Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Планы финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год и плановый период должны формироваться по новым правилам, установленным в Требованиях № 186н (требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н).
Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, уже начали разрабатывать соответствующие порядки для подведомственных учреждений. Составных частей плана станет меньше, а вот дополнительных таблиц больше (поскольку обосновывать теперь придется не только будущие расходы, но и будущие доходы). Расскажем о главных изменениях.
При подготовке планов ФХД на 2020 год автономным учреждениям больше нельзя руководствоваться прежними Требованиями № 81н (требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н), которые утрачивают силу, и разработанными в их исполнение нормативными актами органов-учредителей. Последние должны утвердить новые порядки составления и утверждения планов, опирающиеся на Требования № 186н, – эти акты теперь и нужно применять.
Новые требования меняют и форму плана, и процесс работы с ним. План приобретает все больше черт документа финансового планирования, из него исключается информация, содержащаяся в других документах учреждения (например, в уставе, балансе). В свою очередь, точность планирования должна достигаться за счет подробных обоснований – теперь они составляются и по расходам, и по доходам.
Этапы планирования
Планирование ФХД ведется одновременно с процессом подготовки бюджета соответствующего уровня. Прежде всего должны совпадать сроки, на которые принимаются федеральный, региональный или местный бюджет и план ФХД учреждения. Согласно п. 5 Требований № 186н план составляется на финансовый год (если закон (решение) о бюджете утверждается на год) либо финансовый год и плановый период (если закон (решение) о бюджете утверждается на три года). Но теперь можно планировать и на более длительный срок. Если у учреждения возникла необходимость принять и исполнить долгосрочные обязательства (например, к ним относятся договоры о строительстве или реконструкции объектов государственной (муниципальной) собственности), показатели плана могут утверждаться на период, превышающий срок действия закона о бюджете. Такую возможность должен предусмотреть в своем порядке орган-учредитель.
Связь проекта плана ФХД с проектом бюджета проявляется и в том, что в процессе планирования орган-учредитель должен довести до каждого подведомственного учреждения сведения, касающиеся его финансового обеспечения и необходимые для формирования показателей плана (п. 9 Требований № 186н).
Конкретный порядок действий устанавливает орган-учредитель (п. 4 Требований № 186н), а именно:
-
сроки и порядок составления проекта плана;
-
сроки и порядок утверждения плана;
-
порядок внесения изменений в план;
-
полномочия органа-учредителя или учреждения по утверждению плана (внесению в него изменений).
Впрочем, учредители пока не спешат утверждать новые порядки. На момент создания данной публикации в открытом доступе находились лишь проекты таких документов. В частности, Минспорт в проекте приказа (проект приказа Минспорта РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации») определил, что подведомственное учреждение должно заполнить и разместить в информационной системе «Электронный бюджет» проект плана ФХД не позднее 30 декабря текущего года, а утвердить план ему надо до 1 февраля очередного финансового года, тоже отразив этот факт в «Электронном бюджете».
В свою очередь, Минтруд не предполагает устанавливать жесткие рамки для утверждения плана ФХД. Как следует из проекта приказа (проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения, находящегося в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»), подведомственное учреждение должно заполнить и подписать план в названной системе и представить его органу-учредителю в течение 15 рабочих дней с момента формирования проекта государственного задания. Потом в течение 10 рабочих дней министерство согласовывает либо отклоняет документ (все действия совершаются в «Электронном бюджете»). Во втором случае учреждению придется доработать и в течение 5 рабочих дней повторно подать план.
Особенности планирования в отдельных ситуациях
Новые правила отдельно регламентируют действия учреждения в трех следующих ситуациях.
1. Наличие у АУ обособленного подразделения. Согласно абз. 5 п. 1 Требований № 186н филиал, осуществляющий полномочия по ведению бухгалтерского учета, оказывающий услуги (выполняющий работы) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием учреждения, должен составлять собственный план ФХД, только если головное учреждение приняло решение об утверждении плана обособленному подразделению.
По сути, в данной ситуации должны формироваться как минимум три плана: учреждения в целом, головного учреждения (без филиалов) и каждого обособленного подразделения. План учреждения составляется на основании проектов планов головного учреждения и обособленных подразделений, при этом расчеты между первым и вторыми не учитываются (п. 10 Требований № 186н). На основании плана учреждения как юридического лица утверждаются отдельные планы головного учреждения и каждого обособленного подразделения, куда включаются показатели внутренних расчетов между ними (п. 47 Требований № 186н).
