ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В соответствии со статьей 334 главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понятие недр дано в Законе о недрах:

«Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

В соответствии со статьей 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Обратите внимание!

Фактически взаимоувязка текста статьи 9 Закона о недрах и статьи 334 НК РФ означает, что если у недропользователя отсутствует лицензия на право пользования недрами, то нет и обязанности по уплате НДПИ (пункт 1 статьи 17 НК РФ). Не стоит забывать о статье 51 Закона о недрах и Распоряжении Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами», где отмечено, что хозяйствующий субъект, пользующийся недрами без соответствующей лицензии, обязан возместить государству причиненные убытки. Причем возмещение таких убытков производится исходя из ставок НДПИ.

Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ (подпункт 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (пункт 2 статьи 83 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ, по месту нахождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Если участок недр находится на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ (по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению), то заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДПИ не подается.

Как указывалось ранее, налогоплательщик, которому предоставляются в пользование недра, обязан получить лицензию. Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод определенного земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, которое определяет необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и Законом о недрах.

Виды лицензий определены разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами». В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.

При применении данного документа следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию»).

При этом статьей 12 Закона о недрах определено, что лицензия на право пользования недрами должна содержать:

ü   данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

-   данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

-   указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

-   указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

-   сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

-   условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

-   согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

-   соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

-   условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

-   порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

С 1 января 2005 года утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения (Приказ МПР Российской Федерации от 24 января 2005 года №23 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения»).

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (пункт 7 статьи 85 НК РФ).

Как ранее указывалось к пользователям недр, не оформившим лицензии, применяются санкции на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами»:

«при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых».

В соответствии с пунктом 2 статьи 335 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если та добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Иными словами, если российская организация производит добычу полезных ископаемых на участке недр, арендуемом Российской Федерации у другого государства, в соответствии с межгосударственным соглашением переданном ей в пользование, то она уплачивает НДПИ по месту своего нахождения. Если организация осуществляет добычу полезных ископаемых на территории иностранного государства на участке недр, предоставленных ей непосредственно этим государством, то объекта налогообложения по НДПИ не возникает и поэтому плательщиком по данному налогу она не является.

Определение и границы континентального шельфа установлены Федеральным законом от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемых ею на основании международного договора, относится, в частности, архипелаг Шпицберген (Норвегия).

В соответствии с пунктом 3 статьи 335 НК РФ особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков НДПИ определяются Минфином Российской Федерации. На момент написания настоящей книги соответствующий документ финансовым ведомством не принят, поэтому хозяйствующие субъекты вправе пользоваться Приказом МНС Российской Федерации от 31 декабря 2003 года №БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы:

·   форма №9-НДПИ-1 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

·   форма №9-НДПИ-2 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

·   форма №9-НДПИ-3 «Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются:

-   полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-   полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

-   полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту (техническим условиям) организации (пункт 1 статьи 337 НК РФ).

Полезным ископаемым не может быть признана продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются, в частности: товарные руды (подпункт 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ), полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) (подпункт 5 пункта 2 статьи 337 НК РФ).

Так, на частный вопрос налогоплательщика о правильности определения им в качестве добытого полезного ископаемого (объекта налогообложения по НДПИ) вольфрамовой и флюоритовой руды, работники финансового ведомства разъяснили (Письмо Минфина Российской Федерации от 28 февраля 2006 года №03-07-01-04/05), что виды добытых полезных ископаемых, перечисленные в подпунктах 4,5 пункта 2 статьи 337 НК РФ, в целях обложения НДПИ должно соответствовать следующим нормам, а именно:

-   являться продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17, которая в техническом проекте на разработку месторождения определена как результат указанной разработки;

-   продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров первой по своему качеству должна последовательно соответствовать одному из стандартов.

Следовательно, при условии направления полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды внутри организации на дальнейшую переработку извлекаемые из данной руды вольфрамовый и флюоритовый концентраты могут являться полезными компонентами указанной руды и, соответственно, при соблюдении всех вышеперечисленных норм могут быть признаны добытыми полезными ископаемыми.

Пунктом 2 статьи 336 НК РФ определено, что не признается объектом налогообложения в целях исчисления НДПИ.

Согласно статье 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождения углеводородного сырья. Стоимость и методы определения количества добытых полезных ископаемых определяются в соответствии со статьями 339, 340 НК РФ.

В соответствии со статьей 339 НК РФ существует два метода определения количества добытого полезного ископаемого – прямой и косвенный. Косвенный метод применяется в случае невозможности использования прямого метода как способа определения количества добытого полезного ископаемого посредством снятия показаний с измерительных приборов и устройств.

Отметим, что применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого должен быть закреплен в учетной политике организации, и применяться в течение всей деятельности по добыче конкретного полезного ископаемого.

Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, то есть разницы между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Статья 339 НК РФ устанавливает особый порядок определения количества добытого полезного ископаемого при разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов и оценки стоимости добытых драгоценных металлов.

Так в соответствии с пунктом 4 статьи 339 НК РФ при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 года №731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее - Правила).

Согласно пункту 7 Правил в добывающих организациях, учет драгоценных металлов и драгоценных камней при добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении, если это возможно с учетом условий технологических процессов извлечения, обогащения, дальнейшей переработки, опробовании и анализа минерального сырья, содержащего в драгоценных металлах.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в перерасчете на массу химических, чистых драгоценных металлов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» аффинаж драгоценных металлов - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Учет драгоценных камней в добывающих организациях ведется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении при проведении ими самостоятельной сортировки, первичной классификации и первичной оценки.

