение (что явилось причиной не прохождения медицинского осмотра) на основании статьи 193 ТК РФ. Если по истечении двух рабочих дней такое объяснение от работника не получено, то составляется соответствующий акт, что не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В приказе об отстранении работника от работы указываются обстоятельства, которые послужили основанием для отстранения и документы, подтверждающие такие основания.

Отстранение от работы осуществляется на основании пункта 3 части 1 статьи 76 ТК РФ, а согласно части 3 статьи 76 ТК РФ в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.

Если работник повторно не исполняет свою обязанность по прохождению медицинского осмотра, то он может быть уволен по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если работник имеет дисциплинарное взыскание.

Федеральный закон от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Федеральный закон №29-ФЗ) устанавливает ряд требований для работников работающих в организациях торговли.

Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение предусмотрены для всех работников, имеющих непосредственные контакты с пищевыми продуктами, материалами и изделиями и занятых на работах, связанных:

§   с изготовлением и оборотом пищевых продуктов;

§   с оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями;

§   в сфере общественного питания.

Не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты с пищевыми продуктами, материалами и изделиями:

«больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиенического обучения» (часть 2 статьи 23 Федерального закона №29-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года №83 утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований).

Применительно к организациям торговли в этот Перечень входят работы в организациях пищевой промышленности, на молочных и раздаточных пунктах, базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта, а также работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний предусматривается для работников отдельных профессий, производств и организаций прохождение предварительных и периодических профилактических медицинских осмотров.

Перечни профессий и должностей, а также виды работ, при выполнении которых работники должны проходить обязательные медицинские обследования утверждаются на уровне субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим в качестве примера прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работниками торговли в городе Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 года №1228 «Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации» (далее Постановление №1228) утвержден Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовой формы, работники которых проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и гигиеническую аттестацию.

Пунктом 2 Постановления №1228 установлено, что:

«предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническая аттестация проводятся лечебно - профилактическими учреждениями Комитета здравоохранения и другими медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии и сертифицированных специалистов, и центрами Госсанэпиднадзора на хозрасчетной основе за счет средств работодателя в соответствии с тарифами, утвержденными Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике».

Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве в Письме от 22 августа 2000 года №16-2-286 «О личных медицинских книжках отдельных групп работников» указал, что наличие личных медицинских книжек, прохождение профилактических медицинских осмотров и гигиенической подготовки необходимо для всех работников организаций, перечисленных в приложении 1 к Постановлению №1228, за исключением руководителей организаций промышленной торговли, а также работников бухгалтерии, отдела кадров, юридического и планово - экономического отделов всех организаций (как не имеющих контакта с клиентами и продукцией).

В соответствии с Постановлением №1228 обязанность по прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров установлена для следующих категорий работников организаций торговли:

§   работники предприятий торговли продовольственными товарами и изделиями, предназначенными для контакта с продуктами питания и водой, продовольственных оптовых рынков;

§   работники торговли промышленными товарами для детей, парфюмерно-косметическими изделиями;

§   работники торговли промышленными товарами, в том числе вещевых рынков;

§   работники предприятий общественного питания, буфетов, киосков, пищеблоков всех учреждений и организаций;

§   работники предприятий пищевых отраслей промышленности, баз и складов для хранения и реализации продовольственных товаров;

§   работники транспортных предприятий и частные лица, занятые перевозкой продовольственных товаров на всех видах транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиа, речной, морской).

Постановлением №1228 утвержден также «Перечень и кратность прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников декретированных профессий» в соответствии, с которым предварительный (при поступлении на работу), медицинский осмотр представляет собой:

§   осмотр терапевтом;

§   осмотр дерматовенерологом;

§   исследование крови на сифилис;

§   бактериоскопическое исследование на гонорею и трихомониаз;

§   флюорографическое обследование органов грудной клетки;

§   обследование на кишечную группу инфекций (за исключением работников организаций торговли промышленными товарами).

Периодические медицинские осмотры представляют собой:

§   осмотр терапевтом (один раз в год);

§   флюорографическое обследование органов грудной клетки (один раз в год).

Для работников торговли промышленными товарами один раз в год, для всех остальных – два раза в год:

§   осмотр дерматовенерологом;

§   исследование крови на сифилис;

§   бактериоскопическое исследование на гонорею и трихомониаз.

Данные о прохождении медицинских осмотров вносятся в личные медицинские книжки работников и подлежат учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор на основании части 5 статьи 34 Федерального закона №52-ФЗ.

Медицинские книжки хранятся у работодателя или непосредственно у работника (например, у продавца мелкорозничной точки). Приобретается медицинская книжка в Центрах гигиены и эпидемиологии.

Личная медицинская книжка работника.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона №52-ФЗ:

«порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор».

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Ведение реестра выданных личных медицинских книжек и санитарных паспортов осуществляется Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Информационно-методический центр «Экспертиза».

Выдачу личных медицинских книжек и санитарных паспортов как документов строгой отчетности производят центры гигиены и эпидемиологии.

Личная медицинская книжка выдается работнику и передается на хранение работодателю, за исключением некоторых случаев.

При отсутствии у работника медицинской книжки к торговой организации могут быть применены штрафные санкции.

Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В личной медицинской книжке указываются:

1.   кем выдана медицинская книжка (наименование организации Роспотребнадзора);

2.   фамилия, имя, отчество, подпись руководителя организации Роспотребнадзора, дата;

3.   сведения о владельце медицинской книжки:

§   фамилия, имя, отчество;

§   год рождения;

§   домашний адрес;

§   должность;

§   личная подпись.

4.   наименование организации работодателя (индивидуальный предприниматель);

5.   отметки о переходе на работу в другие организации;

6.   отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;

7.   отметки о профилактических прививках;

8.   заключение врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования;

9.   результаты обследования на туберкулез;

10.   результаты исследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;

11.   результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;

12.   результаты исследования на гельминтозы;

13.   результаты исследования на носительство возбудителей дифтерии;

14.   результаты исследования на носительство патогенного стафилококка;

15.   профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация;

16.   отметка о предупреждении при нарушении санитарных правил.

В основном в медицинских организациях существует следующий порядок оформления личной медицинской книжки.

Так, при первичном обращении необходимо представить в регистратуру следующие документы:

§   паспорт;

§   заявление, заполненное печатными буквами в соответствии с образцом (бланк, как правило, выдается в регистратуре);

§   фотография 3х4 (при оформлении новой медицинской книжки).

Далее необходимо оплатить и пройти медицинский осмотр, гигиеническое обучение и аттестацию. После прохождения медицинского осмотра, гигиенического обучения и аттестации в регистратуру, как правило, сдается обходной лист и в назначенный день при предъявлении квитанции получается оформленная медицинская книжка.

Ответственность за несвоевременное прохождение медицинских осмотров, за допуск к работе без медицинского осмотра несет работодатель по статье 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Совершение вышеописанного административного правонарушения влечет:

«предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток» (статья 6.3 КоАП РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися трудовых отношений в сфере торговли, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Торговля. Особенности трудовых отношений. Судебная практика. Образцы трудовых договоров».