2. Изменение подведомственности учреждения. Если такое произошло в течение финансового года, план ФХД переданного учреждения необходимо привести в соответствие порядку нового органа-учредителя в установленные им сроки (п. 3 Требований № 186н).
3. Реорганизация учреждения. В этом случае показатели плана должны быть изменены (п. 16 Требований № 186н).
Форма реорганизации |
Действия по изменению плана ФХД |
Присоединение, слияние |
Показатели плана учреждения-правопреемника формируются с учетом показателей планов реорганизуемых учреждений, прекращающих свою деятельность, путем построчного суммирования показателей поступлений и выплат |
Выделение |
Показатели плана реорганизуемого учреждения уменьшаются на показатели поступлений и выплат планов вновь возникших юридических лиц |
Разделение |
Показатели планов вновь возникших юридических лиц формируются путем разделения показателей поступлений и выплат плана реорганизованного учреждения, прекращающего свою деятельность |
После завершения реорганизации показатели поступлений и выплат планов реорганизованных учреждений при суммировании должны соответствовать показателям планов учреждений до начала реорганизации.
Форма плана и требования учредителя
Новая форма плана ФХД дана в приложении к Требованиям № 186н – из нее исключены несколько разделов. Сравним существующую и новую структуру.
Прежняя форма плана |
Новая форма плана |
Текстовая (описательная) часть |
– |
Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)» |
– |
Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» |
Раздел 1 «Поступления и выплаты» |
Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)» |
Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» |
Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)» |
– |
Таблица 4 «Справочная информация» |
– |
– |
Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям |
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам |
Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам |
В графах основной таблицы «Поступления и выплаты» не будет разбивки по источникам финансового обеспечения (напомним, раньше все показатели детализировались по видам субсидий и внебюджетным доходам). В графах теперь нужно проставлять суммы, относящиеся к конкретному году планирования (в границах трехлетнего периода и при необходимости за его пределами).
Впрочем, возможность раздельного отражения сумм по источникам финансового обеспечения все же может предусмотреть орган-учредитель. Согласно п. 31 Требований № 186н он вправе принять решение о раздельном планировании в отношении расчетов расходов (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг). Обратим здесь внимание на два важных момента. Во-первых, разбивка по источникам смещается из основной таблицы плана в обоснования расходов, а значит, при принятии органом-учредителем соответствующего решения учреждению понадобится заполнять большее число таблиц, обосновывающих плановые показатели по оплате труда, уплате налогов и пр. Во-вторых, в отношении основных расходов на закупки раздельное планирование обязательно – это не зависит от воли конкретного учредителя. В разделе 2 формы плана есть строка, в которой отражаются выплаты по договорам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, – здесь и надо детализировать суммы по источникам финансового обеспечения.
Все показатели плана ФХД и обоснований должны формироваться по кодам бюджетной классификации (в соответствующей графе формы плана основные коды уже проставлены, а в п. 11 Требований № 186н даны разъяснения по заполнению). Орган-учредитель может предусмотреть в своем порядке дополнительную детализацию по кодам КОСГУ или иным кодам аналитических показателей.
Кроме того, строк в плане станет больше. Помимо основных групп показателей («Доходы» и «Расходы»), которые подверглись дополнительной детализации, в разд. 1 появились новые группы – «Выплаты, уменьшающие доход» и «Прочие выплаты». В первом случае обособляются суммы, уменьшающие доход (налог на прибыль, НДС и др.), во втором – суммы возврата субсидий, предоставленных до начала текущего финансового года, банковских депозитов, размещенных автономным учреждением, и др. Указанные суммы отражаются со знаком минус. Такая детализация позволит повысить точность планирования и исключить искажение расчетных показателей по доходам.
Покажем на примере, как заполняется один из блоков (данные условны).