Те добывающие организации, которые не имеют возможности осуществлять сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, передают их по договору в Гохран Российской Федерации для проведения указанных операций. При этом, первичный учет драгоценных камней ведется в стоимостном выражении в соответствии с расценками за единицу массы продукции, указанными по каждому месторождению отдельно. После проведения в Гохране Российской Федерации операций по сортировке, очистки, взвешивания, классификации и оценку драгоценных камней вносятся соответствующие уточнения в учет драгоценных камней по массе, качеству и в стоимостном выражении.

Пунктом 6 статьи 339 НК РФ определено, что количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 337 НК РФ как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.

Пример 1.

Организация занята добычей многокомпонентной комплексной руды. Предположим, что за отчетный период было добыто 3 тонны. Результаты химического анализа показали, что в добытой руде содержится:

·   Молибдена - 40%;

·   Меди - 15%;

·   Серебра - 3%.

Исходя из этих данных количество полезных компонентов, содержащихся в руде, для целей налогообложения составит:

·   Молибдена – 1,2 тонны (3 тонны х 40%);

·   Меди - 0,45 тонны (3 тонны х15%);

·   Серебра – 0,09 тонны (3 тонны х 3%).

Окончание примера.

Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы установлен статьей 340 НК РФ.

В соответствии с указанной статьей оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из следующих способов:

1.   исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2.   исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3.   исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налогоплательщики, получающие государственные субвенции, определяют стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен их реализации, сложившихся в текущем налоговом периоде, а при отсутствии реализации – из цен, сложившихся в предыдущем налоговом периоде. При этом из выручки от реализации необходимо вычесть сумму бюджетных средств.

Если у налогоплательщика отсутствует реализация добытого полезного ископаемого, то он применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет в целях налогообложения прибыли.

При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях исчисления НДПИ учитываются расходы, прямо поименованные в подпунктах 1-7 пункта 4 статьи 340 НК РФ.

Статьей 340 НК РФ установлены ограничения на включения расходов в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых включаются только прямые расходы, связанные с добычей полезных ископаемых:

-   материальные расходы;

-   расходы на оплату труда;

-   суммы начисленной амортизации;

-   прочие расходы.

Прямые расходы (подпункты 1-3,7 пункта 4 статьи 340 НК РФ), произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 319 НК РФ.

Согласно статье 318 НК РФ к прямым расходам относятся:

-   материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1,4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

-   расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

-   суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяются между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.

Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Налоговым периодом по НДПИ согласно статье 341 НК РФ является календарный месяц.

Налоговая ставка по налогу на добычу производится по разным ставкам: по видам полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Налоговые ставки установлены статьей 342 НК РФ.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Как свидетельствует наша консультационная практика, нередко налогоплательщики НДПИ сталкиваются с массой вопросов при исчислении налога, если организация одновременно добывает несколько полезных ископаемых, и при этом по одному из них в текущем налоговом периоде отсутствует реализация. Как в этом случае правильно рассчитать сумму налога?

Ответом на данный вопрос может служить Письмо Минфина Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №03-07-01-04/4, в котором, в частности, указано:

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на добычу полезных ископаемых при осуществлении добычи полезных ископаемых обособленными подразделениями организации и сообщает.

Пунктом 1 ст.340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено три способа оценки стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ):

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При этом следует учитывать, что в соответствии с абз.1 и 2 п.4 ст.340 Кодекса последний способ оценки добытого полезного ископаемого применяется налогоплательщиком в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого.

В соответствии с гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых признание расходов осуществляется в порядке, установленном гл.25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов (в том числе косвенных), произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Вместе с тем при применении данного положения необходимо учитывать следующее.

Согласно ст.338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

В соответствии с п.2 ст.343 Кодекса сумма налога также исчисляется по каждому добытому полезному ископаемому по итогам каждого налогового периода и рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Глава 25 «Налог на прибыль организации» Кодекса также обязывает вести налоговый учет в отношении каждого объекта налогообложения, в частности ст.316 Кодекса предусмотрено, что доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученных от данного вида деятельности.

На основе анализа положений гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса и гл.25 «Налог на прибыль организации» Кодекса можно сделать вывод о том, что они обязывают плательщика НДПИ производить оценку и вести налоговый учет отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого, а расходы на добычу полезных ископаемых должны рассчитываться отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых».

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода, которым является месяц и уплата производится не позднее 25 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

Письмом ФНС Российской Федерации от 17 августа 2006 года №ММ-6-21/819@ «О порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых» даны разъяснения о порядке уплаты НДПИ. В нем указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 343 НК РФ НДПИ подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставляемого налогоплательщику в пользование. При этом местом нахождения участка недр признается территория субъекта Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр (пункт 1 статьи 335 НК РФ).

В указанном письме говорится, что уплата НДПИ в отдельном субъекте Российской Федерации должна осуществляться по месту постановки налогоплательщика на учет в качестве налогоплательщика по НДПИ независимо от факта зачисления в указанном субъекте Российской Федерации поступлений НДПИ в местные бюджеты.

При оформлении платежных документов на уплату НДПИ налогоплательщик должен указывать код согласно «Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 года №413 по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ в данном субъекте Российской Федерации, а также ИНН и КПП налогового органа по месту представления налоговой декларации.

Изложенный в Письме порядок уплаты НДПИ подлежит применению с 1 января 2007 года.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского учета и налогообложения в организациях горнорудной промышленности, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Производство и торговля в горнорудной промышленности».