Наименование показателя |
Код строки |
Код по бюджетной классификации РФ |
Сумма |
|||
На 2020 год (текущий финансовый год) |
На 2021 год (первый год планового периода) |
На 2022 год (второй год планового периода) |
За пределами планового периода |
|||
Выплаты, уменьшающие доход, всего |
3000 |
100 |
-150 000,00 |
-150 000,00 |
-150 000,00 |
х |
В том числе |
||||||
Налог на прибыль |
3010 |
х |
-100 000,00 |
-100 000,00 |
-100 000,00 |
х |
3020 |
х |
-50 000,00 |
-50 000,00 |
-50 000,00 |
х |
|
Прочие налоги, уменьшающие доход |
3030 |
х |
– |
– |
– |
х |
План составляется на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат (п. 8 Требований № 186н), но формы этих обоснований не установлены. Органы-учредители могут сами утвердить данные формы в своих порядках (как это предполагает сделать Управление делами Президента РФ, проект приказа Управления делами Президента РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного и автономного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации»), а могут оставить разработку форм таблиц-обоснований подведомственным учреждениям (в частности, Минспорт в своем проекте приказа не регламентировал данный вопрос).
Обоснования доходов
Новая форма плана ФХД включает шесть видов доходов, размер которых нужно обосновывать (хотя орган-учредитель может предусмотреть дополнительные виды). Согласно п. 18 Требований № 186н учреждение должно рассчитать и отразить в плане доходы:
-
от использования собственности;
-
от оказания услуг (выполнения работ);
-
в виде штрафов, возмещения ущерба;
-
в виде безвозмездных денежных поступлений;
-
в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
-
от операций с активами.
Детализация этих доходов и правила расчета сумм даны в п. 19 – 22 Требований № 186н.
Если АУ не планирует получать отдельные виды доходов, обоснования по ним не формируются (п. 45 Требований № 186н). Иными словами, количество таблиц-обоснований зависит от имеющихся источников доходов. Минфин предлагает (См. презентацию «Планирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений», размещенную на официальном сайте minfin.ru, раздел «Бюджет / Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений / Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»), использовать общую таблицу-обоснование, куда включаются суммы по одной из шести групп доходов, планируемых к получению в трехлетний период, и детализацию расчетов по каждому виду дохода в отдельной таблице. Важно, что обоснования доходов нужно формировать с учетом возникшей на начало финансового года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало текущего финансового года авансов по договорам (контрактам, соглашениям) (п. 17 Требований № 186н).
Приведем условный пример заполнения общей таблицы с расчетами по доходам от собственности.
Наименование показателя |
Код строки |
Сумма, руб. |
||
На 2020 год (текущий финансовый год) |
На 2021 год (первый год планового периода) |
На 2022 год (второй год планового периода) |
||
Дебиторская задолженность по доходам на начало года |
0100 |
1 000,00 |
– |
– |
Полученные авансы по договорам, контрактам (кредиторская задолженность по доходам) на начало года |
0200 |
5 000,00 |
5 000,00 |
5 000,00 |
Доходы от собственности, всего |
0300 |
105 000,00 |
100 000,00 |
105 000,00 |
В том числе |
||||
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества |
0310 |
70 000,00 |
75 000,00 |
80 000,00 |
Доходы в виде процентов по остаткам средств на счетах автономных учреждений в кредитных организациях |
0320 |
20 000,00 |
10 000,00 |
10 000,00 |
Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации |
0330 |
15 000,00 |
15 000,00 |
15 000,00 |
Дебиторская задолженность по доходам на конец года |
0400 |
– |
– |
– |
Полученные авансы по договорам, контрактам (кредиторская задолженность по доходам) на конец года |
0500 |
5 000,00 |
5 000,00 |
5 000,00 |
Планируемые поступления доходов от собственности (строка 0100 – строка 0200 + строка 0300 – строка 0400 + строка 0500) |
0600 |
106 000,00 |
100 000,00 |
105 000,00 |
Далее каждый вид дохода, указанный в общей таблице, учреждению нужно рассчитать в отдельной таблице. Например, доходы от аренды определяются исходя из ставки арендной платы за единицу площади и количества квадратных метров (объектов), которые планируется сдавать в аренду, а доходы от распоряжения правами на интеллектуальную собственность – исходя из количества объектов такой собственности и платы за использование одного объекта.
Обоснования расходов
Правила составления обоснований расходов в основном те же, что и обоснования доходов. Расчеты нужно формировать с учетом произведенных на начало финансового года авансов по договорам (контрактам, соглашениям), сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов, а также принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств (абз. 2 п. 17 Требований № 186н). Если учреждение не собирается осуществлять отдельные расходы, оставлять пустые таблицы-обоснования по ним не нужно (п. 45 Требований № 186н).
Детализация расходов и правила расчета сумм приведены в п. 24 – 43 Требований № 186н. Из этих норм следует, что таблиц-обоснований здесь должно быть много: только основных групп расходов насчитывается семь (оплата труда с начислениями, компенсационные выплаты персоналу, не предусмотренные фондом оплаты труда, уплата налогов и пр.), а одна из них (расходы на закупки) включает в себя еще десять видов расходов. При этом орган-учредитель может обязать учреждение отражать расходы в разбивке по источникам финансирования.
Как и в случае с доходами, по каждой группе расходов нужно составить общую таблицу-обоснование, а детали расчетов отразить в отдельных таблицах.
Приведем еще один условный пример заполнения – в отношении расходов на оплату труда. Предположим, что орган-учредитель принял решение о планировании выплат раздельно по источникам финансового обеспечения, вследствие чего АУ должно заполнить две таблицы – по расходам за счет средств субсидии на выполнение задания и приносящей доход деятельности. Таблицы заполнены только на один (2020) год.
Источник финансового обеспечения – субсидия на выполнение государственного задания
№ п/п |
Должность, группа должностей |
Установленная численность, ед. |
Среднемесячный размер оплаты труда на одного работника, руб. |
Ежемесячная надбавка к окладу, % |
Районный коэф- |
Фонд оплаты труда в 2020 году, руб. |
|||
Всего |
В том числе |
||||||||
По должностному окладу |
По компенсационным выплатам |
По стимулирующим выплатам |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10* |
1 |
8 |
27 000,00 |
18 000,00 |
– |
9 000,00 |
– |
– |
2 592 000,00 |
|
2 |
Педагогический персонал |
60 |
14 000,00 |
10 000,00 |
1 000,00 |
3 000,00 |
– |
– |
10 080 000,00 |
3 |
Обслуживающий персонал |
6 |
11 500,00 |
8 500,00 |
1 000,00 |
2 000,00 |
– |
– |
828 000,00 |
4 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Итого |
х |
х |
х |
х |
х |
|
* Графа 10 = графа 3 х графа 4 х (1 + графа 8 / 100) х графа 9 х 12 (мес.).
Источник финансового обеспечения – приносящая доход деятельность
№ п/п |
Должность, группа должностей |
Установлен- |
Среднемесячный размер оплаты труда на одного работника, руб. |
Ежемесячная надбавка к окладу, % |
Районный коэф- |
Фонд оплаты труда в 2020 году, руб. |
|||
Всего |
В том числе |
||||||||
По должностному окладу |
По компенсационным выплатам |
По стимулирующим выплатам |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10* |
1 |
Административно-управленческий персонал |
8 |
14 500,00 |
4 500,00 |
– |
10 000,00 |
– |
– |
1 392 000,00 |
2 |
Педагогический персонал |
60 |
8 000,00 |
3 000,00 |
– |
5 000,00 |
– |
– |
5 760 000,00 |
3 |
Обслуживающий персонал |
6 |
2 000,00 |
– |
– |
2 000,00 |
– |
– |
12 000,00 |
4 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Итого |
х |
х |
х |
х |
х |
|
* Графа 10 = графа 3 х графа 4 х (1 + графа 8 / 100) х грfaf 9 х 12 (мес.).
Расчеты плановых выплат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, можно по-прежнему производить с превышением нормативных затрат, используемых при определении объема субсидии на выполнение задания, но в пределах общего объема этой субсидии (п. 44 Требований № 186н).
Заключение
Приступать к подготовке плана ФХД на 2020 год и плановый период бухгалтеру лучше заранее: сбор и анализ сведений, необходимых для расчетов будущих доходов и расходов, – процесс трудоемкий. И даже если орган-учредитель пока не установил новый порядок составления и утверждения плана ФХД и не довел до учреждения предполагаемые объемы финансового обеспечения, закладываемые при формировании проекта бюджета, начать можно с изучения Требований № 186н и формирования таблиц-обоснований, для которых основная информация у учреждения имеется.